Согласно ч. 1 ст. 1 Закона от 02.10.1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» (далее – Закон № 393) граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, медиа, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством о реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.
Частью 6 ст. 5 Закона № 393, в частности, предусмотрено, что письменное обращение также может быть направлено с использованием сети «Интернет», средств электронной связи (электронное обращение).
При этом обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения – безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поднятые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, поднятых в обращении, не может превышать сорока пяти дней (абзац первый ст. 20 Закона № 393).
Требования к оформлению обращения налогоплательщиков на получение индивидуальной налоговой консультации в письменной или электронной форме определены п. 52.1 Налогового кодекса (далее – НК).
На обращение налогоплательщика, не отвечающего требованиям, указанным в п. 52.1 НК, индивидуальная налоговая консультация не предоставляется, а отсылается ответ за подписью руководителя (заместителя руководителя или уполномоченного лица) в бумажной или электронной форме в порядке и сроки, предусмотренные Законом № 393.
По обращению налогоплательщиков в бумажной или электронной форме контролирующий орган, определенный пп. 41.1.1 НК, предоставляет им бесплатно индивидуальные налоговые консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на такой контролирующий орган, в течение 25 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом (абзац первый п. 52.1 НК).
Согласно пп. 41.1.1 НК контролирующими органами являются, в частности, налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы) – по соблюдению законодательства по вопросам налогообложения (кроме случаев, определенных пп. 41.1.2 НК), законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также соблюдения другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, или его территориальные органы.
Уполномоченное лицо центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, может принять решение о продлении срока рассмотрения обращения на получение индивидуальной налоговой консультации свыше 25-дневного срока, но не более 15 календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом налогоплательщика в бумажной или электронной форме до истечения срока, определенного абзацем первым п. 52.1 НК (абзац девятый п. 52.1 НК).
В то же время согласно пп. «в» пп. 69.41.3 пп. 69.41 подразд. 10 разд. ХХ НК для налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства установлены особенности налогового администрирования на период их включения в Перечень налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства, а именно: индивидуальные налоговые консультации предоставляются налогоплательщику исключительно центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, в течение 15 календарных дней, следующих за днем получения им обращения, без возможности продления срока его рассмотрения. В случае получения таких обращений территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, он обязан направить его в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, в течение следующего рабочего дня после получения такого обращения.
По выбору налогоплательщика налоговая консультация предоставляется, в частности, в бумажной или электронной форме (п. 52.3 НК).
Порядок организации работы и взаимодействия между структурными подразделениями органов Государственной налоговой службы при составлении, представлении и проработке запросов на получение публичной информации утвержден приказом Минфина от 09.07.2020 № 405 (далее – Порядок № 405).
Пунктом 3 разд. ІІІ Порядка № 405 предусмотрено, что при наличии в запросе на информацию требований предоставить публичную информацию, а также рассмотреть обращения (предложения, замечания, заявления, ходатайства, жалобы), предоставить индивидуальную налоговую консультацию, консультацию по вопросам практического применения отдельных норм законодательства Украины по вопросам уплаты ЕСВ и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, ответ предоставляется в два этапа:
Согласно ст. 20 Закона № 2939 распорядитель информации должен ответить на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Если запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы личности, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса.
Ходатайство о срочной проработке запроса должно быть обоснованным.
Если запрос касается большого объема информации или требует поиска информации среди значительного количества данных, распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления. О продлении срока распорядитель информации уведомляет запрашивающего в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Согласно п. 421.2 НК Электронный кабинет обеспечивает возможность реализации налогоплательщиками прав и обязанностей, определенных НК и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, и нормативно-правовыми актами, принятыми на основании и во исполнение НК и других законов, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, в том числе путем, в частности, подачи обращений, в том числе обращений на получение индивидуальной налоговой консультации в электронной форме.
Абзацами первым – третьим п. 42.4 НК установлено, что налогоплательщики, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в Электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-ІV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее – Закон № 851) и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155).
Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом п. 42.4 НК, подавшими заявление о желании получать документы через Электронный кабинет, а также с финансовыми агентами в случаях, определенных НК, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 путем отправки документа в Электронный кабинет с одновременной отправкой налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его отправления в Электронный кабинет.
Документ, отправленный контролирующим органом в Электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику или финансовому агенту, если он сформирован с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 и доступен в Электронном кабинете.
Вход в Электронный кабинет осуществляется по адресу: https://cabinet.tax.gov.ua, а также через веб-портал ГНС.
Доступ к приватной части Электронного кабинета предоставляется после прохождения пользователем электронной идентификации онлайн с использованием квалифицированной электронной подписи любого квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг через Интегрированную систему электронной идентификации– id.gov.ua (MobileID та BankID), с помощью Дія.Підпис или «облачной» квалифицированной электронной подписи.
Меню «Листування з ДПС» приватной части Электронного кабинета позволяет отправить письмо произвольного формата (письмо, запрос, обращение и т. д.) в соответствующий контролирующий орган.
Меню «Індивідуальні податкові консультації» приватной части Электронного кабинета обеспечивает возможность направления налогоплательщиком письма на получение индивидуальной налоговой консультации в соответствующий контролирующий орган, в котором указывается:
В течение одного рабочего дня после отправки письма в контролирующий орган автор электронного письма будет уведомлен о входящем регистрационном номере и дате регистрации запроса в контролирующем органе, в который данное письмо направлено. Информацию о получении и регистрации письма в контролирующем органе плательщик может просмотреть в режиме «Вхідні» меню «Вхідні/вихідні документи» приватной части Электронного кабинета.
При этом ответ на письмо предоставляется контролирующим органом в сроки, определенные законодательными и нормативно-правовыми актами, в частности ст. 20 Закона № 393 – для предоставления ответа на обращение, ст. 20 Закона № 2939 – для предоставления ответа на запрос на получение публичной информации и ст. 52, пп. «в» пп. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НК – для предоставления индивидуальной налоговой консультации.
Ответ на письмо предоставляется следующим образом:
ОИР, категория 135.03