Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обособленное подразделение нерезидента не состоит на налоговом учете: какая ответственность во время действия военного положения

01.04.2024

Согласно п. 64.5 Налогового кодекса (далее – НК) и п. 3.4 разд. ІІІ Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588), нерезиденты (иностранные юридические компании, организации), осуществляющие в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, либо приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине, либо открывают счета в банках Украины (кроме корреспондентских счетов, открываемых банкам-нерезидентам), в других финансовых учреждениях, в небанковских предоставителях платежных услуг, либо открывают электронные кошельки в эмитентах электронных денег в соответствии со ст. 64 Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах», или приобретают право собственности на инвестиционный актив, определенный абзацами третьим – шестым пп. «е» пп. 141.4.1 НК, у другого нерезидента, не имеющего постоянного представительства в Украине, обязаны встать на учет в контролирующих органах. 

Пунктом 117.4 НК определено, что ведение нерезидентом (иностранной юридической компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без взятия на налоговый учет в порядке, предусмотренном НК, влечет наложение штрафа на нерезидента в размере 100 000 грн. 

Пунктом 11 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК определено, что штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений по применению таких штрафных (финансовых) санкций. 

В соответствии с п. 521 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, совершенные в течение периода с 01.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (СОVID-19), не применяется, кроме санкций за нарушения, прямо перечисленные в указанной норме НК.

Таким образом, за нарушения, определенные п. 117.4 НК, допущенные в указанном периоде действия карантина, штрафные санкции не применяются. 

При этом временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX « Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК. 

Наряду с этим пп. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК в редакции по состоянию на 03.05.2023 определено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно НК, законами, контроль за исполнением которых возложено на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных пп. 112.8.9 НК, освобождаемых от финансовой ответственности. При этом требования законодательства о моратории (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID- 19), не применяются. 

Следовательно, временно, на период действия военного положения, начиная с 27.05.2022, превалируют нормы в части освобождения от ответственности за несвоевременное исполнение плательщиком обязанностей в случаях и на условиях, предусмотренных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Подпунктами 69.1–69.31 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК предусмотрена временная приостановка сроков выполнения налоговых обязанностей, определенных налоговым законодательством в период действия военного положения в Украине. 

Так, пп. 69.19 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, для контролирующих органов прекращается течение сроков, установленных для взятия на учет в контролирующих органах юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов по основному месту учета или физических лиц – предпринимателей по налоговому адресу и передачи данных о взятии на учет таких налогоплательщиков в контролирующих органах в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. 

При этом, особенности о порядке взятия на учет в контролирующих органах нерезидента (иностранной компании, организации), обособленного подразделения, постоянного представительства в период действия военного положения в Украине положениями п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК не предусмотрены. 

Наряду с этим должны учитываться требования пп. 4 пп. 69.351 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК согласно которым, временно, с 1 декабря 2023 года, действует мораторий на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, – до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме документальных внеплановых проверок: 

  • которые проводятся исключительно на обращение налогоплательщика; 
  • которые проводятся на основаниях, определенных пп. 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих/осуществлявших свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков, оказывающих/оказывавших финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 НК; 
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям. 

Таким образом, механизм налогового контроля может быть реализован контролирующими органами с учетом ограничений, установленных НК относительно проведения документальных проверок. 

Главное управление ГНС в Запорожской области

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
16.09.2025
Можно ли продлить отпуск без сохранения зарплаты при выезде за границу
Выехавший за границу работник получил отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 90 календарных дней. Можно ли его продлить? Больше по теме: Продолжительность отпуска по основному месту работы больше, чем на работе по совместительству: что делать? В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона ...
16.09.2025
Зачисляется ли бесплатный отпуск в период для предоставления ежегодного отпуска
Дает ли период отпуска без сохранения заработной платы право на ежегодный отпуск с учетом внесенных изменений от 22.11.2023 в Закон от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»? Больше по теме: Особенности предоставления отпусков в период военного положения В связи с изменениями, внесенными ...
16.09.2025
Как ввести четырехдневную рабочую неделю
Расскажем о видах и случаях установки неполного рабочего времени, об установлении неполного рабочего времени по инициативе работодателя, об особенностях изменения существенных условий труда, о рисках для работодателя при несоблюдении законодательно определенной процедуры и т. д. Больше по теме: Что...
Лучшие материалы