Больше по теме:
8 декабря в Верховную Раду внесен законопроект о внесении изменений в Закон от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» относительно гармонизации требований к режимам труда и отдыха водителей и использования тахографов со стандартами Европейского Союза (рег. № 14280).
Законопроект направлен на формирование в Украине современной, прозрачной и эффективной системы регулирования режимов труда и отдыха водителей, отвечающей европейским стандартам безопасности дорожного движения. Он определяет комплексную трансформацию правового поля в сфере автомобильного транспорта путём:
Законопроект формирует комплексный подход: от определения терминов и базовых понятий до практических процедур контроля и ответственности. Это соответствует системе, действующей в Европейском Союзе.
Законопроект значительно изменяет законодательную архитектуру Закона от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 2344) и вводит новые разделы и статьи, полностью отражающие содержание регламентов и директив ЕС.
Прежде всего, проект значительно расширяет и уточняет ст. 1 Закона № 2344, которая содержит определение терминов. На основе европейских норм в украинское законодательство вводится ряд новых понятий, которые до сих пор отсутствовали или отражены только в подзаконных актах. К ним относятся: «время управления», «другая работа», «период отдыха», «перерыв», «рабочее время мобильного работника», «карточка водителя», «карточка контроля», «карточка предприятия», «карточка мастерской», «цифровой тахограф», «умный тахограф» и т. д. Это формирует единую терминологическую базу, которая необходима для надлежащего правоприменения.
Законопроект также содержит положения о режимах труда и отдыха водителей. В нем нормативно закреплены положения относительно максимальной продолжительности ежедневного и еженедельного управления, минимальной продолжительности перерывов и отдыха, обязанностей перевозчика по организации труда водителей, а также запрет проводить регулярный еженедельный отдых в кабине. Все эти положения полностью отвечают современным нормам государств – членов ЕС.
Также, в законопроекте определены нормы по установке, использованию и обслуживанию тахографов, а также порядок считывания и хранения данных.
Законопроект вводит в обязанность оснащение контролируемых категорий транспортных средств цифровыми или умными тахографами. Вводятся четкие сроки и требования для калибровки и активации устройств, механизмы считывания данных, порядок их хранения и предоставления центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики безопасности на наземном транспорте.
Кроме того, законопроект устанавливает минимальную интенсивность проверок, которая должна составлять не менее 3 % от общего количества рабочих дней водителей. Он также предусматривает право центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики по безопасности на наземном транспорте, на проведение проверок на дороге, в помещениях перевозчика, а также возможность дистанционного считывания данных разумных тахографов для предварительного отбора транспортных средств.
Особо важным элементом законопроекта является усиление и систематизация ответственности за нарушения. Законодательство дополняется нормами о штрафах за нарушение режимов труда и отдыха, невыполнение обязанности по считыванию и хранению данных тахографа, использование устройств обхода, а также за управление без карточки водителя. Такие подходы соответствуют европейской системе санкций и направлены на предупреждение манипуляций.
Верховная Рада