Специалисты UTEKA прокомментировали письмо Минсоцполитики от 23.06.2016 № 215/18/99-16 (далее– Письмо 215). В Письме 215 в деталях изложен порядок определения среднемесячного заработка для определения суммы пособия по беременности и родам. Однако следует определиться, в каких именно случаях целесообразно воспользоваться данными рекомендациями.
Отправной точкой является норма ст. 26 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV Об общеобязательном государственном социальном страховании (далее – Закон № 1105), где определено, что сумма пособия по беременности и родам, которая предоставляется в размере 100 % средней зарплаты, в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, из которой уплачивались страховые взносы, но не может быть меньше чем размер минимальной зарплаты (далее – МЗП), установленной на время наступления страхового случая. Данная норма является общей, однако выполнение ее в отдельных случаях имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Общий случай
Речь идет о ситуации, когда застрахованное лицо, которому будет начисляться пособие по беременности и родам, имеет страховой стаж больше 6 месяцев и заработок в течение расчетного периода.
Как мы уже отмечали, во исполнение ст. 26 Закона № 1105 каждый месяц (или его часть), за который начисляется пособие по беременности и родам, должен быть оплачен на уровне, не меньше чем МЗП, независимо от того, на условиях полного или неполного рабочего времени (дня или недели) работало застрахованное лицо и достигает ли этого уровня фактическая средняя зарплата. Ведь ст. 26 Закона № 1105 детализации в отношении этого не содержит. Этот вывод подтверждается и в Письме № 215.
Если нетрудоспособность по указанной причине возникла не с начала месяца, то за этот месяц пособие определяется исходя из месячной МЗП (если фактическая зарплата в расчете на месяц меньше) и пропорционально количеству дней нетрудоспособности. Вот и все расчеты по определению минимальной суммы пособия.
Что касается максимального его размера, то здесь нам следует воспользоваться рекомендациями п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.01 г. № 1266 (далее – Порядок № 1266). Исходя из его текста, он действует для всех случаев расчета среднедневной зарплаты в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ и устанавливает, что ее размер в последнем месяце расчетного периода следует разделить на среднемесячное количество календарных дней (30,44). Что это значит.
Если, например, нетрудоспособность в связи с родами и беременностью согласно листку нетрудоспособности началась в 2015 году, а закончилась в І квартале 2016 года, то максимальную величину среднедневной зарплаты следует определить так: 1 378 грн. х 25 : 30,44 д.
Если нетрудоспособность началась в І квартале 2016 года, а закончилась, например, в мае 2016 года, то максимальную величину среднедневной зарплаты следует определить так:1 450 грн. х 25 : 30,44 д.
Размеры максимальной величины для проведения этих расчетов определены в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Пользоваться показателем среднедневного максимума следует в случае, если фактическая средняя зарплата его превышает. А после его применения еще нужно проконтролировать, как отмечается в Письме № 215, не превысила ли общая сумма выплат за полный месяц максимальной величины базы начисления ЕСВ. Если превысила, то страховые выплаты следует откорректировать в сторону уменьшения до размера такой максимальной величины. Примеры проведения таких действий содержатся в п. 4 разд. III Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.15 г. № 1022 (далее – Примеры № 1022).
Итак, алгоритм действий для данного случая таков:
Страховой стаж меньше 6 месяцев
Для случая, изложенного в ст. 19 Закона № 1105, когда работник в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая имеет страховой стаж меньше 6 месяцев, предусмотрены особенности расчета пособия по беременности и родам. В расчете на месяц оно также должно быть не меньше размера МЗП, но не больше двукратного размера МЗП. То есть верхний предел выплат, в отличие от общего случая, это двукратный размер МЗП, а не максимальная величина базы начисления ЕСВ.
Кроме того, п. 5 Порядка № 1266 установлены особенности порядка расчета в таком случае нижнего и верхнего предела среднедневного пособия. Для этого как месячную МЗП, так и двукратный размер МЗП следует разделить на среднемесячное количество календарных дней (30,44). Примерные расчеты для такой ситуации приведены в п. 8 разд. ІІІ Примеров № 1022. Такой подход следует из п. 5, где сказано, что его нормы применяются при исчислении средней зарплаты, в частности, в соответствии с п. 29 Порядка № 1266, где речь идет именно о случае, когда страховой стаж не достигает 6 месяцев.
Что касается процедуры сравнения месячной суммы пособии, рассчитанной на основании двукратного размера МЗП, с максимальной базой начисления ЕСВ, то здесь ее проведение нецелесообразно, ведь в любом случае величина, рассчитанная исходя из двукратного размера МЗП, окажется меньше, чем 25 МЗП (на сегодняшний день МЗП равна прожиточному минимуму для трудоспособных лиц).
Для рассматриваемого случая в Письме № 215 рекомендовано провести контрольные сравнения и в части соблюдения требований законодательства в отношении нижнего предела размера пособия. Если после проведения расчетов пособия за полный месяц, исходя из определенного минимального среднедневного пособия (нижняя граница), размер пособия за полный месяц окажется меньше месячной МЗП, то следует провести корректировку в сторону увеличения до уровня МЗП. Хотя такая ситуация в Примерах № 1022 прямо не рассмотрена, в Письме № 215 рекомендовано ориентироваться на последнее предложение п. 4 разд. ІІІ Примеров, где подчеркивается необходимость применения алгоритма ограничений при выполнении требований абзаца третьего п. 29 Порядка № 1266, а именно страховые выплаты не должны быть меньше размера МЗП.
Алгоритм действий для данного случая таков:
В расчетном периоде нет заработка
Проведение расчетов в таком случае проводится также по правилам п. 5 Порядка № 1266. Это следует из его текста, где сказано о применении его норм при исчислении средней зарплаты в соответствии с п. 28 Порядка № 1266. В данном пункте предусмотрено: если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая застрахованное лицо по уважительным причинам не имело заработка или страховой случай наступил в первый день работы, средняя зарплата определяется исходя из тарифной ставки (должностного оклада),а если она не установлена, расчет производится исходя из размера МЗП. Примерные расчеты для такой ситуации приведены в п. 3 разд. ІІІ Примеров № 1022.
В этом случае не следует забывать о необходимости сравнения месячных страховых сумм с максимальной базой начисления ЕСВ.
Алгоритм действий для данного случая таков:
1. Если застрахованному лицу установлен оклад:
2. Если расчет производится исходя из размера МЗП, определяем размер нижнего среднедневного предела (он рассчитывается делением месячной ЗП на 30,44 д.). Исходя из него рассчитываем страховые выплаты за месяцы нетрудоспособности. Проверяем, в каждом ли полном месяце нетрудоспособности страховые выплаты достигают месячной МЗП. Если нет, «дотягиваем» их до МЗП.
Выводы
Показатель среднемесячного количества календарных дней 30,44 применяется: