Акценты этой статьи:
Каждый год до 1 марта работодатели, которые обязаны выполнять норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью (далее – норматив), должны отчитаться перед Фондом социальной защиты инвалидов. Это требование касается всех работодателей – как предприятий, так и предпринимателей. В консультации мы расскажем, кто обязан выполнять норматив, как рассчитать показатели, необходимые для заполнения отчета, и какие нюансы следует принять во внимание при его подаче.
Выполнить норматив означает принять на работу определенное количество лиц с инвалидностью. Причем для них это должно быть основное место работы.
Норматив зависит от количества наемных сотрудников, которые числятся у работодателя. Так, работодатели, у которых оформлено по основному месту работы (ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII, далее – Закон № 875):
Важное уточнение! Сотрудник с инвалидностью может быть оформлен и на неполный рабочий день или неделю, главное, чтобы это было его основное место работы. |
Да, можно. Тот факт, что сотрудник с инвалидностью является пенсионером по возрасту, в данном случае значения не имеет (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 15.09.06 г. № 06ю-251/1657-327/2).
В начале консультации мы упомянули, что отчет подается в Фонд социальной защиты инвалидов (далее – Фонд). Но чтобы подать отчет, работодатель должен сначала зарегистрироваться в отделении Фонда по месту своей регистрации в качестве субъекта хозяйствования – юрлица или предпринимателя (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70, далее – Порядок № 70). Регистрация абсолютно бесплатная (п. 5 Порядка № 70).
Еще раз уточним: в Фонде регистрируются работодатели, у которых 8 и более наемных работников (было изначально при создании либо стало позже). Они регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих. Например, численность сотрудников увеличилась
в 2020 году с 5 до 9 человек. В таком случае работодателю нужно зарегистрироваться в отделении Фонда до 1 февраля 2021 года.
Для регистрации работодатели подают заявление по форме № 1, утвержденной приказом Минтруда и соцполитики от 14.03.07 г. № 98 (далее – Приказ № 98).
На заметку! Если у работодателя изменилось наименование или местонахождение (для юрлица) или Ф. И. О. или место регистрации (для предпринимателя), он должен подать заявление в течение 10 рабочих дней (далее – р. д.) после госрегистрации таких изменений. |
Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата подачи им заявления и документов, указанных в п. 3 Порядка № 70, а в случае направления их по почте – дата отправки на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка № 70).
В течение 10 р. д. после регистрации отделение Фонда направляет работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации по форме № 2, утвержденной Приказом № 98.
Нет, за несоблюдение сроков регистрации ответственность действующим законодательством не предусмотрена. Если работодатель не зарегистрировался в Фонде до 1 февраля, он может это сделать непосредственно перед подачей отчета (письмо Фонда от 16.05.08 г. № 1/6-155/06).
Форма Отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда и соцполитики от 10.02.07 г. № 42 (далее – Приказ № 42). Отчет подается по форме № 10-ПІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів».
Заметим, что Минсоцполитики подготовило проект приказа с новой формой отчета. После утверждения приказа отчитываться нужно будет по новой форме, но это уже будет в 2021 году. То есть отчет за 2019 год подается, как и раньше, по форме № 10-ПІ.
Как мы уже сказали, отчет работодатели должны подавать ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть до 1 марта 2020 года работодателям следует отчитаться за выполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью за 2019 год.
Рассмотрим порядок заполнения табличной части отчета. Но сначала рассчитаем показатели, которые понадобятся для заполнения таблицы.
Показатель УКШР рассчитывают за каждый календарный день 2019 года. Данные для расчета берут из табеля учета рабочего времени. Расчет делается по правилам разд. 2 Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286 (далее – Инструкция № 286).
Так, согласно п. 2.4 и 2.5 Инструкции № 286, в УКШР включаются сотрудники, которые:
Не включаются в УКШР (п. 2.6 Инструкции № 286):
Показатель СЧШР рассчитывается по правилам, установленным разд. 3 Инструкции № 286.
Будьте внимательны! В СКШР не включаются сотрудники, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего (6-летнего по медицинским показателям) возраста, включая тех, кто усыновил новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома (пп. 3.2.2 Инструкции № 286).
Месяц |
Количество |
Расчет среднеучетной численности штатных работников |
||
Не включаются в расчет |
Включаются в расчет |
Среднеучетная численность |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Январь |
62 |
1 |
60 |
2 |
Февраль |
65 |
2 |
63 |
2 |
Март |
68 |
2 |
65 |
2 |
Апрель |
67 |
2 |
66 |
3 |
Май |
66 |
2 |
65 |
1 |
Июнь |
66 |
3 |
64 |
1 |
Июль |
66 |
2 |
64 |
1 |
Август |
69 |
1 |
65 |
2 |
Сентябрь |
69 |
2 |
67 |
2 |
Октябрь |
64 |
2 |
62 |
3 |
Ноябрь |
65 |
2 |
63 |
3 |
Декабрь |
66 |
2 |
63 |
3 |
Итого |
793 |
23 |
64 |
2,08 |
В приведенном нами примере СЧШР предприятия за 2019 год – 64 человека, количество сотрудников с инвалидностью – 2 человека.
В строку 01 отчета ставим 64, а в строку 02 – 2.
Далее заполняем сроку 03 Отчета. Так как у нас основных работников более 25 человек, необходимо умножить показатель строки 01 на 4 % (норматив):
64 чел. х 4 % = 2,5 ≈ 3 чел.
Выходит, что предприятие норматив не выполнило. Предприятие трудоустроило двух человек с инвалидностью, а необходимо было трудоустроить троих. За невыполнение норматива предприятию придется уплатить сумму административно-хозяйственных санкций (см. ниже о заполнении стр. 6).
В строке 04 отражаем сумму фактических начислений за отчетный год по зарплате штатных работников, количество которых указано в строке 01 (п. 3.5 Инструкции № 42). Показатель строки 04 определяется в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5. Показатель фонда оплаты труда округляется до тыс. грн.
В строке 05 приводим среднегодовую зарплату штатного работника в гривнях, рассчитанную по следующей формуле:
Строка 05 = Строка 04 х 1 000 : Строка 01.
Подставляем в эту формулу данные из нашего примера:
4 534 тыс. грн х 1 000 : 64 чел. = 70 844 грн.
В строке 06 указываем сумму административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива.
Приведем фрагмент заполнения отчета по данным нашего примера.
ФРАГМЕНТ <...> Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів
|
Назва показників |
Код рядка |
Фактично |
1 |
2 |
3 |
Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб) |
01 |
64 |
з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб) |
02 |
2 |
Кількість інвалідів – штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб) |
03 |
3 |
Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн) |
04 |
4 534 |
Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн) |
05 |
70 844 |
Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн) |
06 |
70 844 |
<...>
Если работодатель не выполнил норматив, ему необходимо самостоятельно рассчитать (отразить в стр. 06 отчета) и уплатить сумму административно-хозяйственных санкций (ч. 1 ст. 20 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII, далее – Закон № 875).
Размер таких санкций привязан к среднегодовой зарплате по предприятию за каждое рабочее место, на которое следовало трудоустроить лицо с инвалидностью.
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, сумма указанных санкций рассчитывается по следующей формуле:
Санкции = Среднегодовая зарплата штатного работника : 2.
А для работодателей, у которых работает 15 человек и более, эта сумма исчисляется по другой формуле:
Санкции = (Количество лиц с инвалидностью, которых следовало принять в штат – Количество трудоустроенных на предприятии инвалидов)
х Среднегодовая зарплата штатного работника.
Рассчитаем такую сумму для нашего предприятия:
(3 чел. – 2 чел.) х 70 844 грн = 70 844 грн.
Штраф следует уплатить до 15 апреля года, следующего за отчетным, в котором не был выполнен норматив.
Хотим предупредить! Если штраф не будет вовремя уплачен, работодателю придется уплатить еще и пеню за каждый день просрочки в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ. Согласно п. 3.4, 3.6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 15.05.07 г. № 223, пеня начисляется на полную сумму недоимки начиная с 16 апреля и по день уплаты штрафа включительно. |
Приведем пример расчета суммы пени за один день для нашей ситуации (начисляться она будет в случае, если предприятие не уплатит штраф до 15.04.20 г.).
С 31.01.20 г. учетная ставка НБУ равна 11 % (решение Правления НБУ от 30.01.20 г. № 76-рш). Следовательно, сумма пени за один день просрочки составит:
70 844 грн х 11 % х 120 % : 365 к. д. = 25,62 грн.
За невыполнение норматива на должностных лиц предприятия и работодателей-предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн) (ч. 2 ст. 1881 КУоАП).
По нашему мнению, которые подтверждается судебной практикой, не должно. Например, Третий апелляционный административный суд (постановление от 23.09.19 г., ЕГРСР, рег. № 84493264) отказал Фонду во взыскании суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.
Суд отметил, что работодатель создал рабочие места для трудоустройства таких лиц и подавал в центр занятости отчеты по форме № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.13 г. № 316. Кроме того, не подтвержден факт противоправного отказа в трудоустройстве инвалидов со стороны ответчика. Поэтому нет оснований для взыскания с работодателя сумм административно-хозяйственных санкций и пени.
Наш совет. Чтобы избежать санкций за невыполнение норматива, работодателю следует ежемесячно подавать в службу занятости информацию о наличии вакансий для приема на работу лиц с инвалидностью по форме № 3-ПН. Эта форма подается в течение 3 рабочих дней с даты открытия вакансии для лица с инвалидностью. |
За неподачу отчета предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 1881 КУоАП, на должностных лиц предприятия и работодателей-предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).
Создавать рабочие места для лиц с инвалидностью обязаны работодатели, у которых по основному месту работы числятся 8 и более наемных сотрудников.
Норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью составляет:
Отчет о выполнении норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью подается в Фонд соцзащиты инвалидов ежегодно до 1 марта.
Если работодатель не выполнил норматив, ему необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить сумму административно-хозяйственных санкций. Штрафных санкций можно избежать в случае создания рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью и ежемесячной подачи в центр занятости отчета по форме № 3-ПН.