Административное обжалование отказа в регистрации НН
Из этой статьи вы узнаете: как обжаловать решение органа ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки (далее – НН/РК) в административном порядке: в какой срок и по какой форме подавать жалобу, какую информацию в нее включить и т. д.
Что можно сделать на практике: с помощью наших рекомендаций вы сможете подготовить жалобу и подать ее в ГФС, учитывая все особенности процедуры административного обжалования, тем самым значительно повысите свои шансы на удовлетворение жалобы.
Налогоплательщик имеет законное право обжаловать решение органа ГФС об отказе в регистрации НН/РК. Сделать это можно двумя способами: в административном или судебном порядке. Об особенностях обжалования такого решения в суде читайте в публикации «Как обжаловать в суде блокирование налоговой накладной: пример иска». В этой статье речь пойдет о процедуре административного обжалования отказа в регистрации НН.
Какими нормативными актами следует руководствоваться при подаче жалобы?
При подаче жалобы необходимо руководствоваться п. 56.23 Налогового кодекса (далее – НК) и Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее – Постановление № 117, Порядок № 117/3).
Обратите внимание: утратил силу аналогичный Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485. |
Можно ли обжаловать отказ в регистрации НН одновременно в административном и судебном порядке?
Если вы решили выбрать административный способ обжалования, то должны учесть следующие моменты:
- одновременно обжаловать решение и в административном, и в судебном порядке нельзя. Поэтому если вы уже подали иск в суд, то после этого административное обжалование невозможно. Ведь данная процедура считается досудебным порядком разрешения спора (п. 56.18 НК, п. 4 Порядка № 117/3);
- наоборот сделать можно – после административного обжалования налогоплательщик имеет право обратиться в суд (п. 56.19 НК, п. 18 Порядка № 117/3). Для этого у него есть месяц со дня завершения процедуры административного обжалования.
Куда и в какой срок обращаться с жалобой?
Жалоба подается в ГФС Украины. Занимается ею комиссия по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия по рассмотрению жалоб), которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина (п. 1 Порядка № 117/3).
Срок подачи жалобы – в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии органа ГФС об отказе в регистрации НН. Если последний день срока обжалования приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, тогда жалобу надо подать в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117/3).
Не путайте: здесь речь идет о двух разных комиссиях. Решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК принимает одна комиссия ГФС, а жалобу рассматривает другая. |
Согласно п. 22 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением № 117 (далее – Порядок № 117/1), решение комиссии ГФС об отказе в регистрации НН вступает в силу после его регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена. Однако на период тестирования этого Реестра решения вступают в силу с момента их принятия и направляются налогоплательщику без такой регистрации в следующие сроки:
- комиссией ГФС регионального уровня – в течение 5 рабочих дней после получения от налогоплательщика письменных пояснений и копий документов (п. 23 Порядка № 117/1);
- комиссией ГФС центрального уровня – в течение 7 рабочих дней после получения от налогоплательщика письменных пояснений и копий документов, но не раньше получения решения комиссии регионального уровня о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в Реестре.
Тестовый режим будет действовать в течение месяца со дня вступления в силу Порядка № 117/1 (п. 9 этого Порядка). Порядок № 117/1 вступил в силу с 22.03.18 г., значит, тестовый режим должен продолжаться до 22.04.18 г.
Отметим, что раньше этот срок отсчитывался по-другому – с момента получения налогоплательщиком решения органа ГФС.
Существуют ли какие-либо основания, позволяющие продлить срок подачи жалобы?
Срок подачи жалобы может быть продлен по основаниям, предусмотренным п. 102.6 НК, то есть в случае, если налогоплательщик:
- находился за пределами Украины;
- находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
- находился в местах лишения свободы по приговору суда;
- был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске;
- имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально.
Все эти обстоятельства налогоплательщик должен подтвердить документально (п. 2 разд. III Порядка, утвержденного приказом Минфина от 20.10.17 г. № 861).
В какой форме следует подавать жалобу?
Жалоба подается в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС. Отметим, что ГФС регулярно размещает на своем официальном сайте информацию о средствах электронной связи, с помощью которых можно подавать жалобу. Для формирования жалобы в электронном виде налогоплательщик может по своему усмотрению выбирать любое программное обеспечение, где можно сформировать исходящий файл в соответствии с утвержденным форматом.
При подаче жалобы следует учитывать требования Законов от 22.05.03 г. № 851-IV и от 22.05.03 г. № 852-IV, а также Порядка, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557. То есть нужно придерживаться правил обмена информацией с органами ГФС, правил электронного документооборота и заверения документов ЭЦП.
Жалоба подписывается лично налогоплательщиком (если это юрлицо, то жалобу подписывает его руководитель) или его уполномоченным представителем. В случае подписания жалобы представителем дополнительно прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия такого лица (этот документ нужно отправить в формате pdf). Жалобу нужно заверить соответствующей ЭЦП аналогично процедуре заверения ЭЦП других электронных документов. Отметим, что если жалобу подписывает доверенное лицо, то у него должна быть своя ЭЦП, то есть ставить ЭЦП руководителя в таком случае нельзя.
Что нужно указать в жалобе?
Жалоба должна содержать (п. 10 Порядка № 117/3):
- наименование или Ф. И. О. налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;
- налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия налогового номера, уведомили об этом контролирующий орган и имеют соответствующую отметку в паспорте);
- номер и дату обжалуемого решения комиссии;
- причины несогласия с решением комиссии;
- сведения об обжаловании решения комиссии в судебном порядке (как уже было отмечено, в случае обжалования решения в суде административное обжалование невозможно. Поэтому здесь следует указать, что вы не подавали в суд иск об отмене решения комиссии об отказе в регистрации НН);
- требования налогоплательщика, подающего жалобу. Формулировка должна звучать так: «Прошу отменить решение комиссии об отказе в регистрации НН»;
- электронный адрес, на который направляется решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.
К жалобе можно приложить пояснения и копии документов, подтверждающие информацию, указанную в заблокированных НН/РК (п. 11 Порядка № 117/3).
Имейте в виду: ГФС не может отказать налогоплательщику в регистрации жалобы. |
В каком формате подается жалоба?
Жалобу на решение комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК подают по форме J(F) 1313201 (см. образец). Вместе с жалобой нужно подать документы, подтверждающие реальность совершения операций по заблокированным НН/РК, по форме J(F) 1312601. Найти эти электронные форматы можно на официальном сайте ГФС.
Также учитывайте, что жалоба подается на каждое решение об отказе в регистрации НН/РК отдельно с указанием количества документов в числовом обозначении. Каждый документ нужно отправлять отдельным приложением в формате pdf, а размер файла должен быть не более 2 Мб.
Какое решение может вынести комиссия по рассмотрению жалоб?
По результатам рассмотрения жалобы комиссия выносит одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117/3):
- удовлетворяет жалобу и отменяет решение комиссии об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН. Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации НН/РК с соблюдением требований п. 2001.3 НК;
- оставляет жалобу без удовлетворения и решение комиссии об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН без изменений;
- оставляет жалобу без рассмотрения. Такое решение принимается, если жалобщик подал заявление об отказе от поданной жалобы (п. 14 Порядка № 117/3).
В какой срок принимается и в какой форме направляется налогоплательщику решение по жалобе?
Жалоба рассматривается в срок, установленный в п. 56.23 НК, – в течение 10 к. д. со дня ее получения ГФС. Ответ на жалобу предоставляется в электронной форме.
Может ли быть продлен срок рассмотрения жалобы?
Нет, не может, основания для продления такого срока законом не предусмотрены. К тому же если жалоба не рассмотрена в установленный срок, она считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем 10-дневного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117/3), то есть на 11-й день после получения жалобы ГФС. Если же данный срок прошел, а НН/РК так и не зарегистрирована, тогда следует обратиться в суд для обжалования бездействия должностных лиц органа ГФС.
Есть ли еще какой-нибудь способ обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК?
Да, есть. Налогоплательщик имеет право обратиться в таком случае с жалобой к бизнес-омбудсмену – должностному лицу, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами государственной власти Украины и международными структурами. Иными словами, бизнес-омбудсмен выступает посредником между государством и бизнесом. Данный институт введен в нашей стране сравнительно недавно – в 2014 году.
Согласно п. 4 Положения о Совете бизнес-омбудсмена, утвержденного постановлением КМУ от 26.11.14 г. № 691, одна из основных задач Совета – прием от субъектов предпринимательства и рассмотрение жалоб на действия или бездействие власти, в частности жалоб на решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.
С порядком и способами обращения можно ознакомиться на официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена (электронная почта, адрес: Совет бизнес-омбудсмена, ул. Спасская, 30а, Киев, 04070, Украина).
В нашем случае для обращения к бизнес-омбудсмену нужно составить жалобу на действия и решение комиссии ГФС о незаконном отказе в регистрации НН. При подготовке жалобы следует соблюдать утвержденный Регламент бизнес-омбудсмена (его текст можно найти на сайте Совета бизнес-омбудсмена). Подробнее о правилах подачи жалобы бизнес-омбудсмену читайте «Отказали в регистрации НН: как подать жалобу бизнес-омбудсмену?».
Комментарии к материалу