Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какие полномочия имеет инспекция труда во время проверки относительно организации и ведения воинского учета

Разъяснение
27.10.2025

В Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок № 1487), постановлением КМУ от 16.07.2025 № 892 внесены изменения, которыми, в частности, дополнен состав комиссий проверки состояния воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – комиссия), определенный в п. 84, представителями:

  • межрегиональных территориальных органов Гоструда – в пределах полномочий; территориальных органов ГНС.

В частности, вопросы, подлежащие проверке комиссиями, определены в приложении 31 к Порядку № 1487:

  • наличие структурного подразделения или должностных лиц, на которых возложили функцию по ведению воинского учета. Проверяют положения о структурном подразделении;
  • инструкции должностных лиц;
  • приказ управляющего компании, учреждения и организации о назначении должностных лиц, ответственных за ведение воинского учета;
  • штатное расписание и т. п.;
  • состояние методологического и методического обеспечения мероприятий воинского учета;
  • состояние обеспечения оповещения и прибытия призывников, военнообязанных и резервистов в соответствующие районные/городские территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК и СП), органы СБУ, соответствующие подразделения разведывательных органов;
  • порядок постановки на персональный воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов, принятых на работу/обучение, и в других случаях, предусмотренных Порядком № 1487;
  • состояние соблюдения установленных сроков уведомления ТЦК и СП, органов СБУ, соответствующих подразделений разведывательных органов о принятии на работу/обучение, увольнении, отчислении из заведений образования;
  • порядок исключения из персонального воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, которые уволены с работы, завершили обучение/отчислены из заведений образования, и в других случаях, предусмотренных Порядком № 1487;
  • организация, состояние учета и порядок ведения и хранения документов по вопросам воинского учета; наличие и состояние ведения – журнала учета результатов проверки состояния воинского учета, сверки их учетных данных по данным ТЦК и СП, органов СБУ, соответствующих подразделений разведывательных органов; списков персонального воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов (далее – Списки);
  • сведения оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов;
  • полнота, актуальность и достоверность учетных данных призывников, военнообязанных и резервистов, внесенных в Cписки;
  • состояние соблюдения установленных сроков внесения в Cписки изменений относительно – фамилии, собственного имени и отчества – при наличии;
    • реквизитов паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу; задекларированного/зарегистрированного места жительства;
    • места фактического проживания;
    • семейного положения;
    • образования; места работы и должности;
  • уведомление ТЦК и СП, органов СБУ, соответствующих подразделений разведывательных органов о таких изменениях; организация планирования и осуществления сверки учетных данных Cписков с записями в военно-учетных документах, а также с учетными данными, содержащимися в карточках первичного учета исполнительных органов сельских, поселковых городских советов – наличие и состояние выполнения соответствующего графика сверки;
  • состояние взаимодействия с соответствующими ТЦК и СП, органами СБУ, подразделениями разведывательных органов, в которых призывники, военнообязанные и резервисты состоят на воинском учете, относительно сроков и способов сверки данных Cписков, внесения соответствующих изменений в них, а также оповещения призывников, военнообязанных и резервистов;
  • организация, состояние и результаты сверки учетных данных Cписков с учетными данными соответствующих ТЦК и СП, учетных органов СБУ, подразделений разведывательных органов – наличие и состояние выполнения соответствующего графика сверки;
  • состояние доведения до призывников, военнообязанных и резервистов Правил воинского учета под личную подпись при принятии на работу/обучение;
  • организация контроля за исполнением призывниками, военнообязанными и резервистами Правил воинского учета и проведение соответствующей разъяснительной работы;
  • организация и состояние бронирования военнообязанных, работающих на предприятии, в учреждении и организации. Проверяют – обоснованность бронирования военнообязанных, а также объемы такого бронирования;
  • наличие перечней должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию;
  • оформление документов по вопросам бронирования;
  • порядок хранения и выдачи/аннулирования удостоверений об отсрочке от призыва военную службу во время мобилизации;
  • наличие отчетной документации по вопросам бронирования военнообязанных;
  • наличие приложения 5 к Налоговому расчету «Сведения о трудовых отношениях лиц и периоде прохождения военной службы», предусмотренному Порядком заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса, утвержденного приказом Минфина от 13.01.2015 № 4, и т. п.;
  • организация и результаты устранения недостатков, выявленных в ходе предварительных проверок состояния воинского учета.

Как определено Порядком № 1487, межрегиональные территориальные органы Гоструда в составе комиссий проверки состояния воинского учета принимают участие в пределах полномочий.

К полномочиям Гоструда и его территориальных органов, определенным Положением о Гоструда, утвержденным постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96 (далее – Положение № 96), не отнесены полномочия в части проверки состояния воинского учета.

Вместе с тем, Гоструда и его территориальные органы наделены полномочиями в части осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В пределах этих полномочий эти органы имеют право проверять, в частности, подачу всех необходимых документов при принятии работников на работу, порядок заключения трудовых договоров, обеспечение достоверного учета выполненной работником работы и учета расходов на оплату труда, выполнение работы лично работником и т. д.

По результатам работы в составе комиссии проверки состояния воинского учета представитель Гоструда не составит акт проверки и не будет давать предписания об устранении нарушений.

Но если выявленные нарушения законодательства о труде привели к нарушению порядка ведения воинского учета, должностному лицу работодателя грозит административная ответственность за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (ст. 2101 КУоАП). В особый период штраф составляет от 2 000 до 3 500 НМДГ (т. е. от 34 000 до 59 500 грн).

В соответствии с п. 87 Порядка № 1487 должностные лица предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации несут административную ответственность, в частности:

  • за неподачу в районные (городские) ТЦК и СП списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам,
  • за принятие на работу призывников, военнообязанных и резервистов, не состоящих на воинском учете,
  • необеспечение оповещения призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в районный (городской) ТЦК и СП, орган СБУ, соответствующее подразделение разведывательного органа,
  • препятствие их своевременной явке на сборные пункты, призывные участки,
  • несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, и непредоставление сведений о таких лицах.

«Штрафы за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии со ст. 235 КУоАП налагают руководители ТЦК и СП (кроме правонарушений, совершенных военнообязанными или резервистами, которые находятся в запасе Службы безопасности Украины или Службы внешней разведки Украины). Они рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения, а также вручают постановление о наложении взыскания лицу, совершившему его», – Ирина Тубелец, юрист Центра правовой помощи ФПУ.

ФПУ

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
27.10.2025
Может ли работник, с которым заключен договор с нефиксированным рабочим временем, работать на другой работе
Работодатель не может запрещать или препятствовать работнику, выполняющему работу на основании трудового договора с нефиксированным рабочим временем, выполнять работу по другим трудовым договорам. Больше по теме: Трудовой договор с нефиксированным рабочим временем: что нужно знать работодателю &nbs...
27.10.2025
Почему ФЛП-единщик не имеет права осуществлять виды деятельности, не указанные в его учетных данных
Учитывая, что осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, является основанием для перехода плательщика единого налога на общую систему налогообложения, физлицо-предприниматель – плательщик единого налога не имеет права осуществлять виды деятельности, н...
27.10.2025
Как внести кадастровый номер земельного участка (пая) в электронную форму № 20-ОПП
Кадастровый номер земельного участка (пая), указанный в Государственном земельном кадастре, вносится с соблюдением последовательности всех цифр, знаков, двоеточий, интервалов и т. п. Больше по теме: Подаем форму № 20-ОПП по земельным участкам: пять практических ситуаций Как подать информацию о зем...
Лучшие материалы