Упорядочиваем учет и экономим на налогах
Для уменьшения налоговых обязательств бухгалтеры часто прибегают к противозаконным методам, создавая таким образом себе проблемы в отношениях с контролирующими органами. В то время как уменьшить налоговую нагрузку на бизнес можно вполне легально. Для этого достаточно всего лишь упорядочить бухгалтерский учет основных средств.
Александр Макарченко,
главный редактор медиапроекта "Аналитика и практика"
Распределяем необоротные активы по группам
Обычно предприятия мало уделяют внимания распределению необоротных активов по группам, а напрасно... Неправильный их учет может привести к занижению амортизации и, как следствие, к занижению себестоимости продукции и завышению налога на прибыль.
Прежде всего нужно определиться с основными средствами (далее — ОС), которые отражаются в бухгалтерском учете на субсчетах счета 10, а также с малоценными необоротными материальными активами (далее — МНМА), которые учитываются на счете 11.
Напомним, к ОС относятся объекты стоимостью от 2 500 грн и выше (пп. 14.1.138 НК), а к МНМА — объекты стоимостью до 2 500 грн. Срок полезного использования указанных объектов учета должен составлять больше 365 дней или больше одного производственного цикла, если он превышает 365 дней.
Минимальный срок полезного использования ОС — от 2 до 20 лет, в зависимости от группы. Исходя из этого срока и рассчитывается норма амортизации ОС. Для ее начисления используется, в частности, метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости.
Стоимость МНМА может быть перенесена на себестоимость продукции следующим образом:
Решение только одного этого вопроса уже даст положительный эффект. Например, если перевести объекты группы 6 «Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)» в группу 11 «Малоценные необоротные материальные активы», то можно будет существенно увеличить себестоимость продукции, в том числе путем списания стоимости малоценки при введении ее в эксплуатацию.
Упорядочиваем учет
Особого внимания требует распределение основных средств в разрезе групп и субсчетов счета 10. Бухгалтеры часто путают понятия «сооружения» и «передаточные устройства». Они отличаются минимальным сроком полезного использования: для сооружений он составляет минимум 15 лет, а для передаточных устройств — 10 лет. Определение этих понятий приведены в п. 2 Национального стандарта № 2, а именно:
Указанные объекты учета включаются в группу 3 «Здания». Однако, поскольку понятие «здания» не тождественно сумме понятий «сооружения» и «передаточные устройства», а срок полезного использования 10 лет установлен только для передаточных устройств, то целесообразно для всех видов зданий, за исключением передаточных устройств, принять срок полезного использования 15 лет.
Должное внимание к вопросу учета необоротных активов и состоянию начисления амортизации позволяет правильно рассчитать фактическую себестоимость продукции. Например, политика НКРЭ на практике требует расчета тарифа на уровне себестоимости и предусматривает нулевую рентабельность. То есть для обеспечения полного покрытия фактических производственных расходов предприятиям ТЭК нужно правильно начислять амортизацию. Экономический эффект от указанных мер может быть весьма существенным. Например, от перевода в 2014 году ОС из подгруппы «Сооружения» в подгруппу «Передаточные устройства» общей стоимостью, скажем, 25 млн грн можно ожидать следующий положительный эффект:
Мероприятия по распределению необоротных активов по группам требуют максимум расходов на проведение экспертизы для получения вывода о правомерности отнесения объекта к той или иной группе или подгруппе. Указанная экспертиза не является обязательной. Однако получение чистой, но теневой прибыли в указанном размере потребует затрат на уплату процентов конвертационному центру, что значительно превысит расходы на проведение экспертизы.
Определяем малоценку
Малоценные быстроизнашивающиеся предметы (далее — МБП) и МНМА часто путают. Хотя различать их очень просто: МНМА используют больше года, а МБП — меньше года. В вопросе учета указанных активов следует руководствоваться П(С)БУ 7 и П(С)БУ 9. На практике ориентируются не на фактический срок использования объекта учета, а на ожидаемый, который определяется исходя из экономического назначения.
С учетом этого рекомендуем начислять амортизацию в размере 100 % при вводе в эксплуатацию. Это позволит избежать неопределенности в случае, если фактический срок использования активов будет отличаться от ожидаемого.
Используем, амортизируем, индексируем
При определении сроков полезного использования и норм амортизации нужно учитывать перспективы обновления и модернизации, а также физический и моральный износ парка ОС. Если ОС не новые, то срок их использования рассчитывается исходя из фактического остаточного срока полезного использования. Амортизируются ОС до достижения ими ликвидационной стоимости.
Ликвидационная стоимость — это сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) (п. 4 П(С)БУ 7).
Рациональный подход к выбору метода начисления амортизации заключается в сравнении эффекта от различных методов ее начисления и выборе выгодного для предприятия с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. В частности, советуем обратить внимание на метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости.
Выбранный метод амортизации желательно зафиксировать в приказе об учетной политике предприятия.
Ликвидируем правильно
Как показывает практика, предприятия мало используют предоставленные законодательством преференции по ликвидации ОС, которые являются важным источником финансирования инвестиционной программы. Стоимость таких ОС (стоимость приобретения + стоимость ремонтов – уже начисленная амортизация) при ликвидации включается в состав расходов, увеличивает себестоимость продукции и снижает уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль.
Если плательщик предоставит налоговикам документ об уничтожении, разборке или преобразовании необоротных активов, в результате чего они не могут быть использованы по своему первоначальному назначению (а также в случае их уничтожения или разрушения в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, похищения и в других случаях, когда ликвидация происходит без согласия владельца), налоговое обязательство по НДС не увеличивается (абзац второй п. 189.9 НК).
Обеспечиваем полноту учета
Любое приобретение активов (и не только необоротных) или проведение ремонтов без надлежаще оформленных документов — это потерянные деньги. Документирование хозяйственных операций обеспечит перенос стоимости этих объектов на себестоимость продукции и, соответственно, позволит сэкономить денежные средства на налогах (налоге на прибыль и НДС).
Кстати, предприятия часто неправильно рассчитывают экономический эффект от незаконных операций. При расчете сэкономленных на налогах сумм они исходят из суммы выручки, тогда как ориентироваться нужно на прибыль, поскольку незаконная деятельность также имеет свою себестоимость. А вот расходы на узаконивание такой выручки (доначисленные контролирующими органами налоги, штрафы, пеня, вознаграждение конвертационным центрам) следует рассчитывать исходя именно из суммы выручки, без учета ее себестоимости. Ведь расходы, составляющие себестоимость, не имеют надлежащего документального обеспечения. Таким образом, «выгода» от нарушения законодательства весьма сомнительна.
Следует учитывать, что предприниматель, который становится на путь нарушения закона, уязвим не только для контролирующих органов, но и для недобросовестных деловых партнеров и собственных сотрудников. Этот факт также нужно оценивать с точки зрения возможных финансовых потерь. Учитывать нужно и потери от общения с правоохранительными органами, поскольку оно отнимает значительную часть рабочего времени руководства предприятия.
Кроме того, приобретенные таким образом активы невозможно использовать в легальном бизнесе и безопасно учитывать в составе себестоимости продукции. То есть происходит завышение налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС.
Чтобы сделать правильные выводы, подсчитайте размер финансовых потерь от осуществления незаконных операций, оцените вероятность возникновения таких потерь и сравните их с суммой налогов, которые таким образом экономятся.
Резюме
Вышеуказанные рекомендации могут применять все предприятия. Они дают устойчивый положительный экономический эффект. Абсолютная величина этого эффекта зависит от состава и стоимости производственных фондов. Однако в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности предприятия могут использовать и многие другие преференции налогового законодательства, которые существенно экономят денежные средства на уплате налогов и обеспечивают стабильность бизнеса.
Нормативная база
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
Национальный стандарт № 2 — Национальный стандарт № 2 «Оценка недвижимого имущества», утвержденный постановлением КМУ от 28.10.2004 № 1442.
П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 № 92.
П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.1999 № 246.
Дата подготовки
27.05.2014