Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности регистрации неприбыльных организаций плательщиками НДС, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями

06.03.2019

Неприбыльные организации, которые полностью финансируются из бюджета, обслуживаются централизованными бухгалтериями в части расчетов по оплате труда работников и перечисления в бюджет налогов, сборов и не имеют собственных текущих счетов в финучреждениях, учитываются в Едином банке данных о налогоплательщиках – юридических лицах (далее – Единый банк данных) с признаком «не является налогоплательщиком» (п. 3.12 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588).

Для установления такого признака учреждение или организация (далее – учреждение), которое обслуживается централизованной бухгалтерией, подает в контролирующий орган подтверждение от централизованной бухгалтерии факта его обслуживания.

На основании поданных документов контролирующий орган устанавливает такому учреждению признак «не является налогоплательщиком» в Едином банке данных и передает в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) данные о том, что учреждение учитывается в контролирующих органах с признаком «не является налогоплательщиком» в связи с обслуживанием централизованной бухгалтерией. В информации также указываются: дата и номер записи о взятии на учет, наименование и идентификационный код контролирующего органа, в котором учреждение находится на учете.

В случае принятия решения о самостоятельной уплате налогов, сборов учреждение в 10-дневный срок со дня его принятия уведомляет об этом контролирующий орган по основному месту учета и подает подтверждающие документы.

На основании поданных документов контролирующий орган снимает с этого учреждения признак «не является налогоплательщиком» в Едином банке данных и передает в ЕГР данные о таком снятии с указанием даты и номера записи о взятии на учет, наименования и идентификационного кода конт­ролирующего органа, в котором учреждение находится на учете.

Следовательно, к неприбыльным организациям, которые полностью финансируются из бюджета, обслуживаются централизованными бухгалтериями в части ведения бухгалтерского и налогового учета и учитываются в Едином банке данных с признаком «не является налогоплательщиком», относятся бюджетные учреждения, которые не осуществляют деятельность, связанную с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленную на получение дохода.

Если же такие неприбыльные организации планируют осуществлять указанную деятельность, они должны самостоятельно платить налоги и сборы. Поэтому в соответствии с абзацем четвертым п. 3.12 Порядка № 1588 им нужно обратиться в контролирующий орган по основному месту учета с соответствующими подтверждающими документами для снятия признака «не является налогоплательщиком» и взятия их на учет как налогоплательщиков.

К сведению! Порядок регистрации лица как плательщика НДС регулируется ст. 180–183 разд. V Налогового кодекса (далее – НК) и регламентируется Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1130 (далее – Положение № 1130).

Плательщиками НДС являются лица, перечень которых содержится в пп. 14.1.139 и п. 180.1 НК, в частности юрлица, созданные в соответствии с законом в любой организационно-правовой форме.

Условия регистрации лица как плательщика НДС определены ст. 181 и 182 НК. Согласно этим нормам НДС-регистрация может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

В соответствии с п. 181.1 НК под обязательную НДС-регистрацию подпадает лицо, у которого общая сумма от операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат налогообложению согласно разд. V НК (в т. ч. с использованием локальной или глобальной компьютерной сети), начисленная (выплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС).

При этом к общему объему налогооблагаемых операций для целей НДС-регистрации лица относятся операции, которые облагаются НДС по ставкам 20 % (основная), 7 % и 0 %, а также освобождены от налогообложения. Объем операций, которые не являются объектом налогообложения, для исчисления общего объема операций по поставке товаров/услуг не учитывается.

Согласно п. 183.1 и 183.2 НК для осуществления НДС-регистрации лицо не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут указанный выше объем операций, должно подать в контролирующий орган по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1130) (далее – заявление).

Следовательно, каждое юрлицо (в т. ч. неприбыльная организация), которое непосредственно осуществляет фактические операции по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом согласно разд. V НК (включая операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии со ст. 197 НК), общий объем которых в течение последних 12 календарных месяцев превышает 1 млн грн., должен подать в контролирующий орган по своему местонахождению заявление и зарегистрироваться как плательщик НДС в обязательном порядке.

При этом если лицо, которое осуществляет централизованное ведение бухгалтерского учета отдельных учреждений или организаций (в т. ч. неприбыльных), регистрируется как плательщик НДС, то оно начисляет и платит НДС в бюджет исключительно по операциям, которые являются объектом налого­обложения и непосредственно осуществляются им.

Обращаем внимание: любое лицо, которое подлежит обязательной НДС-регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 183 НК, но не подало в контролирующий орган заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС, но уже без права на налоговый кредит и получение бюджетного возмещения налога (п. 183.10 НК).

Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 19.02.19 г. № 606/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы