Приглашение «в кассу» не принято… Почему лишь 10 % единщиков третьей группы закупили РРО?
21.05.2015 823 0 1
С начала июля 2015 года Украина обещает стать еще более «кассовой»: плательщики единого налога третьей группы обязаны использовать регистраторы расчетных операций (РРО). А еще через полгода (с января 2016 года) то же самое должны сделать единщики второй группы. Чем же вызвано это очередное напоминание, прозвучавшее на недавней пресс-конференции с участием представителей Министерства финансов и Государственной фискальной службы?
Европа – пример, но не указ
На сегодняшний день в Украине насчитывается около 300 тысяч физлиц – плательщиков единого налога Третьей группы. Большинство таких ФОПов получают доходы от юрлиц в безналичной форме (им кассовые аппараты не нужны). В общей сложности РРО понадобятся только одной трети «частников» (96,7 тыс. чел.). Такие данные привела заместитель главы Минфина Елена Макеева. При этом она указала на опыт Евросоюза, куда Украина стремится уже не первый год: страны ЕС усиливают внутригосударственный контроль за кассовой дисциплиной, а в дальнейшем планируют вообще ввести запреты на расчеты наличкой. Даже у нашей соседки Белоруссии значительно сокращен перечень сфер, в которых не используют кассовые аппараты.
По прогнозам ГФС расширение «царства» кассовых аппаратов позволит вести эффективную борьбу с «тенью». Об этом заявила директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нелли Привалова. По ее словам, РРО – своеобразный «шлагбаум», который позволит перекрыть незаконные потоки контрабанды и контрафактного товара. В общем, если верить заверениям контролирующих органов, выдача фискальных чеков – это и защита прав потребителей, и сохранение принципа равенства прав всех налогоплательщиков перед законом. Но, несмотря на обещанные «плюсы», частные предприниматели к таким новшествам не очень-то рады. Согласно подсчетам ГФС, из упомянутого числа «частников», которые должны обзавестись РРО (96,7 тыс. чел.), приглашение «в кассу» приняли только 10 тысяч налогоплательщиков-единщиков Третьей группы. Судя по всему, именно этот факт и заставил контролирующих органов ударить в набат – провести не просто пресс-конференцию, а публичное обращение к многотысячной армии предпринимателей.
По данным ГФС, в 2010 году было проведено 123 тысяч «кассовых» проверок, а в 2014 году – 9,7 тыс. (т. е. уменьшилось в 12 раз за 5 лет).
Как известно, еще в конце прошлого года был принят Закон от 28.12.14 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», согласно которому вводится поэтапное расширение сферы использования РРО. На этот момент региональные органы ГФС обращали внимание неоднократно, публикуя на своих сайтах соответствующие разъяснения и ответы.
Однако, как показала неутешительная статистика, на призывы фискальной службы откликнулся только каждый десятый плательщик единого налога третьей группы. В этой сфере обещанный баланс между интересами государства и предпринимателей пока не наступил. Пока что кассовые аппараты выгодно только их производителям, включенным в государственный реестр РРО.
Первый штраф за принятие налички без проведения через РРО составляет всего лишь 1 грн., второй – в размере 100 % стоимости проданных без выдачи кассового чека товаров, каждый следующий – пятикратный размер стоимости проданных без выдачи кассового чека товаров. Если налогоплательщики-единщики второй и третьей групп зарегистрируют свои кассовые аппараты в органах ГФС до конца июня 2015 года, то им «светит» мораторий на проведение налоговых проверок до конца текущего года. Контролирующие органы не будут применять штрафные санкции и привлекать к ответственности тех налогоплательщиков Третьей группы, которые до конца июня 2015 года предоставят налоговикам договор о приобретении кассового аппарата с указанием его даты оплаты и даты поставки.
Подсчитали – прослезились
Хотя РРО и является эффективным инструментом для выхода из «тени», однако следует учесть возможные риски для налогоплательщиков (в связи с применением норм Закона № 71). Ни для кого не секрет, что приобретение и обслуживание РРО – удовольствие не из дешевых. Цены «кусаются»: минимальные цены на кассовые аппараты уже давно превысила 4 000 грн. К этому еще нужно добавить ежемесячные затраты, исчисляющиеся несколькими сотнями грн (а средний срок эксплуатации РРО – семь лет). Также не стоит забывать, что комплектующие к ним поставляются из-за заграницы, то есть в «удивительных единицах». А значит, расчеты по ремонтным услугам тоже выльются в копеечку. В результате это повлияет на конечную стоимость товаров и услуг. А в итоге все расходы будут переложены на конечного потребителя, покупательная способность которого уменьшается с каждым днем.
Из-за неправильного выбора кассовых аппаратов можно понести весьма ощутимые убытки. Нужно помнить, что дешевые РРО на самом деле слишком дорого стоят: одного картриджа хватает примерно на месяц, а применяться такие аппараты можно лишь на торговых точках, где небольшой поток покупателей. Поэтому прежде, чем выбирать тот или иной РРО, сначала необходимо выяснить, как минимум, четыре момента: 1) пропускную способность своей точки; 2) условия работы (доступ к Интернету и электросети); 3) есть ли необходимость автоматизации бизнесс-процессов; 4) определить затраты, которые придется понести. И, конечно же, запастись терпением. Далее следует выяснить, какие именно типы РРО (находящиеся в госреестре) следует выбирать: кассовые аппараты, фискальные регистраторы, мобильные регистраторы (или их сочетание). И только после этого есть смысл поднимать вопрос о целесобразности покупки и заключения договора с центром сервисного обслуживания (ЦСО), которому придется оплачивать деньги за установку, регистрацию и обслуживание РРО. Кассовые аппараты должны быть подключены к информационной системе ГФС и передавать данные об осуществленных операциях на сервер фискального ведомства. РРО пломбируется исключительно авторизированным ЦСО: без его участия нельзя ничего ремонтировать. Любая расчетная операция «запоминается» в фискальной памяти РРО так, что внести изменения в проведенные операции, а следовательно и в отчеты уже не смогут ни физлица-«единщики», ни сервисный центр, ни даже знакомый налоговый инспектор. Фискальный чек (в отличие от квитанций, выданных интернет-магазином), нельзя просто так аннулировать (отменить): если товар возвращается, то его нужно провести через чек. Каждый РРО должен иметь свой фискальный номер в системе: он является принадлежностью конкретного субъекта хоздеятельности (т.е. его нельзя передавать кому-либо).
Кассовые аппараты, не понадобятся единщикам второй-третьей группы, в частности, в таких случаях:
- при безналичных расчетах;
- при торговле на рынках и в мелкорозничной торговле при помощи средств передвижных торговых сетей);
- при торговле печатными изданиями (журналами, газетами), открытками, конвертами, почтовыми марками в киосках, лотках и с разносок, если эта продукция составляет более половины товара (и отсутствуют подакцизные товары);
- при торговле с автоцистерн, бочек и бидонов (если продается вода, квас, молоко, масло или живая рыба);
при торговле в школьных буфетах и столовых.
Есть идеи! Антикассовые…
В январе 2015 года в парламентских стенах зарегистрировали законопроект об отмене применения РРО (от 13.01.15 г. № 1718). Инициаторы этого документа считают, что в Налоговый кодекс нужно внести следующие изменения: «Пункт 296.10 статьи 296 НК изложить в следующей редакции: плательщики единого налога первой – третьей (физические лица – предприниматели) групп не применяют регистраторы расчетных операций».
Речь идет об отмене некоторых нововведений относительно РРО, закрепленных в Законе № 71: «Реализация указанной нормы Закона требует дополнительных затрат на приобретение, установку и ежемесячное обслуживание кассовых аппаратов, а у большинства субъектов малого предпринимательства еще и возникнет необходимость в привлечении бухгалтеров с целью правильного ведения налогового учета, что также приведет к дополнительным расходам», – говорится пояснительной записке (приложенной к законопроекту № 1718).
Но более реальным выглядит вторая идея, изложенная в законопроекте о государственных гарантиях при использовании РРО (от 28.11.14 г. № 1088). Этот документ уже готовится ко второму чтению. В нем предлагается ввести компенсаторы субъектам хозяйствования (путем зачисления потраченных средств для приобретения модемов или РРО в счет налоговых обязательств).
Пока эти законопроекты не стали законами, можно посоветовать «третьегрупникам» сделать ставку на безнал. Если вы не принимаете приглашение «в кассу», то придется воспользоваться приемом платежей на расчетный счет в банке. На худой конец, переключиться на доску объявлений и торговать как частники, не уплачивая при этом вообще никаких налогов.
Валентин Ковальский,
редактор канала «Интервью»
Коментарі до матеріалу