Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Работа местных советов в условиях карантина

Карантин

08.05.2020 1249 0 1

Рассмотрим, как должна выполняться работа работниками органов местного самоуправления (далее – ОМС) в условиях карантина и как эти учреждения могут воспользоваться своей автономизацией относительно принятия властных решений.


Законодательное основание деятельности ОМС

По определению ст. 2 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280), местным самоуправлением является гарантированное государством право и реальная способность территоральной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов.

Подчеркиваем это из-за того, что ОМС является мощным механизмом, с помощью которого население имеет, в частности, доступ к различным услугам, информации. Благодаря деятельности работников советов и их исполнительных органов граждане имеют возможность получать медицинские, культурные, просветительские, коммунальные услуги, оформлять учредительные и другие документы и т. п.

ОМС обеспечивают осуществление многих непрерывных процессов, необходимых для поддержания жизнеспособности государства, особенно в настоящее время.

Полномочия ОМС и их исполнительных структур подробно расписаны в Законе № 280. Подразделяются они на собственные и делегированные государством.

Конечно, для полноценного выполнения своих функций ОМС нуждаются в соответствующем финансовом обеспечении.

Согласно ст. 61 Закона № 280 ОМС самостоятельно составляют и одобряют прогнозы соответствующих местных бюджетов, разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты согласно Бюджетному кодексу.

Напомним: самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе законом общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов в соответствии с законом.

Как видим, местные органы власти в части финансирования наделены значительной автономностью по сравнению с госорганами (подробнее об автономности в принятии решений в условиях карантина поговорим ниже). Однако это не означает своеволие в использовании средств местных бюджетов и для этого достаточно законодательно определенных рычагов.

Для примера, в настоящее время многие ОМС принимают решения о выделении средств местного бюджета для дополнительной оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно проводят лечение инфицированных больных или осуществляют мероприятия защиты от распространения коронавируса.

Кто обеспечивает деятельность ОМС в условиях карантина

Основными категориями работников, которые выполняют работу в советах и их исполнительных органах, являются должностные лица местного самоуправления, деятельность которых регламентируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493), то есть лица с определенными полномочиями, которым присваиваются ранги согласно данному Закону.

Как предусмотрено ст. 8 Закона № 2493, эти должностные лица в первую очередь должны обеспечить эффективную деятельность ОМС, добросовестно относиться к выполнению возложенных на них служебных обязанностей, не допуская действий или бездействия, которые навредят интересам громады и государства.

Заметим, что с назначением на должность эти лица приносили присягу и должны неукоснительно соблюдать ее, пока работают в ОМС, особенно в настоящее время.

Речь идет о том, что в настоящий момент в нашем государстве согласно постановлению КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211) временно введен ряд мероприятий и запретов, включая запрет относительно пребывания работников на своих рабочих местах.

В то же время, поскольку львиная доля жизнеобеспечивающих функций возложена именно на ОМС, соблюдение этих требований Постановления № 211 вызывает проблемы. Надеемся, в настоящий момент каждым советом уже разработаны соответствующие мероприятия, которые будут уменьшать риски заражения населения новым вирусом, и определены конкретные исполнители этих мероприятий. Конечно, руководители советов, как и ранее, в полной мере несут ответственность за работу советов, целевое использование средств местных бюджетов и т. п. Однако без подчиненных выполнять работу в таких неожиданных условиях невозможно.

Работа работников советов во время карантина

Напомним, что среди прав должностных лиц ОМС, установленных ст. 9 Закона № 2493, есть право на безопасные и необходимые для высокопродуктивной работы условия труда. Это значит, что, как и все другие граждане, они должны быть надлежащим образом защищены и от короновирусной болезни.

Знаем, что Законом от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (Сovid-19)» (далее – Закон № 530) временно вводится комплекс правовых норм, направленных на защиту во время карантина как физических, так и юридических лиц.

В частности, Законом № 530 предусматривается возможность работы на дому работников, госслужащих, должностных лиц ОМС.

Практика показывает, что в настоящий момент работники ОМС исполняют свои обязанности в удаленном режиме, дистанционно, то есть на дому или в другом согласованном с руководителем месте, работая с использованием электронных средств, Итернета и т. п.

И это, например, происходит следующим образом: руководитель структурного подразделения (финансового, юридического, кадрового и т. п.) соответствующего местного совета (сельского, поселкового, городского, районного в городе – если таковой создан) отправляет сканированные документы, которые должны быть проработаны каждым специалистом совета или исполкома, с указанием конкретного срока их выполнения. Если к выполнению привлекается несколько подразделений, документ должны получить все исполнители.

Далее, не ожидая окончания срока, не лишним будет удостовериться относительно состояния выполнения порученных задач, чтобы потом не пришлось работать в режиме аврала. Выполненные задачи прорабатываются соответствующим руководителем структурного подразделения и отправляются для подписи председателю совета или его заместителю.

Однако таким вариант работы может быть в идеале. В то же время работникам ОМС все же придется посещать свое рабочее место, чтобы обеспечить выполнение своих задач.

В настоящее время во многих советах вводится, так сказать, периодическое дежурство должностных лиц советов, и конкретное время такой работы фиксируется в распорядительном документе совета и доводится до сведения исполнителей.

Так, работники бухгалтерской службы имеют возможность выполнять на дому подготовительную работу относительно отчетности за соответствующий период. Однако при насущной необходимости (скажем, если домашний компьютер вышел из строя), они должны прибыть на свое рабочее место в совет (или в исполком), чтобы завершить составление отчетов на своем рабочем компьютере. Могут быть и другие ситуации, когда должностным лицам безотлагательно нужно присутствовать на своих рабочих местах, и необходимость этого должен определять руководитель.

Особенности оформления режима работы во время карантина

В каждом ОМС должен быть утвержден такой локальный нормативно-правовой документ, как Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР).

ПВТР разрабатываются согласно нормам ст. 142 КЗоТ, Закона № 280 и Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР по согласованию с ВЦСПС от 20.07.84 г. № 213. Обычно эти ПВТР оформляются как отдельное приложение к колдоговору.

Председатель местного совета, используя предоставленные ему Законом № 280 полномочия, утверждает ПВТР, и этот документ также должен быть согласован трудовым коллективом совета.

В настоящий момент, когда собирать вместе весь коллектив фактически запрещено, для нормирования режима работы во время карантина с конкретизацией особенностей по должностям руководителей и исполнителей принимается временный локальный документ, в котором и фиксируется режим работы работников.

Для этого советуем воспользоваться документом, который в условиях действия Постановления № 211 применяется в госорганах, а именно обновленными Типовыми правилами внутреннего служебного распорядка, утвержденными приказом Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50.

В частности, руководитель совета может утвердить своим приказом перечень работников, которые будут выполнять работу дистанционно, а также графики работы должностных лиц.

Добавим: поскольку местные советы не могут себе позволить пренебрегать своими полномочиями, то есть должны обеспечивать на соответствующей территории жизнедеятельность населения, работникам следует все же находиться на своих рабочих местах в порядке и в сроки, установленные решением председателя ОМС.

Например, в малочисленном штате сельского совета график выхода на работу может быть принят так, чтобы каждый рабочий день (а может, и в субботу, которая является выходным днем), в помещении совета работало по меньшей мере одно должностное лицо (т. е. в понедельник – председатель совета, вторник – секретарь совета, среду – бухгалтер, четверг – землеустроитель, пятницу – юрист и т. п.).

Не забываем: независимо от того, как работает должностное лицо – удаленно или непосредственно на своем рабочем месте, кадровая служба должна обеспечить достоверный учет фактически отработанного времени, включая периоды работы вне пределов административного здания.

Это актуально из-за того, что работник, например, может находиться в отпуске (очередном или без сохранения заработка) или на больничном, и потому все необходимые данные должны быть зафиксированы в табеле учета рабочего времени.

Еще один важный момент: работники, на которых возложены функции относительно обеспечения бесперебойной работы ОМС в условиях карантина (в частности, ответственные дежурные, специалисты средств связи и т. п.), будут привлекаться к внеурочной работе (например, более 8 ч ежедневно). Если они так будут работать систематически, целесообразно ввести для них суммированный учет рабочего времени, оформив его приказом председателя совета или его заместителя. Это позволит учитывать отработанное время, не допуская нарушения трудового законодательства.

Конечно, о режиме работы во время карантина следует уведомить каждого работника.

Нововведения относительно приема документов

В каждом ОМС порядок его работы, в частности принятия властных решений, регулируется Регламентом работы совета. Нынешняя ситуация вносит в него коррективы.

Законом от 30.03.20 г. № 540-IX внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19). В частности, дополнен новой нормой Закон № 280. Отныне на период карантина (см. Постановление № 211) пленарные заседания местных советов должны происходить в режиме видеоконференций или аудиоконференций (дистанционное заседание), кроме рассмотрения вопросов, требующих тайного голосования.

Поэтому, если до сих пор в регламент соответствующего совета (исполкома совета) не внесены изменения относительно порядка проведения дистанционных заседаний, такой порядок принимается локальным документом руководителя совета.

Обращаем внимание на некоторые особенности:

  • повестка дня таких дистанционных заседаний может предусматривать только рассмотрение вопросов о безотлагательном внесении изменений в местный бюджет, других вопросов относительно неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных вспышками болезни, эпидемиями, пандемиями и т. п.;
  • о дистанционном заседании депутаты, члены исполкома совета и население должны быть извещены не позднее чем за 24 ч до его начала и с указанием повестки дня. Также должен быть обеспечен открытый доступ к трансляции такого заседания, и размещать эти данные нужно на веб-сайте совета.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы