Що робити, якщо вам відмовили в реєстрації податкової накладної
11.08.2017 853 0 0
(изложено на языке оргинала)
Cогласно новым правилам с 1 июля 2017 года регистрация налоговой накладной может быть остановлена, если такая налоговая накладная соответствует критериям рисков, определенных приказом Министерства финансов. На практике останавливается регистрация до 1% налоговых накладных. Что делать, если вы попали в число этих "счастливчиков"?
По состоянию на 2 августа 2017 года комиссией ГФС приняты к рассмотрению обращения от 5 тыс. налогоплательщиков по около 47,9 тыс. налоговым накладным, регистрация которых была остановлена. В результате рассмотрения уже приняты решения по 16,5 тыс. документам, из них положительное решение было принято в отношении около 10 тыс. налоговых накладных, а отказано в регистрации по около 6,5 тыс. накладным.
В подавляющем большинстве причина отказа в регистрации — предоставление копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточным основанием для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной.
Отвечаем на самые распространенные вопросы, которые возникают у компании в случае остановки регистрации налоговой накладной.
Кто и когда узнает об остановке регистрации налоговой накладной?
В случае остановки регистрации налоговой накладной контролирующий орган в автоматическом режиме направляет налогоплательщику соответствующую квитанцию, в которой указывается основание для остановки регистрации и предлагается предоставить объяснения и/или копии документов, подтверждающих реальность осуществления операции. Сообщение о приостановлении регистрации налоговой накладной получает и контрагент налогоплательщика.
Какие меры следует принять сразу после остановки регистрации?
После получения квитанции налогоплательщику необходимо не позднее, чем через 365 дней после составления накладной, подать в контролирующий орган по основному месту учета соответствующие объяснения и документы, а также таблицу налогоплательщика по установленной форме с информацией о видах экономической деятельности налогоплательщика, а также коды товаров и услуг, которые им поставляются и/или приобретаются.
Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной, утвержден приказом Министерства финансов Украины №567 от 13.06.2017 г. Однако указанный перечень содержит широкий спектр документов, что вынуждает налогоплательщика подавать практически все документы, прямо или косвенно касающиеся операции, указанной в этой накладной.
Учитывая, что каждый вид операций имеет свою специфику, предусмотренную на законодательном и/или договорном уровнях, предоставление всех предусмотренных приказом № 567 документов часто не представляется возможным на практике. В частности переписка между контрагентами обычно имеет статус конфиденциальной, а хранение и транспортировка товара может осуществляться покупателем/заказчиком. В таком случае мы рекомендуем описывать в объяснениях прилагаемые документы и аргументировать, почему их достаточно для подтверждения реальности операции.
Мы советуем указывать в объяснениях налогоплательщика следующую информацию:
полное название и адрес контролирующего органа;
полное название, адрес (официальный и для переписки), а также код ЕГРПОУ плательщика налогов;
исходящий номер и дату составления документа;
тему обращения "О приостановлении регистрации налоговой накладной №__ от __";
изложение общих обстоятельств (исходных данных): (і) информация о налогоплательщике (как долго работает на рынке Украины, сколько сотрудников и постоянных партнеров, основные виды хозяйственной деятельности, известные клиенты и т.д.), (іі) когда налогоплательщик узнал об остановке регистрации налоговой накладной, каких услуг/товаров она касается, на основании какого договора осуществлялась продажа товаров/услуг, (ііі) описать порядок заказа, поставки, проверки качества, принятия товара или результатов услуг;
аргументация, почему приложенные документы полноценно подтверждают факт оказания услуг/поставки товаров;
просьба зарегистрировать налоговую накладную со ссылкой на нормы Налогового кодекса Украины;
перечень приложений с указанием общего количества страниц;
фамилия, инициалы, должность и подпись представителя налогоплательщика.
Среди приложений также должна быть копия документа, подтверждающего полномочия подписанта (обычно это выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований или доверенность). Все приложения должны быть прошиты, а листы насквозь пронумерованы.
После получения от налогоплательщика указанных документов, контролирующий орган не позднее следующего рабочего дня со дня получения передает их на рассмотрение специально созданной комиссии ГФС, которая в течение пяти рабочих дней принимает решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной и отправляет его налогоплательщику по почте.
Как правильно оформить и куда подать жалобу на решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной?
Решение комиссии об отказе в регистрации налоговой накладной может быть обжаловано в административном порядке путем подачи жалобы в ГФС в течение 10 дней после получения соответствующего решения, или в судебном порядке. Решения комиссии ГФС, обжалованные налогоплательщиком в судебном порядке, не подлежат административному обжалованию. При этом, результаты административного обжалования могут быть в дальнейшем обжалованы в суде.
В дополнение к содержанию объяснений в названии жалобы обязательно должно быть указано: "Жалоба на решение ГФС №__ от __ об отказе в регистрации налоговой накладной №__ от __". Также налогоплательщик должен указать в жалобе, что он не обращался в суд для обжалования этого решения.
В требованиях жалобы должно быть указано: "1. Отменить решение ГФС №__ от __. 2. Зарегистрировать налоговую накладную №__ от __.".
Административный порядок обжалования предполагает пересмотр решения об отказе в регистрации налоговых накладных этим же органом, но другим его структурным подразделением — комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб совместно с уполномоченным лицом Минфина. В то же время порядок обжалования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины №485, от 4 июля 2017 г., не предусматривает рассмотрения жалобы с участием истца.
Стоит ли обращаться в суд? Будет ли у налогоплательщика, который обратился в суд, право зарегистрировать налоговую накладную после окончания 365-дневного срока?
Течение срока регистрации налоговой накладной прерывается на период обжалования и начинается заново со дня принятия решения ГФС о регистрации накладной или вступления в законную силу решения суда любой инстанции, отменяющее решение ГФС об отказе в регистрации и/или обязывающее ГФС зарегистрировать накладную. Поскольку налоговые органы оспаривают принятые в пользу налогоплательщиков судебные решения, срок для регистрации обычно возобновляется со дня принятия апелляционным судом решения о регистрации налоговой накладной. Если первая и апелляционная инстанции будут неудачными для налогоплательщика, сроки возобновляются с даты принятия решения суда кассационной инстанции о регистрации налоговой накладной.
Таким образом, административная процедура обжалования отказа в регистрации налоговой накладной целесообразна, учитывая реальную возможность решить этот вопрос без длительных судебных тяжб. Шансы на успех в подобных делах будут зависеть от избранной стратегии, наличия доказательств и качества их подачи.
В случае окончания административного обжалования не в пользу налогоплательщика и при наличии сильной доказательной базы (первичные документы, отчеты, фотографии, переписка, свидетели и т.д.), мы рекомендуем обращаться к судебному обжалованию с просьбой отменить решение ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной и о результатах рассмотрения жалобы, а также зарегистрировать налоговую накладную.
При этом контрагент, оплативший товары и/или услуги и заинтересованный в регистрации налоговой накладной, может быть привлечен к судебному процессу в качестве третьего лица на стороне истца или свидетеля.
Источник: https://delo.ua/
Коментарі до матеріалу