Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обособленное подразделение нерезидента не состоит на налоговом учете: какая ответственность во время действия военного положения

01.04.2024 8 0 0

Согласно п. 64.5 Налогового кодекса (далее – НК) и п. 3.4 разд. ІІІ Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588), нерезиденты (иностранные юридические компании, организации), осуществляющие в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, либо приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине, либо открывают счета в банках Украины (кроме корреспондентских счетов, открываемых банкам-нерезидентам), в других финансовых учреждениях, в небанковских предоставителях платежных услуг, либо открывают электронные кошельки в эмитентах электронных денег в соответствии со ст. 64 Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах», или приобретают право собственности на инвестиционный актив, определенный абзацами третьим – шестым пп. «е» пп. 141.4.1 НК, у другого нерезидента, не имеющего постоянного представительства в Украине, обязаны встать на учет в контролирующих органах. 

Пунктом 117.4 НК определено, что ведение нерезидентом (иностранной юридической компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без взятия на налоговый учет в порядке, предусмотренном НК, влечет наложение штрафа на нерезидента в размере 100 000 грн. 

Пунктом 11 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК определено, что штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений по применению таких штрафных (финансовых) санкций. 

В соответствии с п. 521 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, совершенные в течение периода с 01.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (СОVID-19), не применяется, кроме санкций за нарушения, прямо перечисленные в указанной норме НК.

Таким образом, за нарушения, определенные п. 117.4 НК, допущенные в указанном периоде действия карантина, штрафные санкции не применяются. 

При этом временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX « Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК. 

Наряду с этим пп. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК в редакции по состоянию на 03.05.2023 определено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно НК, законами, контроль за исполнением которых возложено на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных пп. 112.8.9 НК, освобождаемых от финансовой ответственности. При этом требования законодательства о моратории (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID- 19), не применяются. 

Следовательно, временно, на период действия военного положения, начиная с 27.05.2022, превалируют нормы в части освобождения от ответственности за несвоевременное исполнение плательщиком обязанностей в случаях и на условиях, предусмотренных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Подпунктами 69.1–69.31 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК предусмотрена временная приостановка сроков выполнения налоговых обязанностей, определенных налоговым законодательством в период действия военного положения в Украине. 

Так, пп. 69.19 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, для контролирующих органов прекращается течение сроков, установленных для взятия на учет в контролирующих органах юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов по основному месту учета или физических лиц – предпринимателей по налоговому адресу и передачи данных о взятии на учет таких налогоплательщиков в контролирующих органах в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. 

При этом, особенности о порядке взятия на учет в контролирующих органах нерезидента (иностранной компании, организации), обособленного подразделения, постоянного представительства в период действия военного положения в Украине положениями п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК не предусмотрены. 

Наряду с этим должны учитываться требования пп. 4 пп. 69.351 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК согласно которым, временно, с 1 декабря 2023 года, действует мораторий на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговым адресом которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, – до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины – до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме документальных внеплановых проверок: 

  • которые проводятся исключительно на обращение налогоплательщика; 
  • которые проводятся на основаниях, определенных пп. 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих/осуществлявших свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков, оказывающих/оказывавших финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 НК; 
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям. 

Таким образом, механизм налогового контроля может быть реализован контролирующими органами с учетом ограничений, установленных НК относительно проведения документальных проверок. 

Главное управление ГНС в Запорожской области

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы