Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Підписатися

Можливі наслідки перевірок дотримання законодавства про працю

Редакція

13.03.2017 311 0 0

(викладено мовою оригіналу)

Возможные последствия проверок соблюдения законодательства о труде (бюджету -  штрафные санкции и административные штрафы, работнику - среднюю заработную плату по соответствующему виду экономической деятельности в регионе без учета фактически выплаченной зарплаты).

Когда и почему это стало актуальным?

С 01.01.2015г вступили в силу изменения в ст.265 Кодекса законов о труде Украины, согласно которым была установлена ответственность в виде штрафных санкций, затем с 01.01.2017г. с увеличением размера минимальной зарплаты размер этих штрафных санкций значительно увеличился.

 

! НО к лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность это не относится!

 

Часть 2 статьи 265 КЗоТ Украины:

Юридические и физические лица - предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:

 

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов - в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

 

  • нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме - в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

 

  • несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

 

  • несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации" - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;

 

  • недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении - в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;
  • совершение действий, предусмотренных абзацем шестым настоящей части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце втором настоящей части, - в стократном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

 

  • нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящей части, - в размере минимальной заработной платы.

 

Статья 61 Конституции Украины:

Никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

Уже есть позитивная для предпринимателей судебная практика с применением этой нормы по трудовым штрафам (но о ней в отдельной публикации).

Виды ответственности на примере определенных видов нарушений трудового законодательства:

 

Состав правонарушения

Административная ответственность

(исключает уголовную  отвественность)

Уголовная ответственность

(исключает административную отвественность)

Финансовые санкции

(ст.265 КЗоТ Украины)

Средняя зарплата и доначисление налогов (ст.235 КЗоТ Украины)

Финансовые санкции

(НКУ

+ЗУ О ЕСВ)

  1.  

фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

штраф

до 17 000 грн

(до 34 000 грн при повторности)

(ч.3-4 ст.41 КУоП)

штраф

до 85 000 грн

или арест

до 6 месяцев, если грубое нарушение законодательства о труде (ст.172 УК Украины)

штраф

96 000 грн

за 1 работника (при мин зарплате – 3200 грн в мес.)

 

не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде БЕЗ учета фактически выплаченной заработной платы, + НДФЛ+ВС+ЕСВ

 

1) от 25% от суммы налога/сбора

(ст.127 НКУ)

 

2) +пеня 120% учетной ставки НБУ

(ст.129 НКУ)

 

3) +штраф от 20% суммы неоплаченного ЕСВ

(п.2),3),6) ч.11 ст.25 ЗУ О ЕСВ)

 

4) +доначисление

НДФЛ+ВС+ЕСВ

 

  1.  

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

штраф

до 1 700 грн

(до 5 100 грн при повторности)

(ч.1-2 ст.41 КуоП)

как по п.1)

как по п.1)

как по п.1)

 

как по п.1)

  1.  

выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов

не применяется

не применяется

 

+возможна уголовная ответственность:

штраф от 17 000 грн (ст.212 или 212-1 УК Украины)

как по п.1)

как по п.1)

 

как по п.1)

  1.  

....................................

...................................

...................................

......................

.............................

..............................

  1.  

нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым - седьмым ч.2 ст.265 КЗоТ Украины

 

зависит от состава правонарушения

зависит от состава правонарушения

штраф

3 200 грн

за 1 работника (при мин зарплате – 3200 грн в мес.)

 

зависит от состава правонарушения

зависит от состава правонарушения

Кроме того есть еще финансовые санкции согласно ст.53 Закон Украины «О занятости населения» (за услуги, связанные с посредничеством в сфере занятости)

При этом:

За сокрытие зарплатного дохода (за исключением иностранного дохода) от налогообложения ответственность несет налоговый агент, то есть работодатель, а не работник. См. абз.1 и 7 п.127.1 НКУ: «127.1. «Неначисление, неудержание и / или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика ... Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего в результате совершения таких действий, и обязанность по погашению такого налогового долга возлагается на лицо, определенное настоящим Кодексом, в том числе на налогового агента. При этом налогоплательщик - получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга, кроме случаев, установленных разделом IV этого Кодекса». Исключением может быть уклонение от оплаты налогов на уголовно наказуемую сумму (800 000 грн в 2017г), когда работник может быть привлечен к ответственности как соучастник преступления.

Максим Кварацхелія
адвокат, член Національної асоціації адвокатів України
член Асоціації правників України

Коментарі до матеріалу

Кращі матеріали