• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Должен ли работодатель обеспечить работников офиса СИЗ

Карантин

28.05.2020 435 0 1

Ситуация: наше предприятие оказывает консультативные услуги, каждый день к нам приходят клиенты. Слышали, что сейчас мы имеем право работать, только если работники будут обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), а также что в начале каждого рабочего дня необходимо проводить температурный скрининг. Иначе на работодателя могут наложить серьезные штрафные санкции.

В чем вопрос: действительно ли офисных работников необходимо обеспечить СИЗ, а также каждый день на входе в офис измерять им температуру? Нужно ли выполнять какие-то другие требования в период карантина при организации работы офиса?

Краткий ответ: да, офисных работников необходимо обеспечить СИЗ, если это предусмотрено решениями органов местного самоуправления.


Давайте рассмотрим эту ситуацию подробнее, поскольку такой же вопрос может возникнуть у многих других предприятий.

Для начала напомним, что постановлением КМУ от 20.05.20 г. № 392 (далее – Постановление № 392) карантин на территории Украины был продлен до 22.06.20 г. В данный момент в регионах проводятся противоэпидемические мероприятия, которые предусмотрены Постановлением № 392, а также принимаются меры, дополнительно установленные органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В некоторых регионах карантинный режим ослаблен, а в некоторых, напротив, – продолжают действовать жесткие ограничительные меры. Но в целом бизнес начинает понемногу оживать. И если сотрудники выходят работать в офис, работодателям нельзя нарушать «карантинные» правила, установленные для данного вида деятельности.

Какими актами необходимо руководствоваться работодателю при организации работы офисных сотрудников?

Обратимся к Закону от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда». В этом законе не упоминается о необходимости обеспечить сотрудников офиса СИЗ в период карантина. Работодатель должен обеспечить СИЗ только сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями. Причем такая обязанность установлена для работодателя на постоянной основе, а не только в период карантина.

А при организации работы в офисных помещениях, где ведется прием посетителей, в период карантина необходимо руководствоваться:

  • Временными рекомендациями относительно противоэпидемиологических мероприятий при осуществлении разрешенных видов деятельности, которые предусматривают прием посетителей на период карантина, в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.05.20 г. № 16 (далее – Рекомендации № 16);
  • региональными актами, а именно распоряжением Руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и протоколами заседаний постоянной комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (далее – Распоряжение). Например, cубъекты хозяйствования (далее – СХ), которые находятся в г. Киеве, должны руководствоваться распоряжением Руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Киевской городской государственной администрации от 12.05.20 г. № 41 (далее – Распоряжение № 41).

Какие основные карантинные требования предусмотрены для офисных сотрудников, которые обслуживают посетителей?

Как мы уже сказали, такие требования изложены в Рекомендациях № 16 и в региональных актах, которые действуют для определенных территорий.

Так, в Рекомендациях № 16, в частности, указано, что:

  • перед началом работы необходимо проводить температурный скрининг сотрудников;
  • работники офиса должны быть обеспечены жидким мылом, антисептиками и бумажными полотенцами;
  • на входе в офисное помещение следует организовать место для обработки рук антисептиком;
  • на входе в офис должна быть нанесена разметка в 1,5 м для соблюдения дистанции между входящими и выходящими из офиса;
  • каждые 2 часа следует делать влажную уборку и проветривание помещений;
  • нужно отстранить от офисной работы лиц, находящихся в группе риска (лица, достигшие 60 лет, а также лица с хроническими заболеваниями, угнетающими иммунитет).

А вот по поводу того, что работодатель должен обеспечить сотрудников СИЗ (масками, перчатками) – ничего не сказано. В п. 2 Рекомендаций № 16 лишь указано, что работодатель должен допускать к работе сотрудников в респираторе или защитной маске (в т. ч. изготовленной самостоятельно).

Важный момент! Все эти требования, как ясно из названия документа, носят рекомендательный, а не обязательный характер. Однако мы советуем придерживаться этих рекомендаций, чтобы обеспечить безопасные условия труда офисным сотрудникам и посетителям.

А вот требования региональных актов (распоряжений) субъекты хозяйствования обязаны соблюдать. Например, в Распоряжении № 41 приведены такие обязанности работодателя:

  • не допускать к работе лиц, подлежащих самоизоляции;
  • проводить разъяснительную работу относительно профилактических мероприятий и реагирования на выявленные симптомы заболевания;
  • допускать к работе только при наличии СИЗ: масок (в т. ч. и изготовленных самостоятельно), перчаток;
  • обеспечить всех работников масками и одноразовыми перчатками из расчета 1 маска/одна пара перчаток на 3 часа работы;
  • обеспечить наличие СИЗ на 5 следующих рабочих дней;
  • организовать централизованный сбор СИЗ;
  • создать условия для соблюдения сотрудниками правил личной гигиены (наличие рукомойников, мыла, одноразовых полотенец, салфеток);
  • организовать ежедневное измерение температуры и не допускать к работе лиц с температурой тела более 37,2 °С;
  • ограничить проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях;
  • обеспечить соблюдение дистанции между работниками и посетителями не менее 1,5 м или установить защитные экраны и др.

Наш совет. Работодатель может разработать Положение о защите персонала и соблюдении других санитарных и противоэпидемических мероприятий и ознакомить с ним своих сотрудников.

Какая ответственность установлена за несоблюдение условий карантина (в т. ч. масочного режима на предприятии)?

За нарушение правил карантина предусмотрена административная и уголовная ответственность. Рассмотрим эти виды ответственности подробнее.

Административная ответственность

Субъекты хозяйствования обязаны соблюдать правила карантина людей, санитарно-гигиенические, санитарно-противоэпидемические правила и нормы, предусмотренные Законом от 06.04.2000 г. № 1645-III (далее – Закон № 1645) и другими актами законодательства, а также решения органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями. За нарушение указанных правил и норм на должностных лиц СХ может налагаться штраф в размере от 2 000 до 10 000 НМДГ (от 34 000 до 170 000 грн) (ст. 443 КУоАП).

Протокол за нарушение требований ст. 443 КУоАП имеют право составлять (ст. 255 КУоАП):

  • сотрудники МВД (Национальной полиции);
  • работники органов здравоохранения (но только по заведомо ложному вызову скорой помощи);
  • работники органов санитарно-эпидемио­логической службы (к таким органам относятся Минздрав, Гоструда и Госпотребслужба);
  • должностные лица, уполномоченные исполкомами сельских, поселковых городских советов.

Решение о наложении штрафа принимает исключительно суд (ст. 221 КУоАП). При вынесении решения судом учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (ст. 33 КУоАП).

Могут ли сотрудники Нацполиции приходить с проверкой и составлять протоколы в отношении должностных лиц СХ за нарушение требований ст. 443 КУоАП?

Да, полицейские могут составлять админпротоколы, но только в случае, если к помещениям СХ есть свободный доступ для посетителей (если это кафе, рестораны, магазины и т. п.). Если же доступ к офису ограничен, то органы Нацполиции не смогут составить протокол в отношении должностных лиц СХ. Объясним подробнее.

Во-первых, согласно ст. 1 и 3 Закона от 02.07.15 г. № 580-VIII (далее – Закон № 580), Нацполиция относится к правоохранительным, а не контролирующими органам. Поэтому сотрудники Нацполиции не проводят проверки в сфере хоздеятельности. Они вправе только (ст. 23 Закона № 580):

  • осуществлять оперативно-разыскные мероприятия по оперативно-разыскным делам,
  • проводить следственные (разыскные) действия в уголовном производстве;
  • принимать меры в целях обнаружения и прекращения административного правонарушения.

Аналогичное разъяснение приводит Департамент защиты экономики Нацполиции в своем письме от 03.06.16 г. № 5211/39/03-2016.

Во-вторых, сотрудники органа Нацполиции могут проникнуть в жилище или другое владение лица (т. е. в офисы, иные помещения) без мотивированного решения суда только в неотложных случаях, связанных (ст. 38 Закона № 580):

  • со спасением жизни людей и ценного имущества при чрезвычайных ситуациях;
  • с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • с прекращением преступления, угрожающего жизни лиц, находящихся в жилье или ином владении.

То есть сотрудники Нацполиции без решения суда не имеют права заходить в помещения, которые находятся в частной собственности, если доступ к ним ограничен.

Могут ли органы СЭС, несмотря на мораторий, проводить проверки и составлять протоколы в отношении должностных лиц СХ за нарушение ст. 443 КУоАП?

Да, могут. Объясним подробнее. Согласно п. 3 разд. II Закона от 17.03.20 г. № 533-IX, органам госконтроля запрещается проводить плановые проверки в сфере хозяйственной деятельности, кроме осуществления госнадзора (контроля):

  • за деятельностью СХ с высокой степенью риска от осуществления хозяйственной деятельности (исходя из критериев, утвержденных КМУ);
  • за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
  • за соблюдением требований в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Как видите, мораторий на проверки не действует, когда речь идет о проверках органами СЭС. Проверить соблюдение СХ санитарного законодательства могут в ходе как плановой, так и внеплановой проверки. Если будут выявлены нарушения, органы СЭС могут составить протокол на должностных лиц СХ за нарушение правил карантина.

Уголовная ответственность

За нарушение ст. 325 Уголовного кодекса (нарушение санитарных правил и норм, что повлекло или могло повлечь за собой распространение заболеваний) применяется штраф в размере от 17 000 до 51 000 грн либо такая мера, как арест, ограничение или лишение свободы.

Выводы

  1. Работодатель обязан обеспечить СИЗ только лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями.
  2. Обеспечить СИЗ сотрудников офиса работодатель обязан только в том случае, если это предусмотрено решениями органов местного самоуправления. Если работодатель проигнорирует данное требование, его могут привлечь к административной или к уголовной ответственности.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы