Как подтвердить форс-мажор при импорте товаров через польско-украинскую границу – ГНС
Частью 1 ст. 13 Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473) определено, что НБУ имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, а также исключения и(или) особенности введения этой меры защиты для отдельных товаров и(или) отраслей экономики.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 2473 при установлении НБУ предельного срока расчетов по операциям резидентов по экспорту товаров денежные средства подлежат зачислению на счета резидентов в банках Украины в сроки, указанные в договорах, но не позднее срока и в объеме, установленных НБУ.
В случае установления НБУ предельного срока расчетов по операциям резидентов по импорту товаров, их поставка должна осуществляться в сроки, указанные в договорах, но не позднее установленного НБУ предельного срока расчетов со дня осуществления авансового платежа (предварительной оплаты) (ч. 3 ст. 13 Закона № 2473) .
Частью 6 ст. 13 Закона № 2473 определено, если исполнение договора, предусмотренного ч. 2 или 3 настоящей статьи, останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного согласно ч. 1 настоящей статьи, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.
Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).
В то же время сам факт существования форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) не освобождает как от ответственности за невыполнение обязательств, предусмотренных условиями договора, так и обязанностей, обусловленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с действующим законодательством Украины документом, подтверждающим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), является сертификат, выданный Торгово-промышленной палатой Украины (далее – ТПП) или уполномоченной ею региональной ТПП.
Субъект хозяйствования, нарушающий обязательства по контракту (договору) или обязательства, оговоренные законодательными и другими нормативно-правовыми актами, имеет право обратиться в компетентный орган (ТПП) страны, где возникло обстоятельство (блокада, забастовка и другие ограничения), для получения соответствующего документа о подтверждении форс-мажорных обстоятельств и их продолжительности.
Польско-украинская хозяйственная палата формирует и выдает документы в соответствии с требованиями законодательства Республики Польша, регулирующим содержание и форму документа. В Республике Польша свидетельство форс-мажорных обстоятельств осуществляется путем предоставления заключения – Подтверждение форс-мажорных обстоятельств (Potwierdzenia fors-mażoru).
Наряду с этим подтверждение Польско-украинской хозяйственной палаты не является основанием для остановки текущего предельного срока расчетов, установленного согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 2473, и начисления пени в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 2473.
ГНС отмечает, что в случае возникновения у резидента Украины форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которые являются чрезвычайными и неотвратимыми, что делает невозможным соблюдение им предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, установленных НБУ, ему следует обратиться в Торгово-промышленную палату Украины или уполномоченную региональную ТПП с заявлением об удостоверении таких обстоятельств.
При этом ТПП в случае получения заявления резидента Украины, нарушающего обязательства по соблюдению предельных сроков расчетов в результате форс-мажорных обстоятельств на территории Республики Польша, для установления причинно-следственной связи между обстоятельствами/событием и невозможностью выполнения своих конкретных обязательств обязательно принимает во внимание подтверждение компетентного органа (ТПП), в частности Польской торгово-промышленной Палаты и/или Польско-украинской хозяйственной палаты.
Следовательно, форс-мажор не является автоматическим основанием для освобождения от выполнения обязательств и остановки предельных сроков расчетов и начисления пени, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, стороной договора должен быть подтвержден не только факт наступления форс-мажорных обстоятельств, а их влияние на выполнение/невозможность выполнения договорных/контрактных обязательств.
Кроме того, сертификат ТПП Украины может подтверждать факт наступления обстоятельств непреодолимой силы и содержать заключение о влиянии этого события на возможность выполнения резидентом или нерезидентом конкретных обязательств, но контролирующий орган вправе принимать во внимание такой сертификат только при наличии оснований полагать, что неисполнение обязательств возникло именно при таких обстоятельствах, о которых указано в сертификате.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу