Особенности работы госслужащих в условиях карантина
В связи с санитарно-эпидемической ситуацией в мире в Украине введены беспрецедентные меры по предотвращению распространения вирусной инфекции. В частности, почти все работники, за исключением некоторых категорий, на период карантина должны оставаться дома. Рассмотрим особенности работы работников госорганов в этот период.
Вопрос – ответ
Какой должна быть продолжительность рабочего времени госслужащих?
Знаем, что деятельность работников госорганов регулируется Законом от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Как предусмотрено ст. 56 этого Закона, рабочее время госслужащих составляет 40 ч в неделю. Это соответствует общим принципам, установленным КЗоТом, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю.
Добавим: согласно ст. 5 Закона № 889 отношения, возникающие в связи со вступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются этим Законом, если иное не предусмотрено законом, а действие норм законодательства о труде распространяется на госслужащих в части отношений, не урегулированных этим Законом.
Итак, Законом № 889 конкретизировано время работы и отдыха госслужащих. Для них в ст. 56 этого Закона предусмотрена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Установление должностному лицу неполного рабочего дня или неполной рабочей недели возможно только с согласия руководителя госслужбы.
Учтены и жизненные обстоятельства госслужащего. То есть, если беременная женщина или одинокий госслужащий, который имеет ребенка в возрасте до 14 лет, или ребенка с инвалидностью, или ребенка, который находится под его опекой, или который ухаживает за больным членом семьи согласно медицинскому заключению, обратится с просьбой установить ему неполный режим рабочего времени, обязанностью руководителя госслужбы будет удовлетворить эту просьбу.
Вместе с тем для обеспечения полноценного функционирования госоргана руководители госорганов могут принять и решение относительно появления должностных лиц на службе для работы сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время. Это касается случаев, когда есть потребность выполнения неотложных или непредвиденных задач государственными служащими, для которых законом не предусмотрены ограничения относительно работы, и на основании приказа (распоряжения) руководителя госслужбы они обязаны явиться на работу. О таком распорядительном документе руководителя нужно уведомить выборный орган первичного профсоюза (при его наличии).
В целом работа сверх установленной продолжительности рабочего дня не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в течение года. Такое ограничение включает и продолжительность работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также работы в ночное время.
Заметим: оформляя нестандартное привлечение к выполнению госслужащим должностных обязанностей, следует учесть установленные Законом № 889 запреты. А именно: не разрешается привлекать к работе сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни, в ночное время беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Женщин с детьми в возрасте от 3 до 14 лет или женщин, имеющих ребенка с инвалидностью, привлекать к сверхурочной работе можно только с их согласия, а также если это не противоречит медицинским рекомендациям.
Каким документом определяется режим работы госслужащих?
Если обратиться к законодательству, то в госоргане обязательно должны быть утверждены правила внутреннего служебного распорядка (далее – ПВСР, не путать с правилами трудового распорядка), в которых, в частности, фиксируется:
- начало и конец рабочего времени, а также перерыва для отдыха и приема пищи;
- условия, при которых работник будет находиться в госоргане в выходные, праздничные и нерабочие дни, после окончания рабочего времени;
- каким образом будут доводиться до сведения работников нормативно-правовые акты и поручения по служебным вопросам;
- общие правила, которыми регулируются вопросы охраны труда и пожарной безопасности;
- порядок уведомления работника о своем отсутствии на работе.
Указанные правила конкретизируются исходя из особенностей выполняемых госорганом функций и полномочий и могут быть разработаны отдельно для разных категорий работников: руководителей госоргана, госслужащих, работников патронатной службы, работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию, для рабочих. Конечно, эти правила будут разными для разных работников, которые входят в штат госоргана.
Как предусматривает ст. 47 Закона № 889, ПВСР должны быть утверждены совместным собранием (конференцией) госслужащих госоргана по представлению руководителя госслужбы и выборного органа первичного профсоюза (при его наличии) на основе типовых правил.
Не забываем, что Закон № 889 предусматривает необходимость доведения ПВСР до сведения всех госслужащих под подпись.
Что является основанием для разработки ПВСР?
Приказом Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50 утверждены Типовые правила внутреннего служебного распорядка (далее – Типовые правила № 50), которые и служат основанием для разработки каждым госорганом локального документа по вопросам организации, режима, условий труда госслужащих и обеспечения рационального использования рабочего времени.
Остановимся детальнее на положениях Типовых правил № 50, которые непосредственно касаются установления рабочего времени и времени отдыха госслужащего (разд. ІІІ), уведомления о своем отсутствии (разд. ІV), правил пребывания в госоргане в нерабочее время (разд. V) и т. п.
Обращаем внимание: на сегодня принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов относительно санитарно-эпидемической ситуации в Украине. В частности, Законом от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СOVID-19)» (далее – Закон № 530), временно вводится комплекс правовых норм, направленных на защиту во время карантина как физических, так и юридических лиц. Кроме того, будут действовать ограничительные меры по распространению этой болезни.
Так, Законом № 530 предусмотрено:
- возможность работы на дому работников, госслужащих, должностных лиц органов местного самоуправления (далее – ОМС);
- предоставление упомянутым выше лицам отпуска (с их согласия);
- право собственников на изменение режима работы органов, заведений, предприятий, учреждений, организаций. О таких изменениях нужно обязательно проинформировать население через веб-сайты, другие коммуникационные средства (например, радио, телевидение, Интернет и т. п.).
Поэтому в Типовые правила № 50 согласно приказу Нацгосслужбы от 13.03.20 г. № 39-20 внесены изменения, упорядочивающие некоторые вопросы относительно режима работы госслужащих.
Принимая во внимание упомянутые выше нормы Закона № 530, в условиях фактического отсутствия на рабочем месте некоторых госслужащих особенно актуальным является обеспечение достоверного учета их рабочего времени. Знаем, что ответственность за такой учет возлагается именно на руководителя госслужбы. Поэтому в его компетенцию входит принятие распорядительного документа, в котором конкретизируется порядок ведения учета фактически отработанного каждым работником времени и, конечно же, определение ответственных лиц (лица), которые это будут выполнять.
В обновленных Типовых правилах определено, что организация такого учета должна возлагаться на руководителей соответствующего структурного подразделения госоргана. А назначенное ответственное лицо фиксирует в табеле учета рабочего времени соответствующие данные о госслужащих этого подразделения, чтобы со временем предоставить этот табель в службу управления персоналом госоргана.
Напомним, что рекомендательная форма Табеля использования рабочего времени содержится в приказе Госкомстата от 05.12.08 г. № 489, а работодатель (в нашем случае – руководитель госслужбы) может применять и другую форму табеля или дополнить эту форму другими показателями, однако обязательным является первичный учет явок и неявок работников.
Особенно важно, чтобы учет был достоверным, ведь табель является основанием для начисления работникам заработка, выплат в случае временной нетрудоспособности, сумм оплаты предусмотренных законодательством отпусков и т. п.
Если с согласия своего непосредственного руководителя госслужащий в рабочее время выходит за пределы админздания госоргана, согласно Типовым правилам № 50 это должно фиксироваться в журнале регистрации местных командировок. |
Возможно ли выполнение госслужащим работы за пределами админздания по его инициативе?
Да, согласно обновленным Типовым правилам № 50, в случае если госслужащий проявил инициативу относительно выполнения возложенных на него согласно должности задач и функций за пределами админздания госоргана, то есть за пределами своего рабочего места (в частности, дома), прежде всего на это должно быть согласие его непосредственного руководителя и руководителя структурного подразделения (при наличии).
Оформление должно быть следующим: в условиях введенных Законом № 530 ограничений передвижений и поездок в пределах населенного пункта должностное лицо с помощью средств телекоммуникационной связи согласовывает с непосредственным руководителем и руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии) перечень соответствующих задач и сроки их выполнения.
Обращаем внимание руководителей госорганов, что, во-первых, для использования таких возможностей целесообразно утверждение соответствующего распорядительного документа, в котором указываются возможности работы госслужащих за пределами админздания на временный период.
Какие нормы относительно режима работы госслужащих нужно предусмотреть в локальном документе госоргана?
Например, констатирующую часть приказа руководителя госоргана можно сформулировать так (см. образец 1):
Образец 1 <...> 1. Керівникам структурних підрозділів на період карантину з 18 березня до 3 квітня 2020 року забезпечити:
2. Взяти до відома, що відрядження працівників здійснюється лише в разі нагальної потреби та за розпорядженням керівника держоргану. 3. Невідкладно в установленому порядку надати пропозиції керівництву держоргану щодо відтермінування перевірок та контролюючих заходів, що здійснювались згідно з функціональними обов‘язками відповідних посадових осіб. 4. Службі управління персоналом довести до відома всіх працівників держоргану, що працівники, перелік посад яких визначить їх безпосередній керівник, можуть працювати у віддаленому доступі (дистанційно) з дотриманням правил службової етики та правил внутрішнього службового розпорядку на період карантину. Такий перелік подається до служби управління персоналом одночасно із запропонованим графіком роботи відповідних осіб; спеціалісти служби управління персоналом зобов‘язані скласти узагальнені графіки роботи працівників держоргану з конкретизацією даних щодо осіб, які працюватимуть дистанційно. Після погодження цього графіка з керівником держслужби він доводиться до відома керівників структурних підрозділів. 5. Керівникам структурних підрозділів визначити відповідальних осіб, які здійснюватимуть облік фактично відпрацьованого держслужбовцями часу, у т. ч. поза межами адміністративної будівлі держоргану. 6. Працівникам, які працюватимуть у віддаленому доступі (дистанційно), виконувати покладені на них завдання, використовуючи інформаційно-комунікаційні технології (зокрема, власний комп‘ютер чи ноутбук) за місцем проживання або в іншому місці за їх вибором. Про своє фактичне місце перебування (із зазначенням поштової та електронної адреси, контактних даних) кожен працівник зобов‘язаний повідомити свого безпосереднього працівника. <...> |
Имеет ли какие-то особенности установление дистанционной работы работников госорганов?
Да, имеет. Учитывая возложенные на соответствующий госорган полномочия, нужно предусмотреть возможность работы для лиц, которые, например, работают с носителями информации с ограниченным доступом или же обеспечивают бесперебойную работу компьютерной или другой техники для всех должностных лиц госоргана, ведь дистанционно работать они фактически не могут.
В таком случае выходом может быть, например, обеспечение их развозки к месту работы и обратно транспортом госоргана (или другим определенным руководителем госоргана способом). Такая оговорка касается и лиц, которые обеспечивают доступ к админпомещениям (например, работников охраны и т. п.).
Во избежание недоразумений советуем отдельным приказом (распоряжением) предусмотреть такие особенности, чтобы госорган продолжал полноценно и эффективно функционировать, предоставлять населению услуги и т. п.
Обращаем внимание: время работы госслужащих за пределами админздания в режиме удаленной (дистанционной) работы включается в фактически отработанное им время. |
Практика
На сегодняшний день в каждом госоргане по-разному оформляют работу должностных лиц во время карантина. Наиболее распространенным является предоставление работникам части ежегодного отпуска на время, в течение которого согласно Закону № 530 длятся карантинные меры.
Например, госслужащий оформляет 10 или 12 календарных дней ежегодного основного отпуска. Но это не означает, что должностное лицо не побеспокоят дома (или где-либо) во время такого «отдыха». На самом деле должностные лица продолжают выполнять свои задачи, находясь дома и работая на своем компьютере (а может, и на ноутбуке, который числится на балансе госоргана – ведь работа есть работа). О таких нюансах советуем уведомлять каждого госслужащего и издавать соответствующий распорядительный документ руководителя госоргана.
Тем лицам, которым согласно законодательству положены дополнительные социальные отпуска, можно их оформить на период карантина (речь идет о «детских» отпусках, отпуске по уходу за больным членом семьи согласно медицинскому заключению и т. п.).
Оплата труда за период упомянутых отпусков может осуществляться по правилам, действовавшим до введения карантина.
Может случиться, что тех госслужащих, которые выполняют неотложные задачи по обеспечению жизнедеятельности населения, будут привлекать к сверхурочной работе, то есть работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. В таком случае нужно ввести суммированный учет рабочего времени, чтобы обеспечить соблюдение общих норм трудового законодательства. Короче говоря, сначала устанавливается учетный период (это может быть месяц, квартал), и в итоге общая продолжительность рабочего времени должностного лица не должна превышать норму этого времени в течение установленного по его должности учетного периода.
За работу в указанные дни (время) госслужащим предоставляется денежная компенсация в размерах и порядке, определенных трудовым законодательством. В ином случае это должностное лицо по своему желанию и поданному им заявлению (см. образец 2) может получить в течение месяца другие дни отдыха. |
Образец 2 Керівникові держслужби районної держадміністрації головного спеціаліста фінансового управління Заява Прошу змінити мені умови праці на період запровадження тимчасових карантинних заходів, а саме дозволити виконувати свої посадові обов‘язки дистанційно з 18 березня 2020 року з дотриманням правил внутрішнього службового розпорядку, затверджених наказом голови райдержадміністрації від 17.03.20 р. № 26, тобто працювати з 9.00 до 18.00 з обідньою перервою з 13.00 до 14.00. Моє робоче місце розташоване за адресою: м. Маньківка, вул. Опришківська, 11. <...> |
Конечно, госслужащему в этой ситуации нужно согласовать такое заявление с руководителем финансового управления райгосадминистрации и ознакомиться с окончательным решением, которое содержится в приказе руководителя госслужбы этой администрации.
Комментарии к материалу