Детенизация наличных расчетов и новые ограничения для единщиков: что изменилось в Налоговом кодексе и Законе об РРО
Читайте по теме:
Кассовые операции и РРО: изучаем изменения
Спецпроект «РРО: путівник для юридичних осіб та ФОП»
Законопроекты № 1053 и № 1073 после бурных общественных обсуждений все-таки стали Законами от 20.09.19 г. № 128-IX (далее – Закон № 128, о внесении изменений в Закон от 07.07.95 г. № 265/95-ВР, далее – Закон № 265) и от 20.09.19 г. № 129-IX (далее – Закон № 129, о внесении изменений в Налоговый кодекс, далее – НК).
Большинство изменений, вносимых в действующее законодательство Законами № 128 и № 129, вступают в силу через 6 месяцев со дня их опубликования (20.09.19 г.), то есть с 19.04.20 г. Но отдельные нормы – с даты, следующей за датой опубликования законов, то есть с 20 октября 2019 года. На этом моменте мы далее остановимся подробнее.
Ключевая цель внесенных изменений – детенизация расчетов в сфере торговли и услуг. Сразу отметим – наша реальность такова, что недостаточно законодательно закрепить правила игры, нужен еще и контроль, то есть проверки и ответственность за нарушения. Однако одновременно с принятием Законов № 128 и № 129 Президентом подписан Указ от 17.10.19 г. № 761/2019, согласно которому Кабмин должен за 2 недели разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о введении двухлетнего моратория на проведение проверок предпринимателей (кроме тех, кто осуществляет высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) по вопросу соблюдения ими порядка применения РРО.
Практика ведения бизнеса в Украине показывает: отсутствие проверок и ответственности порождает пренебрежение законами. Могу предположить, что не спасет и то, что после окончания моратория налоговики станут проверять предпринимателей, торгующих в розницу, за весь период моратория. Но таким способом найти главное – невыданные чеки будет ну очень проблематично.
Конечно, все зависит от того, кто и что попадет под мораторий. Вполне вероятно, что мораторий на проверки существенно замедлит процесс детенизации в сфере наличных расчетов. На бумаге будет одно, а в реальности – другое. Окончательные выводы можно будет сделать после принятия закона о моратории. Сейчас же мы сосредоточимся на изменениях, внесенных в действующее законодательство. Начнем с основных изменений в Законе № 265, вступающих в силу 19.04.20 г.
Изменения в Законе об РРО
Для удобства восприятия приведем основные изменения, внесенные Законом № 128 в Закон № 265, в табл. 1.
Таблица 1
№ |
Норма |
Суть изменений |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Преамбула |
Закон распространяется на проведение расчетных операций не только через обычные РРО, но и через программные РРО (далее – ПРРО) |
В закон введено определение ПРРО (ст. 2) |
2 |
Абзац второй ст. 2 |
Дополнено определение фискальной функции: к ней относится способность ПРРО обеспечивать одноразовое занесение данных для долгосрочного хранения на фискальном сервере ГФС и их многоразовое считывание с невозможностью изменить информацию об объеме расчетных операций |
В обычном РРО данные заносятся в фискальную память самого устройства и считываются с нее |
3 |
Абзац пятый ст. 2 |
Определение РРО уточнено: к операциям, которые выполняет это устройство, добавлена выдача наличных денег держателям электронных платежных средств (далее – ЭПС), в частности платежных карточек |
Услуга выдачи наличных торговцами покупателям, которые рассчитываются с помощью ЭПС, предусмотрена п. 1.42 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III (далее – Закон № 2346) |
4 |
Абзац девятнадцатый ст. 2 |
В определение расчетного документа добавлен чек на выдачу. Операция выдачи наличных держателям ЭПС должна быть подтверждена расчетным документом. Расчетный документ может быть создан РРО (или ПРРО) в бумажной и/или электронной форме либо заполнен вручную |
Перечень операций и видов расчетных документов расширен. А возможность создания электронных расчетных документов предусмотрена для ПРРО |
5 |
Абзац двадцать второй ст. 2 |
Появилось новое понятие финансовой санкции, т. е. денежной суммы, которая взимается с субъектов хозяйствования (далее – СХ) – нарушителей требований Закона № 265 и уплачивается в бюджет |
Это необходимо для реализации так называемого кэшбэка (возврата покупателю части суммы финансовой санкции) |
6 |
Абзацы двадцать пятый – |
Определения фискального режима работы, фискального отчета, фискального отчетного чека (Z-отчет), дневного отчета (Х-отчет) подкорректированы с учетом специфики работы ПРРО |
ПРРО регистрируются в специальном реестре, расчетные документы и фискальные отчеты передаются для хранения на сервер ГНС |
7 |
Абзац тридцать пятый ст. 2 |
Приведено определение ПРРО – им может быть технологическое и/или программное решение, позволяющее реализовать фискальные функции на любом устройстве (смартфоне, планшете, ноутбуке, стационарном компьютере). Причем ГНС обеспечивает бесплатное программное решение для СХ |
К старту работы ПРРО (весна 2020 года) ГНС предложит свои программные решения (полагаем, как минимум, для Windows, Android, iOS). В настоящее время тестовый вариант ПРРО – «E-Receipt», зарегистрированный в госреестре РРО, можно скачать с сайта ГНС. Программные решения могут быть разработаны и коммерческими предприятиями. Выбор остается за налогоплательщиком |
8 |
Абзацы сорок четвертый – пятидесятый ст. 2 |
Вводится понятие электронного расчетного документа, электронных Х- и Z-отчетов. Эти документы должны иметь такие же обязательные реквизиты, как и обычные, бумажные |
Это сделано для ПРРО |
9 |
Абзац первый ст. 3 |
Понятие расчетной операции подкорректировали. Как мы знаем, это, в частности, не только прием наличных через РРО (а теперь и через ПРРО), но и платежных карточек (теперь – электронных платежных средств) |
Понятие ЭПС – более широкое (определение этого понятия см. в п. 1.14 Закона № 2346). Они включают в себя: платежные карты; мобильные платежные инструменты, установленные |
10 |
Пункт 2 ст. 3 |
Чеки РРО могут быть как бумажными, так и электронными |
О плюсах и минусах, связанных с получением покупателем электронных чеков, формируемых ПРРО, мы обстоятельно рассказали еще при изучении законопроекта № 1053 |
11 |
Пункт 11 ст. 3 |
СХ обязаны проводить через РРО операции с заранее запрограммированными товарами (услугами), а для всех подакцизных товаров – указывать коды УКТВЭД |
Раньше коды УКТВЭД требовалось проставлять только для топлива |
12 |
Пункт 12 ст. 3 |
СХ обязаны вести учет товарных запасов и продавать только товары (услуги), отраженные в учете. Добавлено, что при проверке СХ обязан предъявить контролерам документы на товар, находящийся в месте продажи (на хозобъекте), подтверждающие его оприходование и происхождение. Эти требования не распространяются на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС, кроме тех, кто продает технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства и медизделия, ювелирные изделия) |
Раньше было сказано о ведении учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации. Физлица-единщики (неплательщики НДС), торгующие перечисленными в данном |
13 |
Статьи 3 и 5 |
Отдельно прописаны моменты, связанные с ситуацией, когда ПРРО не работает (надо в тот же день сообщить об этом ГНС, разработчику ПРРО, сервисному центру по установленной форме). Если же пропала связь с фискальным сервером, тогда надо в течение часа сообщить об этом ГНС, зафиксировать время и работать в режиме офлайн (но не более 36 часов). Процедура регистрации расчетных документов предполагает получение от фискального сервера диапазона фискальных номеров (всего на СХ резервируется фискальных номеров на 168 часов работы в течение календарного месяца) |
О работе в режиме офлайн заранее делать выводы трудно. Возможно, стоит запастись резервным РРО или не проводить расчетные операции в этот особый период вообще (если |
14 |
Пункт 1 ст. 9 |
Как и раньше, торговля продукцией собственного производства предприятиями (не сферы торговли и общественного питания) через кассу с оформлением ПКО, РКО, квитанций, не требует применения РРО. Но перечень исключений из этого правила дополнен: предприятия – производители ювелирных изделий обязаны применять РРО (ПРРО) |
Раньше производители ювелирных изделий могли проводить расчеты через кассу предприятия с оформлением ПКО и РКО |
15 |
Пункт 2 ст. 9 |
Запрещено использовать ПТКС (программно-технический комплекс самообслуживания), не переведенный в фискальный режим (а этот режим предполагает оборудование ПТКС как РРО, так и ПРРО) |
Это говорит о расширении сферы применения кассовых аппаратов |
16 |
Пункт 9 ст. 9 |
Запрещено не применять РРО и/или ПРРО РК при торговле ювелирными изделиями и бытовыми изделиями из драгметаллов, драгкамней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней за наличные на рынках |
Этот вид запрещенных товаров добавлен в данную норму (интересное новшество. Неужели у нас на рынках массово с прилавков продают ювелирные изделия за наличные? Если да, тогда несомненно, что это надо строго контролировать!) |
17 |
Пункт 12 ст. 9 |
Разрешается не применять РРО (ПРРО), если в месте получения товаров (предоставления услуг) расчетные операции в наличной форме не осуществляются. Речь идет о складах, местах хранения товаров, осуществления оптовой торговли и т. д. |
Норма подкорректирована, но ее суть практически не изменилась. Важно не место торговли, а место осуществления операции, подпадающей под определение расчетной операции |
18 |
Статьи 161 и 25 Закона № 265; |
Прописаны требования к жалобам покупателей о нарушениях установленного порядка проведения расчетных операций и реализация механизма кэшбэка. Важно, что кэшбэк применяется, если стоимость товаров (работ, услуг) по одной расчетной операции, проведенной с нарушениями, больше 850 грн. Эти нормы действуют с 01.10.20 г. |
Подробно об этом мы писали в обзоре законопроекта № 1053. Отметим, что если чек не выдан продавцом вообще, то применить данную норму невозможно, а за невыдачу чека предусмотрен отдельный штраф согласно ст. 17 Закона № 265 |
19 |
Статья 17, |
Финансовые санкции применяются, если в ходе проверки (исключены слова: «в течение календарного года») будет выявлен факт: – проведения расчетных операций через РРО, ПРРО или РК (расчетную книжку) на неполную сумму стоимости товаров (услуг); – непроведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы; – несоответствия суммы наличных на месте проведения расчетов той сумме, которая отражена в Х-отчете, больше чем на 10 % МЗП, установленной на 1 января отчетного (налогового) года), а в случае применения РК – общей сумме по квитанциям (бумажным или электронным) за день; – невыдачи в бумажной или электронной форме соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте СХ |
В ст. 17 установлены финансовые санкции за нарушение требований Закона № 265 к СХ в части проведения расчетных операций. Как видим, в целом финансовые санкции стали жестче. И многие санкции могут настигнуть нарушителей даже в случае введения двухлетнего моратория на проверки. Это надо учитывать в работе |
Штраф за такие нарушения составит: – за первое нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г до 01.10.20 г., – 10 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), а с 01.10.20 г. – 100 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас штраф – 1 грн; – за каждое следующее нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г. до 01.10.20 г. – 50 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), с 01.10.20 г. – 150 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас – в размере 100 % указанной стоимости. Прочие штрафы, которые начнут действовать с 19.04.20 г: – за нераспечатку (несоздание в электронном виде) контрольной ленты – 30 НМДГ (510 грн) (сейчас штраф – 10 НМДГ, т. е. 170 грн); – за нарушения при использовании, за неиспользование, нехранение в течение установленного срока КУРО и/или РК – 50 НМДГ (850 грн) (сейчас штраф – 20 НМДГ, т. е. 340 грн); – за проведение расчетных операций через РРО или ПРРО без использования режима предварительного программирования названия каждого неподакцизного товара и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества – 5 НМДГ (85 грн), а если предварительно не запрограммированы наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории по УКТВЭД, цены товара и учета его количества – тогда 300 НМДГ (5 100 грн). Для сравнения: сейчас для всех видов товаров (услуг) – 5 НМДГ, т. е. 85 грн; – за нарушения при ведении расчетов через кассу предприятия (в случаях, когда это разрешено п. 1 ст. 9 Закона № 265) или за нарушение оформления расчетных и отчетных документов при продаже проездных или перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и автомобильном транспорте – 20 НМДГ (340 грн). Для сравнения: сейчас 10 НМДГ (170 грн); – за внесение изменений в конструкцию или программное обеспечение РРО (ПРРО) – 300 НМДГ (5 100 грн) (сейчас 100 НМДГ, т. е. 1 700 грн); – за неподачу в ГНС отчетности, связанной с применением РРО, – 30 НМДГ (510 грн) против нынешних 10 НМДГ (170 грн) |
|||
20 |
Статья 20 |
За непредставление при проверке документов, подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи (на хозяйственном объекте) нарушитель подвергается финансовой санкции в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн). Эта норма не распространяется на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС (кроме тех, кто торгует технически сложными бытовыми приборами, подлежащими гарантийному ремонту, лекарствами и медизделиями, а также ювелирными изделиями) |
Раньше эта финансовая санкция применялась к СХ, которые реализуют товары, не учтенные по месту реализации и хранения. А о документах на товар прямо сказано не было. Теперь же, даже при наличии учета, за непредъявление документов на товар при проверке можно подпасть под данную финсанкцию |
Изменения в НК
Теперь расскажем об основных изменениях, внесенных Законом № 129 в НК. Закон № 129 вступает в силу 19.04.20 г, но часть изменений в НК вводится в действие с других дат. Покажем это в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п |
Норма |
Суть изменений |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Подпункт 14.1.278 НК, |
С 01.10.20 г. водится понятие об информационной системе учета данных РРО (СУД РРО), в которой аккумулируются данные о расчетных операциях, созданных РРО (ПРРО) и производится проверка действительности и достоверности расчетных документов |
Это поможет контролировать как самого продавца, так и движение товара по цепочке продаж, а также реализовать механизм кэшбэка |
2 |
Подпункт 14.1.279 НК, |
С 01.10.20 г. водится понятие о компенсации покупателю части суммы штрафных санкций, определенной по данным СУД РРО |
Это необходимо для реализации механизма кэшбэка |
3 |
Статья 43 НК, |
Описан механизм перечисления покупателю части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение им установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО). Эта норма заработает с 01.10.20 г. |
|
4 |
Подпункт 165.1.60 НК, |
Компенсация физлицу части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО), не включается в общий налогооблагаемый доход такого физлица. Эта норма заработает с 01.10.20 г. |
Новая норма! |
5 |
Пункт 291.4 НК, |
Разрешенный объем дохода для второй группы ЕН составит 2 500 000 грн (с 01.01.21 г.) |
В текущем и в 2020 году – 1 500 000 грн |
6 |
Подпункт 8 пп. 291.5.1 НК, абзац четвертый п. 1 разд. II Закона № 129 |
Начиная с 20.10.19 г. не могут быть плательщиками ЕН первой – третьей групп юрлица и физлица, которые оказывают: – услуги фиксированной телефонной связи с правом техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи; – такие же услуги с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационным сетям – услуги мобильной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи; – услуги по техобслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей |
Сейчас единщикам запрещено осуществлять именно лицензированную деятельность в сфере коммуникаций (виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, и они совпадают с перечисленными в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК. Однако лицензирование услуг*, названных в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, отменяется с 25.12.19 г. (согласно пп. 8 п. 2 разд. I Закона от 18.09.19 г. № 102-IX). Тем не менее с 20.10.19 г. все вышеуказанные услуги все равно под запретом – теперь уже согласно прямой норме пп. 8 ст. 291.5.1 НК, изложенного в новой редакции. Поэтому те, кто раньше работал с лицензией, и дальше не смогут быть единщиками, т. е. для них ничего не изменилось. Те же единщики, кто предоставлял телекоммуникационные услуги из перечисленных в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК без лицензии, столкнулись с проблемой. Считаем, что с 20.10.19 г. весь доход, который получат такие единщики в случае оказания ими запрещенных услуг, будет облагаться: – у физлиц – по ставке 15 % согласно пп. 4 п. 293.4 НК; – у юрлиц – по двойной ставке (6 % или 10 %) согласно пп. 3 п. 293.5 НК. А с 1 января 2020 года такие единщики должны будут перейти на общую систему налогообложения (пп. 5 пп. 298.2.3 НК). В данной ситуации можем порекомендовать им получить ИНК в свой адрес по данному вопросу |
7 |
Только единщики первой группы смогут не применять РРО и/или ПРРО – норма действует с 19.04.20 г. Остальные группы плательщиков ЕН полностью исключаются из данной нормы с 01.01.21 г., т. е. будут обязаны применять РРО и/или ПРРО и РК |
Как и сейчас, так и в будущем первая группа единщиков не применяет кассовые аппараты, в т. ч. и ПРРО. Остальные группы (вторая – четвертая) должны будут применять РРО и/или ПРРО на общих основаниях после окончания переходного периода в 2020 году, предусмотренного п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НК (см. ниже) |
|
8 |
До 01.10.20 г. РРО и/или ПРРО не применяют физлица – единщики второй – четвертой групп независимо от вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн (кроме тех, кто реализует технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства, медизделия и оказывает платные услуги в сфере здравоохранения). С 01.10.20 г. до 01.01.21 г. применять РРО и/или ПРРО (независимо от объема дохода) должны физлица – единщики второй – четвертой групп, которые осуществляют: – реализацию товаров (предоставление услуг) через Интернет; – реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту; – реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оказывают платные услуги в сфере здравоохранения; – реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней; – розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД); – деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем определена п. 11 ст. 9 Закона № 265; – деятельность туристических агентств, туристических операторов; – деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД); – реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым КМУ |
Обратите внимание, что сейчас в тексте п. 296.10 НК платные медицинские услуги не упомянуты среди исключений по видам деятельности для цели применения РРО (то есть для платных медицинских услуг действуют общие правила п.296.10 НК). А далее, что в переходном периоде 2020 года, что после него оказание таких услуг будет напрямую требовать применения РРО при осуществлении расчетных операций |
|
* Телекоммуникационная услуга (услуга) – продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций; оператор телекоммуникаций – СХ, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей; провайдер телекоммуникаций – СХ, имеющий право на на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи (ст. 1 Закона от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникациях»). |
Комментарии к материалу