Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности работы госслужащих в условиях карантина

26.03.2020

В связи с санитарно-эпидемической ситуацией в мире в Украине введены беспрецедентные меры по предотвращению распространения вирусной инфекции. В частности, почти все работники, за исключением некоторых категорий, на период карантина должны оставаться дома. Рассмотрим особенности работы работников госорганов в этот период.


Вопрос – ответ

Какой должна быть продолжительность рабочего времени госслужащих?

Знаем, что деятельность работников госорганов регулируется Законом от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Как предусмотрено ст. 56 этого Закона, рабочее время госслужащих составляет 40 ч в неделю. Это соответствует общим принципам, установленным КЗоТом, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю.

Добавим: согласно ст. 5 Закона № 889 отношения, возникающие в связи со вступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются этим Законом, если иное не предусмотрено законом, а действие норм законодательства о труде распространяется на госслужащих в части отношений, не урегулированных этим Законом.

Итак, Законом № 889 конкретизировано время работы и отдыха госслужащих. Для них в ст. 56 этого Закона предусмотрена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Установление должностному лицу неполного рабочего дня или неполной рабочей недели возможно только с согласия руководителя госслужбы.

Учтены и жизненные обстоятельства госслужащего. То есть, если беременная женщина или одинокий госслужащий, который имеет ребенка в возрасте до 14 лет, или ребенка с инвалидностью, или ребенка, который находится под его опекой, или который ухаживает за больным членом семьи согласно медицинскому заключению, обратится с просьбой установить ему неполный режим рабочего времени, обязанностью руководителя госслужбы будет удовлетворить эту просьбу.

Вместе с тем для обеспечения полноценного функционирования госоргана руководители госорганов могут принять и решение относительно появления должностных лиц на службе для работы сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время. Это касается случаев, когда есть потребность выполнения неотложных или непредвиденных задач государственными служащими, для которых законом не предусмотрены ограничения относительно работы, и на основании приказа (распоряжения) руководителя госслужбы они обязаны явиться на работу. О таком распорядительном документе руководителя нужно уведомить выборный орган первичного профсоюза (при его наличии).

В целом работа сверх установленной продолжительности рабочего дня не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в течение года. Такое ограничение включает и продолжительность работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также работы в ночное время.

Заметим: оформляя нестандартное привлечение к выполнению госслужащим должностных обязанностей, следует учесть установленные Законом № 889 запреты. А именно: не разрешается привлекать к работе сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Женщин с детьми в возрасте от 3 до 14 лет или женщин, имеющих ребенка с инвалидностью, привлекать к сверхурочной работе можно только с их согласия, а также если это не противоречит медицинским рекомендациям.

Каким документом определяется режим работы госслужащих?

Если обратиться к законодательству, то в госоргане обязательно должны быть утверждены правила внутреннего служебного распорядка (далее – ПВСР, не путать с правилами трудового распорядка), в которых, в частности, фиксируется:

  • начало и конец рабочего времени, а также перерыва для отдыха и приема пищи;
  • условия, при которых работник будет находиться в госоргане в выходные, праздничные и нерабочие дни, после окончания рабочего времени;
  • каким образом будут доводиться до сведения работников нормативно-правовые акты и поручения по служебным вопросам;
  • общие правила, которыми регулируются вопросы охраны труда и пожарной безопасности;
  • порядок уведомления работника о своем отсутствии на работе.

Указанные правила конкретизируются исходя из особенностей выполняемых госорганом функций и полномочий и могут быть разработаны отдельно для разных категорий работников: руководителей госоргана, госслужащих, работников патронатной службы, работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию, для рабочих. Конечно, эти правила будут разными для разных работников, которые входят в штат госоргана.

Как предусматривает ст. 47 Закона № 889, ПВСР должны быть утверждены совместным собранием (конференцией) госслужащих госоргана по представлению руководителя госслужбы и выборного органа первичного профсоюза (при его наличии) на основе типовых правил.

Не забываем, что Закон № 889 предусматривает необходимость доведения ПВСР до сведения всех госслужащих под подпись.

Что является основанием для разработки ПВСР?

Приказом Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50 утверждены Типовые правила внутреннего служебного распорядка (далее – Типовые правила № 50), которые и служат основанием для разработки каждым госорганом локального документа по вопросам организации, режима, условий труда госслужащих и обеспечения рационального использования рабочего времени.

Остановимся детальнее на положениях Типовых правил № 50, которые непосредственно касаются установления рабочего времени и времени отдыха госслужащего (разд. ІІІ), уведомления о своем отсутствии (разд. ІV), правил пребывания в госоргане в нерабочее время (разд. V) и т. п.

Обращаем внимание: на сегодня принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов относительно санитарно-эпидемической ситуации в Украине. В частности, Законом от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СOVID-19)» (далее – Закон № 530), временно вводится комплекс правовых норм, направленных на защиту во время карантина как физических, так и юридических лиц. Кроме того, будут действовать ограничительные меры по распространению этой болезни.

Так, Законом № 530 предусмотрено:

  • возможность работы на дому работников, госслужащих, должностных лиц органов местного самоуправления (далее – ОМС);
  • предоставление упомянутым выше лицам отпуска (с их согласия);
  • право собственников на изменение режима работы органов, заведений, предприятий, учреждений, организаций. О таких изменениях нужно обязательно проинформировать население через веб-сайты, другие коммуникационные средства (например, радио, телевидение, Интернет и т. п.).

Поэтому в Типовые правила № 50 согласно приказу Нацгосслужбы от 13.03.20 г. № 39-20 внесены изменения, упорядочивающие некоторые вопросы относительно режима работы госслужащих.

Принимая во внимание упомянутые выше нормы Закона № 530, в условиях фактического отсутствия на рабочем месте некоторых госслужащих особенно актуальным является обеспечение достоверного учета их рабочего времени. Знаем, что ответственность за такой учет возлагается именно на руководителя госслужбы. Поэтому в его компетенцию входит принятие распорядительного документа, в котором конкретизируется порядок ведения учета фактически отработанного каждым работником времени и, конечно же, определение ответственных лиц (лица), которые это будут выполнять.

В обновленных Типовых правилах определено, что организация такого учета должна возлагаться на руководителей соответствующего структурного подразделения госоргана. А назначенное ответственное лицо фиксирует в табеле учета рабочего времени соответствующие данные о госслужащих этого подразделения, чтобы со временем предоставить этот табель в службу управления персоналом госоргана.

Напомним, что рекомендательная форма Табеля использования рабочего времени содержится в приказе Госкомстата от 05.12.08 г. № 489, а работодатель (в нашем случае – руководитель госслужбы) может применять и другую форму табеля или дополнить эту форму другими показателями, однако обязательным является первичный учет явок и неявок работников.

Особенно важно, чтобы учет был достоверным, ведь табель является основанием для начисления работникам заработка, выплат в случае временной нетрудоспособности, сумм оплаты предусмотренных законодательством отпусков и т. п.

Если с согласия своего непосредственного руководителя госслужащий в рабочее время выходит за пределы админздания госоргана, согласно Типовым правилам № 50 это должно фиксироваться в журнале регистрации местных командировок.

Возможно ли выполнение госслужащим работы за пределами админздания по его инициативе?

Да, согласно обновленным Типовым правилам № 50, в случае если госслужащий проявил инициативу относительно выполнения возложенных на него согласно должности задач и функций за пределами админздания госоргана, то есть за пределами своего рабочего места (в частности, дома), прежде всего на это должно быть согласие его непосредственного руководителя и руководителя структурного подразделения (при наличии).

Оформление должно быть следующим: в условиях введенных Законом № 530 ограничений передвижений и поездок в пределах населенного пункта должностное лицо с помощью средств телекоммуникационной связи согласовывает с непосредственным руководителем и руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии) перечень соответствующих задач и сроки их выполнения.

Обращаем внимание руководителей госорганов, что, во-первых, для использования таких возможностей целесообразно утверждение соответствующего распорядительного документа, в котором указываются возможности работы госслужащих за пределами админздания на временный период.

Какие нормы относительно режима работы госслужащих нужно предусмотреть в локальном документе госоргана?

Например, констатирующую часть приказа руководителя госоргана можно сформулировать так (см. образец 1):

Образец 1

<...>

1. Керівникам структурних підрозділів на період карантину з 18 березня до 3 квітня 2020 року забезпечити:

  • організацію позмінної роботи державних службовців та працівників, тобто віддалену (дистанційну) роботу в режимі реального робочого часу через мережу Інтернет;
  • безперебійну роботу підпорядкованих структурних підрозділів у частині своєчасного одержання працівниками конкретних завдань, а також документів для їх подальшого опрацювання згідно з визначеними посадовими інструкціями повноваженнями та завданнями;
  • проведення робочих нарад лише з обмеженою кількістю працівників, які в них братимуть участь (не більше ніж 10 осіб) та з попереднім узгодженням необхідності скликання таких нарад із керівництвом держоргану

2. Взяти до відома, що відрядження працівників здійснюється лише в разі нагальної потреби та за розпорядженням керівника держоргану.

3. Невідкладно в установленому порядку надати пропозиції керівництву держоргану щодо відтермінування перевірок та контролюючих заходів, що здійснювались згідно з функціональними обов‘язками відповідних посадових осіб.

4. Службі управління персоналом довести до відома всіх працівників держоргану, що працівники, перелік посад яких визначить їх безпосередній керівник, можуть працювати у віддаленому доступі (дистанційно) з дотриманням правил службової етики та правил внутрішнього службового розпорядку на період карантину. Такий перелік подається до служби управління персоналом одночасно із запропонованим графіком роботи відповідних осіб;

спеціалісти служби управління персоналом зобов‘язані скласти узагальнені графіки роботи працівників держоргану з конкретизацією даних щодо осіб, які працюватимуть дистанційно. Після погодження цього графіка з керівником держслужби він доводиться до відома керівників структурних підрозділів.

5. Керівникам структурних підрозділів визначити відповідальних осіб, які здійснюватимуть облік фактично відпрацьованого держслужбовцями часу, у т. ч. поза межами адміністративної будівлі держоргану.

6. Працівникам, які працюватимуть у віддаленому доступі (дистанційно), виконувати покладені на них завдання, використовуючи інформаційно-комунікаційні технології (зокрема, власний комп‘ютер чи ноутбук) за місцем проживання або в іншому місці за їх вибором. Про своє фактичне місце перебування (із зазначенням поштової та електронної адреси, контактних даних) кожен працівник зобов‘язаний повідомити свого безпосереднього працівника.

<...>

Имеет ли какие-то особенности установление дистанционной работы работников госорганов?

Да, имеет. Учитывая возложенные на соответствующий госорган полномочия, нужно предусмотреть возможность работы для лиц, которые, например, работают с носителями информации с ограниченным доступом или же обеспечивают бесперебойную работу компьютерной или другой техники для всех должностных лиц госоргана, ведь дистанционно работать они фактически не могут.

В таком случае выходом может быть, например, обеспечение их развозки к месту работы и обратно транспортом госоргана (или другим определенным руководителем госоргана способом). Такая оговорка касается и лиц, которые обеспечивают доступ к админпомещениям (например, работников охраны и т. п.).

Во избежание недоразумений советуем отдельным приказом (распоряжением) предусмотреть такие особенности, чтобы госорган продолжал полноценно и эффективно функционировать, предоставлять населению услуги и т. п.

Обращаем внимание: время работы госслужащих за пределами админздания в режиме удаленной (дистанционной) работы включается в фактически отработанное им время.

Практика

На сегодняшний день в каждом госоргане по-разному оформляют работу должностных лиц во время карантина. Наиболее распространенным является предоставление работникам части ежегодного отпуска на время, в течение которого согласно Закону № 530 длятся карантинные меры.

Например, госслужащий оформляет 10 или 12 календарных дней ежегодного основного отпуска. Но это не означает, что должностное лицо не побеспокоят дома (или где-либо) во время такого «отдыха». На самом деле должностные лица продолжают выполнять свои задачи, находясь дома и работая на своем компьютере (а может, и на ноутбуке, который числится на балансе госоргана – ведь работа есть работа). О таких нюансах советуем уведомлять каждого госслужащего и издавать соответствующий распорядительный документ руководителя госоргана.

Тем лицам, которым согласно законодательству положены дополнительные социальные отпуска, можно их оформить на период карантина (речь идет о «детских» отпусках, отпуске по уходу за больным членом семьи согласно медицинскому заключению и т. п.).

Оплата труда за период упомянутых отпусков может осуществляться по правилам, действовавшим до введения карантина.

Может случиться, что тех госслужащих, которые выполняют неотложные задачи по обеспечению жизнедеятельности населения, будут привлекать к сверхурочной работе, то есть работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. В таком случае нужно ввести суммированный учет рабочего времени, чтобы обеспечить соблюдение общих норм трудового законодательства. Короче говоря, сначала устанавливается учетный период (это может быть месяц, квартал), и в итоге общая продолжительность рабочего времени должностного лица не должна превышать норму этого времени в течение установленного по его должности учетного периода.

За работу в указанные дни (время) госслужащим предоставляется денежная компенсация в размерах и порядке, определенных трудовым законодательством. В ином случае это должностное лицо по своему желанию и поданному им заявлению (см. образец 2) может получить в течение месяца другие дни отдыха.

Образец 2

Керівникові держслужби районної держадміністрації
Пилипенко М. С.

головного спеціаліста фінансового управління
Варченко П. М.

Заява

Прошу змінити мені умови праці на період запровадження тимчасових карантинних заходів, а саме дозволити виконувати свої посадові обов‘язки дистанційно з 18 березня 2020 року з дотриманням правил внутрішнього службового розпорядку, затверджених наказом голови райдержадміністрації від 17.03.20 р. № 26, тобто працювати з 9.00 до 18.00 з обідньою перервою з 13.00 до 14.00.

Моє робоче місце розташоване за адресою: м. Маньківка, вул. Опришківська, 11.

<...>

Конечно, госслужащему в этой ситуации нужно согласовать такое заявление с руководителем финансового управления райгосадминистрации и ознакомиться с окончательным решением, которое содержится в приказе руководителя госслужбы этой администрации.

Зразок 1.doc
Скачать
Зразок 2. Заява.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы