Особенности годовой инвентаризации
Читайте по теме:
Инвентаризация на сельхозпредприятии
Инвентаризация на предприятии: приказ, положение, бухучет, ответственность
Годовая инвентаризация – в разгаре. Работники финансовых служб сверяют данные бухгалтерского учета по активам и обязательствам с реальным положением вещей, тратя на эту кропотливую и не слишком интересную работу немало усилий. О каких важных особенностях годовой инвентаризации нужно помнить – далее.
Годовая инвентаризация – обязательная
В соответствии с законодательством для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию, периодичность которой определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным по законодательству.
Перечень таких случаев приведен в п. 7 р. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее – Положение № 879). Среди них – проведение на предприятии обязательной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности, то есть по итогам года.
За непроведение обязательной инвентаризации предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность. Дисциплинарную применяет руководитель предприятия или уполномоченный им орган к работнику-нарушителю в виде выговора или увольнения (ст. 147 Кодекса законов о труде Украины; далее – КЗоТ). Административная ответственность ляжет на плечи руководителя предприятия в виде штрафа в размере от 136 до 255 грн (за первое нарушение) или от 170 до 340 грн (за повторное в течение года) (ст. 1642 Кодекс Украины об административных правонарушениях, далее – КУоАП).
Кроме того, существует вероятность наложения штрафа на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь проведение инвентаризации ставит под сомнение достоверность данных бухучета и финотчетности. Согласно этой норме, размер штрафа составит от 170 до 255 грн (за первое нарушение) или от 255 до 425 грн (за повторное в течение года).
Избежать ответственности могут только те предприятия, активы которых находятся на временно оккупированных территориях и территориях Операции объединенных сил (далее – ООС), и только до того момента, когда появится безопасный и беспрепятственный доступ к ним для уполномоченных лиц (п. 8 р. I Положения № 879).
Итак, обязательность – это первая характерная черта годовой инвентаризации.
Годовая инвентаризация является сплошной
Вторая особенность инвентаризации – она сплошная (п. 6 и п. 7 р. І Положения № 879). То есть такая инвентаризация охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, лизинг или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.
Более того, инвентаризации подлежат активы и обязательства, учитываемые на внебалансовых счетах, в частности, ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, прочие активы.
Перечень объектов, которые следует проинвентаризировать, слишком велик. Может такое быть, что сделать это все в одно мгновение (или даже день) не удастся. Чтобы облегчить работу, инвентаризацию каждого объекта следует проводить, учитывая специальные сроки, установленные для этого п. 10 р. І Положения № 879, но не позднее 31 декабря.
Приведем сроки проведения инвентаризации разных объектов в Таблице.
Таблица. Сроки проведения инвентаризации объектов
№ |
Перечень объектов инвентаризации |
Cрок проведения |
1 |
Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. д.) |
Не ранее чем за три месяца до даты, то есть не ранее 01 октября |
2 |
Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия) |
|
3 |
Текущие биологические активы |
|
4 |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
|
5 |
Расходы и доходы будущих периодов |
|
6 |
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование) |
|
7 |
Незавершенные капитальные инвестиции |
Не ранее чем за два месяца до даты, то есть не ранее 01 ноября |
8 |
Незавершенное производство и полуфабрикаты |
|
9 |
Финансовые инвестиции |
|
10 |
Денежные средства |
|
11 |
Средства целевого финансирования |
|
12 |
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование |
|
13 |
Объекты основных средств, в частности, автомобили, морские и речные суда, которые отбудут в длительные рейсы |
До даты временного выбытия с предприятия |
14 |
Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия |
Отметим, что в Таблице не приведены общие сроки проведения годовой инвентаризации для каждого из объектов. Конкретные сроки начала и окончания инвентаризации устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.
Годовая инвентаризация является периодической
Пункт 10 р. І Положения № 879 дает разрешение обычному предприятию проводить инвентаризацию:
1) земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов (активов, которые учитываются на субсчетах 100, 101, 102, 103, 108) один раз в три года. Все остальные основные средства, учитываемые на счете 10, следует инвентаризировать ежегодно;
2) инструментов, приборов, инвентаря (мебели) по решению руководителя предприятия каждый год, но не всех, а в объеме не менее 30% и с обязательным охватом инвентаризации всех таких активов в течение трех лет. То есть инвентаризации один раз в три года подлежит только треть всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели);
3) библиотечных фондов по графику, установленному решением руководителя предприятия в течение года. При этом, если объем библиотечных фондов составляет от 100 до 500 тыс. единиц, то инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20% единиц, а более 500 тыс. единиц – в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10% единиц.
devisu.ua
Комментарии к материалу