Больше по теме:
Может ли работник подать в ПФУ свою бумажную трудовую книжку для оцифровки без участия работодателя?
Законом от 05.02.2021 № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» (далее – Закон № 1217, вступил в силу с 10.06.2021) внесены изменения, в частности, в ст. 48 КЗоТ о переводе учета трудовой деятельности работника из бумажной формы (в трудовой книжке) в электронную – в Реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Законом № 1217 также определено, что включение Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников осуществляется в течение пяти лет со дня вступления в силу этого Закона на основании сведений, представленных страхователем или застрахованным лицом в порядке и сроки, установленные ПФУ по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере трудовых отношений. То есть этот процесс должен быть завершен до 10 июня 2026 года.
Итак, электронные трудовые книжки – это цифровые аналоги бумажных. Они официально действуют на Украине с 10 июня 2021 года. Их внедрили, чтобы усовершенствовать учет трудовой деятельности работников, который ведется с целью обеспечения накопления, хранения и использования информации о приобретенном работником стаже работы, образовании, квалификации для подтверждения имеющегося трудового стажа при заключении трудового договора, назначении пенсий; уменьшить бумажный документооборот и риск потери или повреждения документов, также для обеспечения удобного доступа работников к данным о своей трудовой деятельности, приобретенном страховом стаже, а в будущем – возможность автоматически оформить пенсию без посещения ПФУ.
Сведения о трудовой деятельности работника хранятся в составе персональной учетной карточки застрахованного лица в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
Сведения о трудовой деятельности работника включают:
1) сведения, позволяющие идентифицировать личность:
2) сведения о периодах трудовой деятельности:
3) данные об особых условиях труда, дающих право на льготы по общеобязательному государственному социальному страхованию:
4) информация о судимости за совершение преступления и о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
5) информация о подтверждении приобретенного лицом за пределами Украины стажа работы для применения накопления периодов стажа работы в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.
Оцифрование трудовых книжек – это процесс перевода бумажных записей о трудовой деятельности в электронный формат, который осуществляется в соответствии с Порядком представления сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденным постановлением Правления ПФУ от 12.03.2021 № 11-1 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.06.2021 под № 802/36424 (далее – Порядок). Данный Порядок разработан во исполнение п. 4 постановления КМУ от 27.11.2019 № 1084 «О введении учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме».
Согласно Порядку представление сведений о трудовой деятельности может сделать как работодатель (страхователь), который до истечения установленного срока 10.06.2026 обязан представить все записи о работе своих работников в Пенсионный фонд, так и сам работник (застрахованное лицо).
Если оцифровку трудовой книжки осуществляет работодатель, то он:
Чтобы самостоятельно работнику перевести свою бумажную трудовую книжку в электронную, необходимо:
В случае отсутствия квалифицированной электронной подписи (КЭП) работник может лично обратиться в ближайший сервисный центр Пенсионного фонда Украины.
Оцифровать можно любые документы, подтверждающие страховой стаж. Прежде всего, для этого необходимо иметь сканированные цветные копии всех страниц трудовой книжки в хронологическом порядке и других документов, подтверждающих стаж. Кроме трудовой книжки, это также могут быть:
Отсканированная трудовая книжка или другие документы, удостоверяющие страховой стаж, подаются через персональный кабинет на веб-портале Пенсионного фонда.
Сканкопии должны отвечать следующим требованиям:
На веб-портале Пенсионного фонда страховой стаж рассчитывается с 1 января 2004 года в соответствии с Законом от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который ввел понятие «страховой стаж» и предусмотрел, что периоды трудовой деятельности до 1 января 2004 года будут засчитываться в порядке и на условиях, предусмотренных действовавшим ранее законодательством. Простыми словами, при выходе на пенсию будет учитываться стаж работы до 2004 года, указанный в бумажной трудовой книжке.
Кроме того, если трудовая деятельность работника началась до 2004 года, он может самостоятельно приложить соответствующую информацию, отправив сканкопии документов.
Электронные трудовые книжки доступны в кабинете на портале электронных услуг ПФУ. Чтобы зайти в кабинет, необходимо авторизироваться одним из следующих способов:
В Пенсионном фонде отмечают: даже если работник не предоставит данные в электронный формат, страховой стаж не исчезнет:
«Таким образом, оцифровка трудовой книжки не является условием для сохранения стажа, но она значительно упрощает доступ к его подтверждению», – Ирина Тубелец, юрист Центра правовой помощи ФПУ.
ФПУ