Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Розділи:
Підрозділи:
Підрозділи:
Підрозділи:

Банки придумали новый способ наживаться на неосведомленности украинцев

Кризис подстегивает изобретательность банков, и те придумывают новые способы зарабатывать на клиентах. Одно из финучреждений, например, недавно ввело комиссию за неуспешную попытку снятия наличных с карты банка в любых банкоматах. Платеж в размере от 5 до 7 грн. (в зависимости от типа тарифного пакета) взымается, начиная со второй неуспешной попытки, если получение средств невозможно из-за недостатка денег на счете.

Такое новшество — не единственное на рынке. Самую большую долю комиссионных доходов банкирам традиционно приносит расчетно-кассовое обслуживание бизнеса и граждан (зарплатные проекты, денежные переводы физлиц, пополнение или снятие средств со счетов, интернет-банкинг и т. д.).

Именно с этими услугами и связано большинство нововведений. Так, почти все финучреждения уже стали брать комиссию за пополнение клиентом личного текущего или карточного счета. Она составляет в среднем 1-1,5% от суммы пополнения, если клиент вносит средства через кассу банка или интернет-банкинг. За пополнение карты через терминал самообслуживания приходится платить 1-3 грн.

Выросли тарифы и за снятие наличных в банкомате: получение собственных средств теперь обходится 1-3% от суммы, кредитных — 4-6%. Причем комиссии берут не только за снятие денег с личных карт, но также с зарплатных и социальных. Многие финучреждения стали брать плату за возврат карты клиента, забытой в банкомате другого банка (100-150 грн.). Также появились комиссии за неиспользование кредитной карты.

Финучреждения стали активней зарабатывать на предоставлении нестандартных услуг — продаже железнодорожных билетов, билетов на культурные и спортивные мероприятия.

«Если раньше банки конкурировали в том, есть ли у них комиссия за РКО или нет, то теперь они соревнуются в размере процента комиссии за финансовые услуги», — рассказывает исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

Ввод тех или иных комиссий банки обычно не афишируют. Клиенты часто узнают об изменениях постфактум, уже после того, как средства были списаны со счета. Если новый регулярный платеж не превышает 2-3 грн., шум обычно не поднимают. Хотя, при активном пользовании банковскими услугами, из таких «копеек» может набегать 100-200 грн. ежемесячно.

«Банку достаточно опубликовать решение о повышении тарифа или введении новой комиссии на своем сайте. Это будет означать, что его клиенты автоматически ознакомились с новыми условиями. А дальше, если клиент с чем-то не согласен, то у него два пути — либо расторгнуть договор с банком, либо решать проблему в судебном порядке», — говорит старший партнер адвокатской компании, адвокат «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Действующее законодательство не ограничивает количество и размер банковских комиссий. Согласно закону «О банках и банковской деятельности», финучреждение «самостоятельно устанавливает процентные ставки и комиссионное вознаграждение за оказанные услуги». Единственная комиссия, которая запрещена в нашей стране — за досрочное погашение кредита. В Нацбанке сообщили, что в договорные отношения между клиентом и банком регулятор не вмешивается, поскольку это вопрос конкуренции. Если клиента что-то не устраивает, он всегда может сменить финучреждение.

Такая безнаказанность позволяет банкам легко залазить в карман клиентам. В начале года, например, один из банков ввел комиссию 30% при расчетах гривневыми картами за рубежом, а также при снятии наличных за пределами Украины. Такой шаг банк квалифицировал как «одностороннее действие», и не посчитал нужным проинформировать о нем держателей карт с помощью sms-банкинга.Прецеденты отмены банковских комиссий регулирующими органами все же случались. «Рынок контролируется антимонопольным комитетом Украины и обществом защиты прав потребителей. Эти организации регулярно проводят проверки в банках», — рассказывает директор департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко. Но подобные случаи — большая редкость.

Банкиры говорят, что в следующем году тарифы продолжат расти. Но расходятся в оценках, насколько серьезным может быть подорожание. Одни утверждают, что тарифы вырастут не более чем на 5-10%, поскольку уровень развития технологий в отрасли позволит минимизировать затраты, связанные с человеческим фактором. Другие утверждают, что расценки на банковское обслуживание увеличатся на 20-25%. Появятся и новые виды комиссий.

Источник: Сегодня

Коментарі до матеріалу
Швидка реєстрація
Будьте в курсі змін і актуальних тем, задавайте питання.
Популярне
20.05.2025
Актуальні рахунки для сплати податків
Інформація про реквізити рахунків, відкритих для зарахування податків, а також для сплати єдиного внеску Більше за темою: Нова форма ТТН: огляд змін Мікро, мале, середнє чи велике: навіщо треба визначати розмір підприємства Затверджуємо та оновлюємо штатний розпис: правила та нюанси Сп...
21.05.2025
Критично важливі підприємства до 28 травня мають подати відповідні дані: лист Мінекономіки
Більше за темою: Перелік галузевих та регіональних нормативних актів, якими затверджено критерії визнання підприємств критично важливими в особливий період Зарплатні критерії для бронювання працівників: обчислюємо середню зарплату Мінекономіки в листі від 19.05.2025 № 27-11/37509-07 поінформу...
02.06.2025
Важливе у травні для платників ПДВ
Ознайомлюйтеся з важливими матеріалами для платників ПДВ у травні. Більше за темою: Спецпроєкт «ПДВ: ситуації з практики» Спецпроєкт «Електронне адміністрування ПДВ: правила, ризики, рішення» Спецпроєкт «Особливості оподаткування ПДВ в умовах воєнного часу»...
Нове
28.07.2025
Для надавачів нефінансових платіжних послуг у межах відкритого банкінгу визначено порядок авторизації діяльності
Для отримання статусу надавача нефінансових платіжних послуг юридичній особі потрібно пройти процедуру авторизації діяльності в НБУ, що здійснюється шляхом включення до Реєстру платіжної інфраструктури відомостей про надавача нефінансових платіжних послуг – Постанова № 81 набуває чинності з 1 ...
28.07.2025
Затверджено Положення про відкритий банкінг: інформація про рахунки стане доступнішою
Положення визначає: порядок та умови надання стороннім надавачам платіжних послуг (PISP/AISP) доступу до рахунків користувачів, відкритих у надавачів платіжних послуг з обслуговування рахунків (ASPSP); принципи взаємодії суб’єктів відкритого банкінгу; умови надання нефінансових платіжних послу...
28.07.2025
Планують затвердити форми заяв про включення, виключення та внесення змін до реєстру СГ, які використовують спирт
Міністерство фінансів 24 липня оприлюднило доопрацьований проєкт наказу Мінфіну. Більше за темою: Вивчаємо нові правила ліцензування виробництва та обігу спирту, алкогольних напоїв, тютюну та пального Міністерство фінансів 24 липня оприлюднило доопрацьований проєкт наказу Мінфіну&nbs...
Кращі матеріали