Депутаты предлагают снять гриф "секретно" с информации о банковских счетах и операциях юрлиц и физлиц-предпринимателей
20.11.2015 187 0 0
Соответствующий законопроект №3479 был зарегистрирован в парламенте на этой неделе. Авторами документа являются два депутата - Максим Поляков (от партии "Народный фронт") и Дмитрий Лубинец (Блок Петра Порошенко). На первый взгляд, их цели благие - облегчить борьбу с отмыванием средств фиктивными предприятиями и приблизить отечественное законодательство к европейским нормам. Но банкиры и юристы утверждают, что предложенные новации недопустимы и могут стать очередным рычагом давления на банковских клиентов.
По Закону "О банках и банковской деятельности" информация об объеме и движении средств по счетам клиента может быть раскрыта только с его согласия либо по решению суда. Без вердикта служителей Фемиды финучреждение может раскрыть банковскую тайну в четко обозначенном объеме и только органам, прямо указанным в законе. Это в первую очередь СБУ, прокуратура, МВД, Национальное антикоррупционное бюро, Антимонопольный комитет - всего порядка восьми государственных органов. Если же законопроект №3479 будет принят, банки будут обязаны делиться информацией о юрлицах без решения суда, по письменному запросу любого органа государственной власти либо правоохранителей. Причем тем даже не придется обосновывать, почему им понадобилась эта информация. "Формулировки, прописанные в проекте, ведут к фактически полной отмене понятия банковской тайны в Украине. Они предоставляют неограниченные полномочия государству в лице его органов собирать и использовать при любых обстоятельствах всю информацию о клиенте - юрлице, его счетах, операциях, контрагентах, финансовом положении и т. д.", - утверждает адвокат, управляющий партнёр ЮК "Закон Победы" Марина Саенко. Это развяжет руки силовикам и станет дополнительным рычагом давления на бизнес и граждан.
По словам начальника управления правовой поддержки розничного бизнеса и СМБ UniCredit Bank Виктора Панченко, контролирующие органы получат также намного больше полномочий в отношении раскрытия информации о физлицах. Согласно новому законопроекту они смогут без решения суда запрашивать информацию, содержащую банковскую тайну, если право на получение таких данных будет регламентироваться другими законами.
К тому же банковская тайна будет распространяться исключительно на сведения, касающиеся счетов и операций граждан. "Но другие сведения о клиенте, следуя логике авторов, должны стать открытыми. К примеру, это могут быть данные о доходах, об имуществе клиента и его родственников и прочая предоставленная банку информация для получения кредита", - констатирует исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.
Юристы подсчитали, что за последние два года поправки в Закон "О банках и банковской деятельности" вносились парламентом 16 раз. В половине случаев они касались в том числе и банковской тайны. "Главная тенденция таких изменений - расширение круга лиц, которым банки могут раскрывать банковскую тайну. В частности, к таким были отнесены Национальное антикоррупционное бюро, органы государственной исполнительной службы, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацагентство по предупреждению коррупции (только по решению суда) и другие банки (в целях предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем). Также был расширен доступ к информации, содержащей банковскую тайну, налоговыем органам", - рассказывает юрист юридической компании "FCLEX" Игорь Конопка.
Постепенный отказ от института банковской тайны действительно является общеевропейской тенденций. Но нормы иностранного законодательства нужно адаптировать к украинским реалиям и внедрять комплексно. Отменять банковскую тайну можно только после того, как государство даст четкие гарантии, что сведения не будут незаконно использованы чиновниками и третьими лицами. "Принятие законопроекта №3479 без построения такой системы безопасности приведет к тенизации бизнеса и массовому оттоку средств из банковских учреждений. Это больно ударит по экономике нашей страны и перечеркнёт все усилия государства по снижению уровня наличных расчётов", - считает Марина Саенко.
К тому же, нельзя путать международные соглашения об обмене информацией о финансовых счетах, принятые для оптимизации и контроля за налогообложением, с ликвидацией института банковской тайны как таковой. "Эти соглашения устанавливают протоколы обмена информацией между финансовыми учреждениями и налоговыми органами, а не с любыми уполномоченными, и жестко ограничивают ее содержание. Понятие и суть банковской тайны при этом остаются незыблемыми", - подчеркивает Елена Коробкова.
Коментарі до матеріалу