Изменения в законодательстве, действующие с октября 2018 года
С 1 октября вступил в силу новый Порядок назначения, перечисления и проведения страховых выплат, который распространяется на пострадавших от несчастного случая на производстве и/или профессионального заболевания и лиц, которые имеют право на страховые выплаты в случае потери кормильца. Утратило силу постановление правления ФСС от несчастных случаев на производстве от 27.04.07 г. № 24, которым был утвержден предыдущий Порядок.
С 1 октября вступил в силу новый Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и некоторых выплат пострадавшим на производстве. С 1 октября работодатели информируют ФСС о выплате больничных. Уведомление о выплате работникам больничных за счет средств ФСС по форме приложения 2 к Порядку (п. 10) работодатели могут отправлять в электронном виде, письмом с уведомлением или подавать непосредственно рабочему органу исполнительной дирекции ФСС или его отделению. Утратило силу постановление правления ФСС по ВПТ от 22.12.10 г. № 26, которым был утвержден предыдущий Порядок.
С 1 октября введен в действие Закон от 21.12.17 г. № 2258-VIII (далее – Закон № 2258), которым определены правовые принципы аудита финансовой отчетности и осуществления аудиторской деятельности в Украине и признан утратившим силу Закон от 22.04.93 г. № 3125-XII. Считается, что аудиторы, срок действия сертификатов которых не истек до этой даты, подтвердили квалификационную пригодность к аудиторской деятельности и приобрели практический опыт согласно данному закону. Таких аудиторов Аудиторская палата Украины (далее – АПУ) обязана внести в Реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности (далее – Реестр).
За аудиторскими фирмами и аудиторами, зарегистрированными как физлица-предприниматели, имевшие право на осуществление аудиторской деятельности на 1 октября, это право сохраняется и в дальнейшем. АПУ должна внести таких лиц в Реестр.
До 31 октября вышеназванные лица должны подать в АПУ сведения, которые подлежат обнародованию в Реестре. С 7 февраля 2019 года начнут действовать нормы КУоАП, которыми установлена ответственность:
- за нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом – штраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн.) (ст. 16316);
- за непредоставление аудитором информации в Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью, предоставление которой предусмотрено законом, – штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.) (ст. 16626).
С 1 октября вступило в силу Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.08.18 г. № 90, а следовательно, изменился порядок представления банками в НБУ аудиторских отчетов по результатам ежегодной проверки финотчетности. Договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита финотчетности за 2018 год (далее – договор) должны подать в НБУ:
не позднее 1 ноября – банки, которые заключили договор до 1 октября (дня вступления в силу Закона № 2258);
до 15 декабря – банки, которые не заключили договор до 1 октября. Договор в НБУ подается в порядке, определенном данным Положением.
Утратило силу аналогичное Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 09.09.03 г. № 389 (постановление НБУ от 02.08.18 г. № 90).
С 1 октября уточнены требования к последнему аудиторскому отчету, поданному банком-агентом Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд) в Нацбанк. Такой отчет должен содержать заключение субъекта аудиторской деятельности, который включен в Реестр и имеет право проводить обязательный аудит финотчетности или входит в международную аудиторскую сеть аудиторских фирм, представленных в этом реестре (немодифицированное или модифицированное мнение – мнение с оговорками), о соответствии годовой финотчетности (консолидированной финотчетности) действительному финансовому состоянию банка в соответствии с МСФО (решение исполнительной дирекции Фонда от 26.07.18 г. № 2113).
С 1 октября вступило в силу постановление Правления НБУ от 02.08.18 г. № 89 (действует по 06.02.21 г.), которым определен порядок отклонения (отстранения) Нацбанком:
- выбранной банком аудиторской фирмы. Установлен перечень оснований, по которым Нацбанк имеет право принять решение об отклонении аудиторской фирмы, в частности: несоблюдение банком требований ст. 29 Закона № 2258 относительно порядка назначения аудиторской фирмы; несоблюдение аудиторской фирмой определенных ст. 6, 10, 24, 26 и 27 данного Закона требований о независимости аудиторов и аудиторской фирмы, активном участии ключевого партнера по аудиту в исполнении задачи по обязательному аудиту финотчетности, ограничений относительно предоставления услуг; несоблюдение аудиторской фирмой порядка представления банком в НБУ аудиторского отчета в части достоверности и раскрытия информации, которая должна обязательно содержаться в аудиторском отчете по результатам проведения аудита финотчетности банка (пп. 1–3 п. 15 разд. II), и т. п.;
- аудиторской фирмы, которая проводит аудит финотчетности банка. НБУ может отстранить такую фирму по основаниям, определенным пп. 1–3, 7, 9, 10 п. 15 разд. II Положения, и при наличии информации о применении дисциплинарного взыскания к аудиторской фирме (кроме предупреждения).
В случае принятия Нацбанком решения об отстранении аудиторской фирмы банк выбирает другую аудиторскую фирму и уведомляет об этом Нацбанк.
С 1 октября вступили в силу изменения в ряд постановлений правления НБУ в целях приведения их в соответствие с законодательством.
В частности, изменился подход к определению специализированных банков доверительного управления. Банк приобретает статус специализированного банка доверительного управления, если объем операций по договорам доверительного управления составляет 50 (было – 100) и более процентов совокупных активов банка (абзац третий п. 1.1 гл. 1 разд. VIII). Соответствующее изменение внесено также в гл. 3, которой определен порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных банков доверительного управления (постановление Правления НБУ от 18.09.17 г. № 92).
С 1 октября прекратило действие постановление КМУ от 25.05.06 г. № 740, которым был утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра судебных решений (далее – ЕГРСР) (постановление КМУ от 11.07.18 г. № 550). В дальнейшем порядок ведения ЕГРСР будет определяться положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе, которое будет утверждать Высший Совет правосудия. Система начнет функционировать через 90 дней со дня опубликования Государственной судебной администрацией в газете «Голос Украины» и на веб-портале судебной власти объявления о ее создании и обеспечении функционирования (Закон от 03.10.17 г. № 2147-VIII).
С 1 октября вступил в силу новый ДБН В.2.2-4-2018 «Здания и сооружения. Заведения дошкольного образования», которым, в частности, разрешается размещение в жилых домах встроенных и встроенно-пристроенных дошкольных учебных заведений (далее – ДУЗ) в виде:
- встроенных помещений групп кратковременного (до 4 часов) пребывания детей дошкольного возраста в 1–2-этажные жилые дома;
- встроенных ДУЗов общего развития (яслей, яслей-садов, детсадов) вместимостью до 80 мест (2–4 группы) в 1–2-этажные жилые дома;
- встроенно-пристроенных ДУЗов общего развития вместимостью до 120 мест (до 6 групп) в 1–2-этажные жилые дома;
- пристроенных ДУЗов общего развития вместимостью до 160 мест (до 8 групп) к глухим торцам жилых домов.
При этом обязательно должны учитываться пожарные требования к проектированию ДУЗов, а также соответствующие нормы ДБН относительно жилых домов. Земельный участок ДУЗа должен отделяться ограждением и зелеными насаждениями от придомовой территории жилого дома. Озеленение групповых площадок и освещенность помещений таких ДУЗов должны соответствовать требованиям ДБН о защите территорий и домов от шума и требованиям Санитарного регламента для ДУЗа.
Новым ДБН также вводится ряд изменений для улучшения комфорта и безопасности детей, в частности, обустройство инклюзивного пространства в помещениях и внедрения энергосберегающих технологий и материалов.
С 1 октября вступили в силу шесть национальных стандартов относительно безопасности игрушек, которые приведены в соответствие с европейскими нормативными документами. Ранее приказом ГП «УкрНИУЦ» от 27.12.16 г. № 445 предусматривалось введение в действие этих стандартов с 1 января текущего года (ГП «УкрНИУЦ» от 17.11.17 г. № 369).
С 1 октября стоимость проезда пассажиров в общих, плацкартных, купейных вагонах с 4-местными купе и мягких вагонах с 2-местными купе поездов внутреннего сообщения согласно разд. II Тарифов, утвержденных приказом Мининфраструктуры от 20.04.18 г. № 184, индексируется на 1,12.
Со 2 октября откорректирован размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков, установленный в приложении к постановлению КМУ от 30.10.08 г. № 957.
Так, в зависимости от кода изделий повышены минимальные оптово-отпускные и розничные цены: на водку и ликеро-водочные изделия – на 12,4–19,6 %; виски, ром и джин – на 12 %; коньяк (бренди) – на 6,6–9,5 %, вина – на 4,5–13,5 %. Минимальная цена за 1 литр 100%-ного спирта, составляет, в частности:
- на водку и ликеро-водочные изделия: оптово-отпускная – 321 грн., розничная – 447 грн. (была соответственно 268,67 и 397,76 грн.);
- коньяк (бренди) пять звездочек: оптово-отпускная – 481,60 грн., розничная – 758,30 грн. (была соответственно 495,95 и 692,60 грн.).
Розничная цена на вина виноградные натуральные с добавлением спирта и крепленые в стеклянной таре емкостью 0,7 л, в другой таре емкостью 1 л составляет 49 грн. (была – 45 грн.); вина в стеклянной таре емкостью 0,7 л и 0,75 л – 89 грн.
Такое повышение цен связано с тем, что введенные с сентября 2017 года минимальные цены не соответствовали реальным расходам субъектов хозяйствования на производство и реализацию алкоголя, поскольку выросли ставки акцизного налога, цена на спирт и т. п.
Установлено, что минимальные оптово-отпускные и розничные цены на отдельные виды алкогольных напитков округляются: в сторону уменьшения до ближайшего числа, которое заканчивается на 0, если заканчиваются от 1 до 4 коп.; в сторону увеличения до ближайшего числа, которое заканчивается на 0, если заканчиваются от 5 до 9 коп. (постановление КМУ от 05.09.18 г. № 748).
С 13 октября вступает в силу Закон от 20.03.18 г. № 2354-VIII «О стратегической экологической оценке», разработанный в целях адаптации национального законодательства к законодательству Евросоюза в данной сфере.
Целью стратегической экологической оценки (далее – СЭО) является содействие устойчивому развитию путем обеспечения охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности населения и охраны его здоровья, интегрирования экологических требований во время разработки и утверждения документов государственного планирования.
Этапами СЭО являются: определение объема и составление отчета о СЭО; проведение общественного обсуждения и консультаций (в т. ч. трансграничных); учет отчета СЭО, результатов общественного обсуждения и консультаций; информирование об утверждении документа государственного планирования; мониторинг последствий исполнения документа государственного планирования для окружающей среды, в частности для здоровья населения.
С 19 октября товары, контроль за международными передачами которых осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 28.01.04 г. № 86, определены в Едином списке товаров двойного использования (приложение к данному постановлению) (постановление КМУ от 11.01.18 г. № 1).
Комментарии к материалу