Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Детенизация наличных расчетов и новые ограничения для единщиков: что изменилось в Налоговом кодексе и Законе об РРО

01.11.2019

Законопроекты № 1053 и № 1073 после бурных общественных обсуждений все-таки стали Законами от 20.09.19 г. № 128-IX (далее – Закон № 128, о внесении изменений в Закон от 07.07.95 г. № 265/95-ВР, далее – Закон № 265) и от 20.09.19 г. № 129-IX (далее – Закон № 129, о внесении изменений в Налоговый кодекс, далее – НК).

Большинство изменений, вносимых в действующее законодательство Законами № 128 и № 129, вступают в силу через 6 месяцев со дня их опубликования (20.09.19 г.), то есть с 19.04.20 г. Но отдельные нормы – с даты, следующей за датой опубликования законов, то есть с 20 октября 2019 года. На этом моменте мы далее остановимся подробнее.

Ключевая цель внесенных изменений – детенизация расчетов в сфере торговли и услуг. Сразу отметим – наша реальность такова, что недостаточно законодательно закрепить правила игры, нужен еще и контроль, то есть проверки и ответственность за нарушения. Однако одновременно с принятием Законов № 128 и № 129 Президентом подписан Указ от 17.10.19 г. № 761/2019, согласно которому Кабмин должен за 2 недели разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о введении двухлетнего моратория на проведение проверок предпринимателей (кроме тех, кто осуществляет высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) по вопросу соблюдения ими порядка применения РРО.

Практика ведения бизнеса в Украине показывает: отсутствие проверок и ответственности порождает пренебрежение законами. Могу предположить, что не спасет и то, что после окончания моратория налоговики станут проверять предпринимателей, торгующих в розницу, за весь период моратория. Но таким способом найти главное – невыданные чеки будет ну очень проблематично.

Конечно, все зависит от того, кто и что попадет под мораторий. Вполне вероятно, что мораторий на проверки существенно замедлит процесс детенизации в сфере наличных расчетов. На бумаге будет одно, а в реальности – другое. Окончательные выводы можно будет сделать после принятия закона о моратории. Сейчас же мы сосредоточимся на изменениях, внесенных в действующее законодательство. Начнем с основных изменений в Законе № 265, вступающих в силу 19.04.20 г.

Изменения в Законе об РРО

Для удобства восприятия приведем основные изменения, внесенные Законом № 128 в Закон № 265, в табл. 1.

Таблица 1


п/п

Норма
Закона № 265

Суть изменений

Комментарий

1

2

3

4

1

Преамбула

Закон распространяется на проведение расчетных операций не только через обычные РРО, но и через программные РРО (далее – ПРРО)

В закон введено определение ПРРО (ст. 2)

2

Абзац второй ст. 2

Дополнено определение фискальной функции: к ней относится способность ПРРО обеспечивать одноразовое занесение данных для долгосрочного хранения на фискальном сервере ГФС и их многоразовое считывание с невозможностью изменить информацию об объеме расчетных операций

В обычном РРО данные заносятся в фискальную память самого устройства и считываются с нее

3

Абзац пятый ст. 2

Определение РРО уточнено: к операциям, которые выполняет это устройство, добавлена выдача наличных денег держателям электронных платежных средств (далее – ЭПС), в частности платежных карточек

Услуга выдачи наличных торговцами покупателям, которые рассчитываются с помощью ЭПС, предусмотрена п. 1.42 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III (далее – Закон № 2346)

4

Абзац девятнадцатый ст. 2

В определение расчетного документа добавлен чек на выдачу. Операция выдачи наличных держателям ЭПС должна быть подтверждена расчетным документом. Расчетный документ может быть создан РРО (или ПРРО) в бумажной и/или электронной форме либо заполнен вручную

Перечень операций и видов расчетных документов расширен. А возможность создания электронных расчетных документов предусмотрена для ПРРО

5

Абзац двадцать второй ст. 2

Появилось новое понятие финансовой санкции, т. е. денежной суммы, которая взимается с субъектов хозяйствования (далее – СХ) – нарушителей требований Закона № 265 и уплачивается в бюджет

Это необходимо для реализации так называемого кэшбэка (возврата покупателю части суммы финансовой санкции)

6

Абзацы двадцать пятый –
двадцать восьмой ст. 2

Определения фискального режима работы, фискального отчета, фискального отчетного чека (Z-отчет), дневного отчета (Х-отчет) подкорректированы с учетом специфики работы ПРРО

ПРРО регистрируются в специальном реестре, расчетные документы и фискальные отчеты передаются для хранения на сервер ГНС

7

Абзац тридцать пятый ст. 2

Приведено определение ПРРО – им может быть технологическое и/или программное решение, позволяющее реализовать фискальные функции на любом устройстве (смартфоне, планшете, ноутбуке, стационарном компьютере). Причем ГНС обеспечивает бесплатное программное решение для СХ

К старту работы ПРРО (весна 2020 года) ГНС предложит свои программные решения (полагаем, как минимум, для Windows, Android, iOS). В настоящее время тестовый вариант ПРРО – «E-Receipt», зарегистрированный в госреестре РРО, можно скачать с сайта ГНС. Программные решения могут быть разработаны и коммерческими предприятиями. Выбор остается за налогоплательщиком

8

Абзацы сорок четвертый – пятидесятый ст. 2

Вводится понятие электронного расчетного документа, электронных Х- и Z-отчетов. Эти документы должны иметь такие же обязательные реквизиты, как и обычные, бумажные

Это сделано для ПРРО

9

Абзац первый ст. 3

Понятие расчетной операции подкорректировали. Как мы знаем, это, в частности, не только прием наличных через РРО (а теперь и через ПРРО), но и платежных карточек (теперь – электронных платежных средств)

Понятие ЭПС – более широкое (определение этого понятия см. в п. 1.14 Закона № 2346). Они включают в себя: платежные карты; мобильные платежные инструменты, установленные
в аппаратно-программной среде смартфона или иного беспроводного устройства (при этом платежи осуществляются с банковского счета пользователя), – разд. IV Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 05.11.14 г. № 705)

10

Пункт 2 ст. 3

Чеки РРО могут быть как бумажными, так и электронными

О плюсах и минусах, связанных с получением покупателем электронных чеков, формируемых ПРРО, мы обстоятельно рассказали еще при изучении законопроекта № 1053

11

Пункт 11 ст. 3

СХ обязаны проводить через РРО операции с заранее запрограммированными товарами (услугами), а для всех подакцизных товаров – указывать коды УКТВЭД

Раньше коды УКТВЭД требовалось проставлять только для топлива

12

Пункт 12 ст. 3

СХ обязаны вести учет товарных запасов и продавать только товары (услуги), отраженные в учете. Добавлено, что при проверке СХ обязан предъявить контролерам документы на товар, находящийся в месте продажи (на хозобъекте), подтверждающие его оприходование и происхождение. Эти требования не распространяются на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС, кроме тех, кто продает технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства и медизделия, ювелирные изделия)

Раньше было сказано о ведении учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации. Физлица-единщики (неплательщики НДС), торгующие перечисленными в данном
пункте товарами, обязаны вести их учет

13

Статьи 3 и 5

Отдельно прописаны моменты, связанные с ситуацией, когда ПРРО не работает (надо в тот же день сообщить об этом ГНС, разработчику ПРРО, сервисному центру по установленной форме). Если же пропала связь с фискальным сервером, тогда надо в течение часа сообщить об этом ГНС, зафиксировать время и работать в режиме офлайн (но не более 36 часов). Процедура регистрации расчетных документов предполагает получение от фискального сервера диапазона фискальных номеров (всего на СХ резервируется фискальных номеров на 168 часов работы в течение календарного месяца)

О работе в режиме офлайн заранее делать выводы трудно. Возможно, стоит запастись резервным РРО или не проводить расчетные операции в этот особый период вообще (если
ситуация позволяет)

14

Пункт 1 ст. 9

Как и раньше, торговля продукцией собственного производства предприятиями (не сферы торговли и общественного питания) через кассу с оформлением ПКО, РКО, квитанций, не требует применения РРО. Но перечень исключений из этого правила дополнен: предприятия – производители ювелирных изделий обязаны применять РРО (ПРРО)

Раньше производители ювелирных изделий могли проводить расчеты через кассу предприятия с оформлением ПКО и РКО

15

Пункт 2 ст. 9

Запрещено использовать ПТКС (программно-технический комплекс самообслуживания), не переведенный в фискальный режим (а этот режим предполагает оборудование ПТКС как РРО, так и ПРРО)

Это говорит о расширении сферы применения кассовых аппаратов

16

Пункт 9 ст. 9

Запрещено не применять РРО и/или ПРРО РК при торговле ювелирными изделиями и бытовыми изделиями из драгметаллов, драгкамней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней за наличные на рынках

Этот вид запрещенных товаров добавлен в данную норму (интересное новшество. Неужели у нас на рынках массово с прилавков продают ювелирные изделия за наличные? Если да, тогда несомненно, что это надо строго контролировать!)

17

Пункт 12 ст. 9

Разрешается не применять РРО (ПРРО), если в месте получения товаров (предоставления услуг) расчетные операции в наличной форме не осуществляются. Речь идет о складах, местах хранения товаров, осуществления оптовой торговли и т. д.

Норма подкорректирована, но ее суть практически не изменилась. Важно не место торговли, а место осуществления операции, подпадающей под определение расчетной операции

18

Статьи 161 и 25 Закона № 265;
п. 1 разд. II
Закона № 128

Прописаны требования к жалобам покупателей о нарушениях установленного порядка проведения расчетных операций и реализация механизма кэшбэка. Важно, что кэшбэк применяется, если стоимость товаров (работ, услуг) по одной расчетной операции, проведенной с нарушениями, больше 850 грн. Эти нормы действуют с 01.10.20 г.

Подробно об этом мы писали в обзоре законопроекта № 1053. Отметим, что если чек не выдан продавцом вообще, то применить данную норму невозможно, а за невыдачу чека предусмотрен отдельный штраф согласно ст. 17 Закона № 265

19

Статья 17,
п. 11 разд. II
Закона № 128

Финансовые санкции применяются, если в ходе проверки (исключены слова: «в течение календарного года») будет выявлен факт:

– проведения расчетных операций через РРО, ПРРО или РК (расчетную книжку) на неполную сумму стоимости товаров (услуг);

непроведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы;

несоответствия суммы наличных на месте проведения расчетов той сумме, которая отражена в Х-отчете, больше чем на 10 % МЗП, установленной на 1 января отчетного (налогового) года), а в случае применения РК – общей сумме по квитанциям (бумажным или электронным) за день;

невыдачи в бумажной или электронной форме соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте СХ

В ст. 17 установлены финансовые санкции за нарушение требований Закона № 265 к СХ в части проведения расчетных операций. Как видим, в целом финансовые санкции стали жестче. И многие санкции могут настигнуть нарушителей даже в случае введения двухлетнего моратория на проверки. Это надо учитывать в работе

   

Штраф за такие нарушения составит:

– за первое нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г до 01.10.20 г., – 10 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), а с 01.10.20 г. – 100 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас штраф – 1 грн;

– за каждое следующее нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г. до 01.10.20 г. – 50 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), с 01.10.20 г. – 150 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас – в размере 100 % указанной стоимости.

Прочие штрафы, которые начнут действовать с 19.04.20 г:

– за нераспечатку (несоздание в электронном виде) контрольной ленты – 30 НМДГ (510 грн) (сейчас штраф – 10 НМДГ, т. е. 170 грн);

– за нарушения при использовании, за неиспользование, нехранение в течение установленного срока КУРО и/или РК – 50 НМДГ (850 грн) (сейчас штраф – 20 НМДГ, т. е. 340 грн);

– за проведение расчетных операций через РРО или ПРРО без использования режима предварительного программирования названия каждого неподакцизного товара и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества – 5 НМДГ (85 грн), а если предварительно не запрограммированы наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории по УКТВЭД, цены товара и учета его количества – тогда 300 НМДГ (5 100 грн). Для сравнения: сейчас для всех видов товаров (услуг) – 5 НМДГ, т. е. 85 грн;

– за нарушения при ведении расчетов через кассу предприятия (в случаях, когда это разрешено п. 1 ст. 9 Закона № 265) или за нарушение оформления расчетных и отчетных документов при продаже проездных или перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и автомобильном транспорте – 20 НМДГ (340 грн). Для сравнения: сейчас 10 НМДГ (170 грн);

– за внесение изменений в конструкцию или программное обеспечение РРО (ПРРО) – 300 НМДГ (5 100 грн) (сейчас 100 НМДГ, т. е. 1 700 грн);

– за неподачу в ГНС отчетности, связанной с применением РРО, – 30 НМДГ (510 грн) против нынешних 10 НМДГ (170 грн)

 

20

Статья 20

За непредставление при проверке документов, подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи (на хозяйственном объекте) нарушитель подвергается финансовой санкции в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн).

Эта норма не распространяется на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС (кроме тех, кто торгует технически сложными бытовыми приборами, подлежащими гарантийному ремонту, лекарствами и медизделиями, а также ювелирными изделиями)

Раньше эта финансовая санкция применялась к СХ, которые реализуют товары, не учтенные по месту реализации и хранения. А о документах на товар прямо сказано не было. Теперь же, даже при наличии учета, за непредъявление документов на товар при проверке можно подпасть под данную финсанкцию

Изменения в НК

Теперь расскажем об основных изменениях, внесенных Законом № 129 в НК. Закон № 129 вступает в силу 19.04.20 г, но часть изменений в НК вводится в действие с других дат. Покажем это в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Норма

Суть изменений

Комментарий

1

2

3

4

1

Подпункт 14.1.278 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

С 01.10.20 г. водится понятие об информационной системе учета данных РРО (СУД РРО), в которой аккумулируются данные о расчетных операциях, созданных РРО (ПРРО) и производится проверка действительности и достоверности расчетных документов

Это поможет контролировать как самого продавца, так и движение товара по цепочке продаж, а также реализовать механизм кэшбэка

2

Подпункт 14.1.279 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

С 01.10.20 г. водится понятие о компенсации покупателю части суммы штрафных санкций, определенной по данным СУД РРО

Это необходимо для реализации механизма кэшбэка

3

Статья 43 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

Описан механизм перечисления покупателю части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение им установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО). Эта норма заработает с 01.10.20 г.

4

Подпункт 165.1.60 НК,
разд. II Закона № 129

Компенсация физлицу части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО), не включается в общий налогооблагаемый доход такого физлица. Эта норма заработает с 01.10.20 г.

Новая норма!

5

Пункт 291.4 НК,
разд. II Закона № 129

Разрешенный объем дохода для второй группы ЕН составит 2 500 000 грн (с 01.01.21 г.)

В текущем и в 2020 году – 1 500 000 грн

6

Подпункт 8 пп. 291.5.1 НК, абзац четвертый п. 1 разд. II Закона № 129

Начиная с 20.10.19 г. не могут быть плательщиками ЕН первой – третьей групп юрлица и физлица, которые оказывают:

– услуги фиксированной телефонной связи с правом техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;

– такие же услуги с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационным сетям

– услуги мобильной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;

– услуги по техобслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей

Сейчас единщикам запрещено осуществлять именно лицензированную деятельность в сфере коммуникаций (виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, и они совпадают с перечисленными в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК.

Однако лицензирование услуг*, названных в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, отменяется с 25.12.19 г. (согласно пп. 8 п. 2 разд. I Закона от 18.09.19 г. № 102-IX). Тем не менее с 20.10.19 г. все вышеуказанные услуги все равно под запретом – теперь уже согласно прямой норме пп. 8 ст. 291.5.1 НК, изложенного в новой редакции.

Поэтому те, кто раньше работал с лицензией, и дальше не смогут быть единщиками, т. е. для них ничего не изменилось.

Те же единщики, кто предоставлял телекоммуникационные услуги из перечисленных в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК без лицензии, столкнулись с проблемой. Считаем, что с 20.10.19 г. весь доход, который получат такие единщики в случае оказания ими запрещенных услуг, будет облагаться:

– у физлиц – по ставке 15 % согласно пп. 4 п. 293.4 НК;

– у юрлиц – по двойной ставке (6 % или 10 %) согласно пп. 3 п. 293.5 НК.

А с 1 января 2020 года такие единщики должны будут перейти на общую систему налогообложения (пп. 5 пп. 298.2.3 НК).

В данной ситуации можем порекомендовать им получить ИНК в свой адрес по данному вопросу

7

Пункт 296.10 НК

Только единщики первой группы смогут не применять РРО и/или ПРРО – норма действует с 19.04.20 г. Остальные группы плательщиков ЕН полностью исключаются из данной нормы с 01.01.21 г., т. е. будут обязаны применять РРО и/или ПРРО и РК

Как и сейчас, так и в будущем первая группа единщиков не применяет кассовые аппараты, в т. ч. и ПРРО. Остальные группы (вторая – четвертая) должны будут применять РРО и/или ПРРО на общих основаниях после окончания переходного периода в 2020 году, предусмотренного п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НК (см. ниже)

8

Раздел ХХ,
подразд. 10, п. 53 НК

До 01.10.20 г. РРО и/или ПРРО не применяют физлица – единщики второй четвертой групп независимо от вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн (кроме тех, кто реализует технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства, медизделия и оказывает платные услуги в сфере здравоохранения).

С 01.10.20 г. до 01.01.21 г. применять РРО и/или ПРРО (независимо от объема дохода) должны физлица – единщики второй – четвертой групп, которые осуществляют:

– реализацию товаров (предоставление услуг) через Интернет;

– реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

– реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оказывают платные услуги в сфере здравоохранения;

– реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

– розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

– деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем определена п. 11 ст. 9 Закона № 265;

– деятельность туристических агентств, туристических операторов;

– деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

– реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым КМУ

Обратите внимание, что сейчас в тексте п. 296.10 НК платные медицинские услуги не упомянуты среди исключений по видам деятельности для цели применения РРО (то есть для платных медицинских услуг действуют общие правила п.296.10 НК). А далее, что в переходном периоде 2020 года, что после него оказание таких услуг будет напрямую требовать применения РРО при осуществлении расчетных операций

* Телекоммуникационная услуга (услуга) – продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций; оператор телекоммуникаций – СХ, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей; провайдер телекоммуникаций – СХ, имеющий право на на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи (ст. 1 Закона от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникациях»).
Таблица 1. Основные изменения в Законе об РРО.doc
Скачать
Таблица 2. Изменения в НК.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
16.09.2025
Можно ли продлить отпуск без сохранения зарплаты при выезде за границу
Выехавший за границу работник получил отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 90 календарных дней. Можно ли его продлить? Больше по теме: Продолжительность отпуска по основному месту работы больше, чем на работе по совместительству: что делать? В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона ...
16.09.2025
Зачисляется ли бесплатный отпуск в период для предоставления ежегодного отпуска
Дает ли период отпуска без сохранения заработной платы право на ежегодный отпуск с учетом внесенных изменений от 22.11.2023 в Закон от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»? Больше по теме: Особенности предоставления отпусков в период военного положения В связи с изменениями, внесенными ...
16.09.2025
Как ввести четырехдневную рабочую неделю
Расскажем о видах и случаях установки неполного рабочего времени, об установлении неполного рабочего времени по инициативе работодателя, об особенностях изменения существенных условий труда, о рисках для работодателя при несоблюдении законодательно определенной процедуры и т. д. Больше по теме: Что...
Лучшие материалы