Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности годовой инвентаризации

18.11.2019

Годовая инвентаризация – в разгаре. Работники финансовых служб сверяют данные бухгалтерского учета по активам и обязательствам с реальным положением вещей, тратя на эту кропотливую и не слишком интересную работу немало усилий. О каких важных особенностях годовой инвентаризации нужно помнить – далее.

Годовая инвентаризация – обязательная

В соответствии с законодательством для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию, периодичность которой определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным по законодательству.

Перечень таких случаев приведен в п. 7 р. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее – Положение № 879). Среди них – проведение на предприятии обязательной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности, то есть по итогам года.

За непроведение обязательной инвентаризации предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность. Дисциплинарную применяет руководитель предприятия или уполномоченный им орган к работнику-нарушителю в виде выговора или увольнения (ст. 147 Кодекса законов о труде Украины; далее – КЗоТ). Административная ответственность ляжет на плечи руководителя предприятия в виде штрафа в размере от 136 до 255 грн (за первое нарушение) или от 170 до 340 грн (за повторное в течение года) (ст. 1642 Кодекс Украины об административных правонарушениях, далее – КУоАП).

Кроме того, существует вероятность наложения штрафа на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь проведение инвентаризации ставит под сомнение достоверность данных бухучета и финотчетности. Согласно этой норме, размер штрафа составит от 170 до 255 грн (за первое нарушение) или от 255 до 425 грн (за повторное в течение года).

Избежать ответственности могут только те предприятия, активы которых находятся на временно оккупированных территориях и территориях Операции объединенных сил (далее – ООС), и только до того момента, когда появится безопасный и беспрепятственный доступ к ним для уполномоченных лиц (п. 8 р. I Положения № 879).

Итак, обязательность – это первая характерная черта годовой инвентаризации.

Годовая инвентаризация является сплошной

Вторая особенность инвентаризации – она сплошная (п. 6 и п. 7 р. І Положения № 879). То есть такая инвентаризация охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, лизинг или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.

Более того, инвентаризации подлежат активы и обязательства, учитываемые на внебалансовых счетах, в частности, ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, прочие активы.

Перечень объектов, которые следует проинвентаризировать, слишком велик. Может такое быть, что сделать это все в одно мгновение (или даже день) не удастся. Чтобы облегчить работу, инвентаризацию каждого объекта следует проводить, учитывая специальные сроки, установленные для этого п. 10 р. І Положения № 879, но не позднее 31 декабря.

Приведем сроки проведения инвентаризации разных объектов в Таблице.

Таблица. Сроки проведения инвентаризации объектов

Перечень объектов инвентаризации    

Cрок проведения

1

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. д.)

Не ранее чем за три месяца до даты, то есть не ранее 01 октября

2

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия)

3

Текущие биологические активы

4

Дебиторская и кредиторская задолженность

5

Расходы и доходы будущих периодов

6

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

7

Незавершенные капитальные инвестиции

Не ранее чем за два месяца до даты, то есть не ранее 01 ноября

8

Незавершенное производство и полуфабрикаты

9

Финансовые инвестиции

10

Денежные средства

11

Средства целевого финансирования

12

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

13

Объекты основных средств, в частности, автомобили, морские и речные суда, которые отбудут в длительные рейсы

До даты временного выбытия с предприятия

14

Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия

Отметим, что в Таблице не приведены общие сроки проведения годовой инвентаризации для каждого из объектов. Конкретные сроки начала и окончания инвентаризации устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.

Годовая инвентаризация является периодической
Пункт 10 р. І Положения № 879 дает разрешение обычному предприятию проводить инвентаризацию:

1) земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов (активов, которые учитываются на субсчетах 100, 101, 102, 103, 108) один раз в три года. Все остальные основные средства, учитываемые на счете 10, следует инвентаризировать ежегодно;

2) инструментов, приборов, инвентаря (мебели) по решению руководителя предприятия каждый год, но не всех, а в объеме не менее 30% и с обязательным охватом инвентаризации всех таких активов в течение трех лет. То есть инвентаризации один раз в три года подлежит только треть всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели);

3) библиотечных фондов по графику, установленному решением руководителя предприятия в течение года. При этом, если объем библиотечных фондов составляет от 100 до 500 тыс. единиц, то инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20% единиц, а более 500 тыс. единиц – в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10% единиц.

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ПФУ и Гоструда утвердили годовые планы проверок на 2026 год Базовая военная служба и трудовые гарантии: предлагают новые изменения Конечный срок подачи трудовых книжек в ПФУ предлагают отсрочить Закон о Государственном бюджете на 2026 год принят Бизнес см...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
10.12.2025
Семья с тремя несовершеннолетними детьми: кто из супругов имеет право на земельную льготу
Если супруги воспитывают трех и более детей в возрасте до 18 лет, то каждый из родителей имеет право на льготу по уплате земельного налога за принадлежащие им на правах частной собственности земельные участки, при этом вид земельных участков и размер, относительно которых применяется льгота, определ...
10.12.2025
Когда увольнение на основании изменения существенных условий труда является незаконным
Апелляционный суд признал незаконным увольнение работницы предприятия на основании изменения существенных условий труда: мотивы решения. Рассмотрим более подробно в этом материале. Больше по теме: Что считается изменением существенных условий труда Увольнение работников в связи с изменением сущест...
10.12.2025
Как электронные трудовые книжки работают в ЕС
Большинство стран ЕС уже давно отказались от бумажных документов о стаже, перейдя на цифровые реестры. Как это работает в странах ЕС – в этом материале. Больше по теме: Как оформить требование работника о внесении записи в трудовую книжку? Электронная и бумажная трудовая книжка: что нужно зн...
Лучшие материалы