Подаем отчет о трудоустройстве лиц с инвалидностью за 2019 год
Акценты этой статьи:
- какие правила нужно соблюдать при оформлении отчета о выполнении норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью (далее – отчет) за 2019 год;
- как правильно построчно заполнить отчет.
Каждый год до 1 марта работодатели, которые обязаны выполнять норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью (далее – норматив), должны отчитаться перед Фондом социальной защиты инвалидов. Это требование касается всех работодателей – как предприятий, так и предпринимателей. В консультации мы расскажем, кто обязан выполнять норматив, как рассчитать показатели, необходимые для заполнения отчета, и какие нюансы следует принять во внимание при его подаче.
Категории работодателей, которые подают отчет
Выполнить норматив означает принять на работу определенное количество лиц с инвалидностью. Причем для них это должно быть основное место работы.
Сколько лиц с инвалидностью необходимо принять на работу для выполнения норматива?
Норматив зависит от количества наемных сотрудников, которые числятся у работодателя. Так, работодатели, у которых оформлено по основному месту работы (ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII, далее – Закон № 875):
- от 8 до 25 человек – должны принять на работу одно лицо с инвалидностью;
- более 25 человек – должны выполнить норматив, равный 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.
Важное уточнение! Сотрудник с инвалидностью может быть оформлен и на неполный рабочий день или неделю, главное, чтобы это было его основное место работы. |
У работодателя числится несколько сотрудников с инвалидностью, но они пенсионного возраста. Можно ли включать их в норматив?
Да, можно. Тот факт, что сотрудник с инвалидностью является пенсионером по возрасту, в данном случае значения не имеет (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 15.09.06 г. № 06ю-251/1657-327/2).
Порядок подачи Отчета
В начале консультации мы упомянули, что отчет подается в Фонд социальной защиты инвалидов (далее – Фонд). Но чтобы подать отчет, работодатель должен сначала зарегистрироваться в отделении Фонда по месту своей регистрации в качестве субъекта хозяйствования – юрлица или предпринимателя (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70, далее – Порядок № 70). Регистрация абсолютно бесплатная (п. 5 Порядка № 70).
Когда нужно зарегистрироваться в отделении Фонда?
Еще раз уточним: в Фонде регистрируются работодатели, у которых 8 и более наемных работников (было изначально при создании либо стало позже). Они регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих. Например, численность сотрудников увеличилась
в 2020 году с 5 до 9 человек. В таком случае работодателю нужно зарегистрироваться в отделении Фонда до 1 февраля 2021 года.
Какие документы необходимо подать для регистрации?
Для регистрации работодатели подают заявление по форме № 1, утвержденной приказом Минтруда и соцполитики от 14.03.07 г. № 98 (далее – Приказ № 98).
На заметку! Если у работодателя изменилось наименование или местонахождение (для юрлица) или Ф. И. О. или место регистрации (для предпринимателя), он должен подать заявление в течение 10 рабочих дней (далее – р. д.) после госрегистрации таких изменений. |
С какого момента работодатель считается зарегистрированным в Фонде?
Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата подачи им заявления и документов, указанных в п. 3 Порядка № 70, а в случае направления их по почте – дата отправки на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка № 70).
В течение 10 р. д. после регистрации отделение Фонда направляет работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации по форме № 2, утвержденной Приказом № 98.
У работодателя числится более 8 человек, но он не зарегистрировался в Фонде до 1 февраля. Могут ли его оштрафовать?
Нет, за несоблюдение сроков регистрации ответственность действующим законодательством не предусмотрена. Если работодатель не зарегистрировался в Фонде до 1 февраля, он может это сделать непосредственно перед подачей отчета (письмо Фонда от 16.05.08 г. № 1/6-155/06).
По какой форме следует подавать Отчет?
Форма Отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда и соцполитики от 10.02.07 г. № 42 (далее – Приказ № 42). Отчет подается по форме № 10-ПІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів».
Заметим, что Минсоцполитики подготовило проект приказа с новой формой отчета. После утверждения приказа отчитываться нужно будет по новой форме, но это уже будет в 2021 году. То есть отчет за 2019 год подается, как и раньше, по форме № 10-ПІ.
В течение какого срока необходимо подать отчет?
Как мы уже сказали, отчет работодатели должны подавать ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть до 1 марта 2020 года работодателям следует отчитаться за выполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью за 2019 год.
Порядок заполнения отчета
Рассмотрим порядок заполнения табличной части отчета. Но сначала рассчитаем показатели, которые понадобятся для заполнения таблицы.
Этап 1. Расчет учетного количества штатных работников (далее – УКШР)
Показатель УКШР рассчитывают за каждый календарный день 2019 года. Данные для расчета берут из табеля учета рабочего времени. Расчет делается по правилам разд. 2 Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286 (далее – Инструкция № 286).
Так, согласно п. 2.4 и 2.5 Инструкции № 286, в УКШР включаются сотрудники, которые:
- фактически явились на работу, включая тех, кто не работал по причине простоя;
- приняты на работу с испытательным сроком;
- приняты для замещения временно отсутствующих работников (например, по болезни, на период декретного отпуска);
- приняты или переведены по инициативе работодателя на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
- находятся в служебных командировках (в т. ч. иностранных);
- временно отсутствуют (болезнь, ежегодный основной отпуск, декретный отпуск и др.).
Не включаются в УКШР (п. 2.6 Инструкции № 286):
- внешние совместители;
- лица, выполняющие работы по ГПД;
- лица, проходящие производственную практику на предприятии;
- лица, переведенные с других предприятий согласно договорам между субъектами хозяйствования;
- лица, которые подали заявления об увольнении и прекратили работу до истечения срока предупреждения или без предупреждения работодателя.
Этап 2. Расчет среднеучетной численности штатных работников за 2019 год (далее – СЧШР)
Показатель СЧШР рассчитывается по правилам, установленным разд. 3 Инструкции № 286.
Будьте внимательны! В СКШР не включаются сотрудники, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего (6-летнего по медицинским показателям) возраста, включая тех, кто усыновил новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома (пп. 3.2.2 Инструкции № 286).
Пример расчета СКШР
Месяц |
Количество |
Расчет среднеучетной численности штатных работников |
||
Не включаются в расчет |
Включаются в расчет |
Среднеучетная численность |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Январь |
62 |
1 |
60 |
2 |
Февраль |
65 |
2 |
63 |
2 |
Март |
68 |
2 |
65 |
2 |
Апрель |
67 |
2 |
66 |
3 |
Май |
66 |
2 |
65 |
1 |
Июнь |
66 |
3 |
64 |
1 |
Июль |
66 |
2 |
64 |
1 |
Август |
69 |
1 |
65 |
2 |
Сентябрь |
69 |
2 |
67 |
2 |
Октябрь |
64 |
2 |
62 |
3 |
Ноябрь |
65 |
2 |
63 |
3 |
Декабрь |
66 |
2 |
63 |
3 |
Итого |
793 |
23 |
64 |
2,08 |
В приведенном нами примере СЧШР предприятия за 2019 год – 64 человека, количество сотрудников с инвалидностью – 2 человека.
Этап 3. Заполнение отчета
В строку 01 отчета ставим 64, а в строку 02 – 2.
Далее заполняем сроку 03 Отчета. Так как у нас основных работников более 25 человек, необходимо умножить показатель строки 01 на 4 % (норматив):
64 чел. х 4 % = 2,5 ≈ 3 чел.
Выходит, что предприятие норматив не выполнило. Предприятие трудоустроило двух человек с инвалидностью, а необходимо было трудоустроить троих. За невыполнение норматива предприятию придется уплатить сумму административно-хозяйственных санкций (см. ниже о заполнении стр. 6).
В строке 04 отражаем сумму фактических начислений за отчетный год по зарплате штатных работников, количество которых указано в строке 01 (п. 3.5 Инструкции № 42). Показатель строки 04 определяется в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5. Показатель фонда оплаты труда округляется до тыс. грн.
В строке 05 приводим среднегодовую зарплату штатного работника в гривнях, рассчитанную по следующей формуле:
Строка 05 = Строка 04 х 1 000 : Строка 01.
Подставляем в эту формулу данные из нашего примера:
4 534 тыс. грн х 1 000 : 64 чел. = 70 844 грн.
В строке 06 указываем сумму административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива.
Приведем фрагмент заполнения отчета по данным нашего примера.
ФРАГМЕНТ <...> Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів
|
Назва показників |
Код рядка |
Фактично |
1 |
2 |
3 |
Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб) |
01 |
64 |
з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб) |
02 |
2 |
Кількість інвалідів – штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб) |
03 |
3 |
Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн) |
04 |
4 534 |
Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн) |
05 |
70 844 |
Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн) |
06 |
70 844 |
<...>
Ответственность за невыполнение норматива
Административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива
Если работодатель не выполнил норматив, ему необходимо самостоятельно рассчитать (отразить в стр. 06 отчета) и уплатить сумму административно-хозяйственных санкций (ч. 1 ст. 20 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII, далее – Закон № 875).
Размер таких санкций привязан к среднегодовой зарплате по предприятию за каждое рабочее место, на которое следовало трудоустроить лицо с инвалидностью.
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, сумма указанных санкций рассчитывается по следующей формуле:
Санкции = Среднегодовая зарплата штатного работника : 2.
А для работодателей, у которых работает 15 человек и более, эта сумма исчисляется по другой формуле:
Санкции = (Количество лиц с инвалидностью, которых следовало принять в штат – Количество трудоустроенных на предприятии инвалидов)
х Среднегодовая зарплата штатного работника.
Рассчитаем такую сумму для нашего предприятия:
(3 чел. – 2 чел.) х 70 844 грн = 70 844 грн.
В течение какого срока необходимо уплатить сумму штрафа?
Штраф следует уплатить до 15 апреля года, следующего за отчетным, в котором не был выполнен норматив.
Хотим предупредить! Если штраф не будет вовремя уплачен, работодателю придется уплатить еще и пеню за каждый день просрочки в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ. Согласно п. 3.4, 3.6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 15.05.07 г. № 223, пеня начисляется на полную сумму недоимки начиная с 16 апреля и по день уплаты штрафа включительно. |
Приведем пример расчета суммы пени за один день для нашей ситуации (начисляться она будет в случае, если предприятие не уплатит штраф до 15.04.20 г.).
С 31.01.20 г. учетная ставка НБУ равна 11 % (решение Правления НБУ от 30.01.20 г. № 76-рш). Следовательно, сумма пени за один день просрочки составит:
70 844 грн х 11 % х 120 % : 365 к. д. = 25,62 грн.
Административная ответственность
За невыполнение норматива на должностных лиц предприятия и работодателей-предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн) (ч. 2 ст. 1881 КУоАП).
Предприятие создало рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью, подавало информацию о наличии таких вакансий в службу занятости, но поиски не дали результатов. Должно ли предприятие платить штрафные санкции в таком случае?
По нашему мнению, которые подтверждается судебной практикой, не должно. Например, Третий апелляционный административный суд (постановление от 23.09.19 г., ЕГРСР, рег. № 84493264) отказал Фонду во взыскании суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.
Суд отметил, что работодатель создал рабочие места для трудоустройства таких лиц и подавал в центр занятости отчеты по форме № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.13 г. № 316. Кроме того, не подтвержден факт противоправного отказа в трудоустройстве инвалидов со стороны ответчика. Поэтому нет оснований для взыскания с работодателя сумм административно-хозяйственных санкций и пени.
Наш совет. Чтобы избежать санкций за невыполнение норматива, работодателю следует ежемесячно подавать в службу занятости информацию о наличии вакансий для приема на работу лиц с инвалидностью по форме № 3-ПН. Эта форма подается в течение 3 рабочих дней с даты открытия вакансии для лица с инвалидностью. |
Ответственность за неподачу отчета
За неподачу отчета предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 1881 КУоАП, на должностных лиц предприятия и работодателей-предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).
Выводы
Создавать рабочие места для лиц с инвалидностью обязаны работодатели, у которых по основному месту работы числятся 8 и более наемных сотрудников.
Норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью составляет:
- 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год – если у работодателя трудится более 25 человек;
- одно рабочее место – если у работодателя трудится от 8 до 25 человек.
Отчет о выполнении норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью подается в Фонд соцзащиты инвалидов ежегодно до 1 марта.
Если работодатель не выполнил норматив, ему необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить сумму административно-хозяйственных санкций. Штрафных санкций можно избежать в случае создания рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью и ежемесячной подачи в центр занятости отчета по форме № 3-ПН.
Комментарии к материалу