Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Медосмотры под запретом: вопросов больше, чем ответов

Карантин
28.07.2020

Кто должен проходить обязательные профилактические медицинские осмотры? Стоит ли принуждать работников проходить их в условиях карантина? Имеет ли право работодатель принять на работу работника без медосмотра? Кто финансирует прохождение медосмотров работниками бюджетных учреждений? Обо всем этом, а также о том, как проходить медосмотр в условиях карантина, расскажем в консультации.


Виды медосмотров и их периодичность

Согласно устоявшейся практике медосмотр – это комплекс медицинских вмешательств, которые проводятся в целях выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Обязательным медосмотрам, которые имеют целью дать всестороннюю оценку состояния здоровья обследованных лиц, подлежат дети, подростки, ветераны войны и труда, лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, и некоторые другие категории населения.

Кроме того, периодически обследуют работников определенных профессий, лиц, которые находятся под воздействием так называемых факторов риска, и т. п. Перечень профессий, работники которых подлежат обязательному медосмотру, срок и порядок его проведения устанавливаются Минздравом по согласованию с Минсоцполитики.

Существуют следующие виды медосмотров:

  • предварительный – проводится перед приемом на работу;
  • периодический – проводится через определенный промежуток времени, в течение трудовой деятельности работников;
  • внеочередной – инициатором проведения такого медосмотра может выступать как сам работник, так и работодатель, но на весомых основаниях.

В соответствии со ст. 159 КЗоТ работник обязан проходить в установленном порядке предварительные и периодические медосмотры.

Со своей стороны ст. 169 КЗоТ обязуетвладельца или уполномоченный им орган за свои средства организовать проведение:

  • предварительного медосмотра (в случае приема на работу);
  • периодических медосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе;
  • ежегодного обязательного медосмотра лиц в возрасте до 21 года.

Внимание! Работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности возмещают лишь стоимость бланка личной медицинской книжки заведениям здравоохранения (далее – ЗЗО), которые проводят обязательные медосмотры, во время прохождения предварительного профосмотра до принятия на работу и в случае необходимости – получения новой книжки в связи с ее потерей, порчей или невозможностью дальнейшего использования или приобретают ее за собственные средства.

Сферы деятельности, которые обязаны направлять работников на профосмотры

Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медосмотрам, и порядок проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек утверждены постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559 (далее – Постановление № 559, Перечень № 559).

Перечень № 559 содержит отдельные профессии работников производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, а именно:

  • пищевая и перерабатывающая промышленность (с отдельными исключениями);
  • предприятия продовольственной торговли, в том числе мелкорозничной, а также те, которые расположены на территории рынков;
  • рынки;
  • предприятия общественного питания;
  • учебные заведения, кроме вузов III–IV уровней аккредитации;
  • вузы III–IV уровней аккредитации;
  • приюты для несовершеннолетних;
  • оздоровительные заведения для детей с круглогодичным и сезонным пребыванием;
  • лечебно-профилактические заведения для взрослых (санатории, дома отдыха, пансионаты, дома-интернаты);
  • роддома (отделения), детские больницы (отделения), отделения патологии новорожденных, недоношенных;
  • прачечные, приемные пункты белья, химчистки;
  • парикмахерские, косметические и массажные кабинеты, кабинеты татуажа, салоны пирсинга и визажа;
  • бани, сауны;
  • гостиницы;
  • общежития;
  • спортивно-оздоровительные комплексы;
  • заведения культуры (театры, цирки, клубы, дома культуры и т. п.);
  • развлекательные заведения;
  • предприятия фармацевтической промышленности;
  • аптеки и их структурные подразделения;
  • предприятия и объекты водоснабжения и канализации;
  • метрополитен;
  • транспортно-дорожный комплекс;
  • рыбное хозяйство;
  • субъекты хозяйствования, которые занимаются разведением, выращиванием и реализацией животных;
  • частные услуги на дому.

Таким образом, в Перечень № 559 среди прочего включены организации и профессии, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, в частности:

  • учебные заведения, кроме вузов III–IV уровней аккредитации (руководители, их заместители, педработники, медперсонал, работники пищеблоков, специалисты, которые принимают участие в учебно-воспитательном процессе, технический персонал, учащиеся перед прохождением производственной практики на объектах, работники которых подлежат обязательному профосмотру);
  • вузы III–IV уровней аккредитации (студенты перед началом прохождения производственной практики на объектах, работники которых подлежат обязательному профосмотру);
  • приюты для несовершеннолетних (администрация, преподаватели, учителя, воспитатели, медперсонал, работники пищеблоков, другой педагогический и технический персонал);
  • оздоровительные заведения для детей с круглогодичным и сезонным пребыванием (административно-хозяйственный персонал, педагогический и медицинский персонал, работники пищеблоков, обслуживающий персонал);
  • лечебно-профилактические заведения для взрослых (администрация, воспитатели, помощники воспитателей, медперсонал (врачи, средний и младший медперсонал), технический персонал, в том числе уборщики помещений, работники пищеблоков, столовых и раздаточных пунктов, работники детских молочных кухонь);
  • роддома (отделения), детские больницы (отделения), отделения патологии новорожденных, недоношенных (администрация, медработники (врачи, средний и младший медперсонал), работники пищеблоков, столовых и раздаточных пунктов, технический персонал, в том числе уборщики помещений) и т. п.

Медосмотр в условиях карантина

Постановлением КМУ от 10.05.20 г. № 392 «Об установлении карантина в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 392), предусмотрено, что на период действия карантина временно разрешается привлечение к работе без прохождения предварительного (во время приема на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где имеется необходимость в профессиональном отборе, работа которых связана с обеспечением безопасности движения и обслуживанием железнодорожного транспорта, предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения, определенных Перечнем № 559.

На время карантина ЗЗО запрещается проведение плановых мероприятий по госпитализации, кроме (пп. 12 п. 3 Постановления № 392):

  • плановой госпитализации в регионах, в которых заполненность коек в ЗЗО, определенных для госпитализации пациентов с подтвержденным случаем COVID-19, составляет менее 50 %. Разрешение на проведение такой госпитализации в регионе устанавливается решением региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, которое размещается на официальном информационном портале Кабмина (по ссылке http://covid19.gov.ua);
  • предоставления медицинской помощи в результате усложненного течения беременности и родов;
  • предоставления медицинской помощи беременным, роженицам, новорожденным;
  • предоставления медицинской помощи в специализированных отделениях ЗЗО пациентам с онкологическими заболеваниями;
  • предоставления паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях;
  • проведения других неотложных и срочных мероприятий по госпитализации, если в результате их переноса (отсрочки) существует значительный риск для жизни или здоровья.

То есть, пока продолжаются карантинные мероприятия на территории страны (в некоторых регионах их ослабляют или, напротив, усиливают) в зависимости от показателей распространенности COVID-19, о прохождении работниками медосмотров не может быть и речи.

Финансирование медосмотров работников бюджетных учреждений

Прохождение медосмотров работниками бюджетных учреждений финансирует орган местного самоуправления (далее – ОМС). А вот каким образом – на этот вопрос однозначного ответа нет.

Обязательные медосмотры проводятся за средства работодателей, то есть предприятий, учреждений, организаций или физлиц-предпринимателей, которые используют труд наемных работников. Расходы ЗЗО, связанные с проведением обязательных медосмотров работников бюджетных учреждений и организаций, покрываются за средства, предусмотренные сметой на содержание соответствующего ЗЗО (п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением № 559).

Однако ЗЗО были реорганизованы в КНП и теперь не финансируются из бюджета по общей системе. Они являются лишь получателями бюджетных средств по программам, утвержденным ОМС на выполнение целевых мероприятий, и получают средства от НЗСУ.

Заметим, что ОМС является владельцем всех бюджетных заведений, КНП и КП на подчиненной ему территории, работники которых должны пройти обязательные медосмотры в больнице (это работники образования, культуры, работники больниц и др.). То есть на конкретной территории владелец реорганизованного ЗЗО, который проводит медосмотр, одновременно является владельцем другого бюджетного заведения, работники которого проходят такой осмотр.

Вариантов исхода из этой ситуации есть несколько:

  • бюджетное учреждение, которое планирует провести обязательный медосмотр своих работников, должно спланировать такие расходы заранее и включить их в бюджетный запрос, чтобы получить необходимые ассигнования;
  • ЗЗО, как и ранее, собирает информацию относительно количества работников бюджетных учреждений, которые будут направлены для прохождения медосмотров, сообщает ОМС сумму средств, необходимую для их проведения, и получает средства как получатель.

С учетом устаревших норм Постановления № 559 ОМС желательно разработать и принять Порядок, где будет четко прописано, кто и каким образом компенсирует расходы ЗЗО на проведение обязательных медосмотров бюджетников.

Выводы

В условиях настоящего времени медосмотры не отменены, они просто перенесены на неопределенное время до улучшения эпидемиологической ситуации в стране. Конечно, ЗЗО и бюджетным учреждениям следует пересмотреть и согласовать графики прохождения обязательных медосмотров и расставить приоритеты в случае снятия карантинных ограничений.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 3
Отсортировано:
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы