п/п

Норма
Закона № 265

Суть изменений

Комментарий

1

2

3

4

1

Преамбула

Закон распространяется на проведение расчетных операций не только через обычные РРО, но и через программные РРО (далее – ПРРО)

В закон введено определение ПРРО (ст. 2)

2

Абзац второй ст. 2

Дополнено определение фискальной функции: к ней относится способность ПРРО обеспечивать одноразовое занесение данных для долгосрочного хранения на фискальном сервере ГФС и их многоразовое считывание с невозможностью изменить информацию об объеме расчетных операций

В обычном РРО данные заносятся в фискальную память самого устройства и считываются с нее

3

Абзац пятый ст. 2

Определение РРО уточнено: к операциям, которые выполняет это устройство, добавлена выдача наличных денег держателям электронных платежных средств (далее – ЭПС), в частности платежных карточек

Услуга выдачи наличных торговцами покупателям, которые рассчитываются с помощью ЭПС, предусмотрена п. 1.42 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III (далее – Закон № 2346)

4

Абзац девятнадцатый ст. 2

В определение расчетного документа добавлен чек на выдачу. Операция выдачи наличных держателям ЭПС должна быть подтверждена расчетным документом. Расчетный документ может быть создан РРО (или ПРРО) в бумажной и/или электронной форме либо заполнен вручную

Перечень операций и видов расчетных документов расширен. А возможность создания электронных расчетных документов предусмотрена для ПРРО

5

Абзац двадцать второй ст. 2

Появилось новое понятие финансовой санкции, т. е. денежной суммы, которая взимается с субъектов хозяйствования (далее – СХ) – нарушителей требований Закона № 265 и уплачивается в бюджет

Это необходимо для реализации так называемого кэшбэка (возврата покупателю части суммы финансовой санкции)

6

Абзацы двадцать пятый –
двадцать восьмой ст. 2

Определения фискального режима работы, фискального отчета, фискального отчетного чека (Z-отчет), дневного отчета (Х-отчет) подкорректированы с учетом специфики работы ПРРО

ПРРО регистрируются в специальном реестре, расчетные документы и фискальные отчеты передаются для хранения на сервер ГНС

7

Абзац тридцать пятый ст. 2

Приведено определение ПРРО – им может быть технологическое и/или программное решение, позволяющее реализовать фискальные функции на любом устройстве (смартфоне, планшете, ноутбуке, стационарном компьютере). Причем ГНС обеспечивает бесплатное программное решение для СХ

К старту работы ПРРО (весна 2020 года) ГНС предложит свои программные решения (полагаем, как минимум, для Windows, Android, iOS). В настоящее время тестовый вариант ПРРО – «E-Receipt», зарегистрированный в госреестре РРО, можно скачать с сайта ГНС. Программные решения могут быть разработаны и коммерческими предприятиями. Выбор остается за налогоплательщиком

8

Абзацы сорок четвертый – пятидесятый ст. 2

Вводится понятие электронного расчетного документа, электронных Х- и Z-отчетов. Эти документы должны иметь такие же обязательные реквизиты, как и обычные, бумажные

Это сделано для ПРРО

9

Абзац первый ст. 3

Понятие расчетной операции подкорректировали. Как мы знаем, это, в частности, не только прием наличных через РРО (а теперь и через ПРРО), но и платежных карточек (теперь – электронных платежных средств)

Понятие ЭПС – более широкое (определение этого понятия см. в п. 1.14 Закона № 2346). Они включают в себя: платежные карты; мобильные платежные инструменты, установленные
в аппаратно-программной среде смартфона или иного беспроводного устройства (при этом платежи осуществляются с банковского счета пользователя), – разд. IV Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 05.11.14 г. № 705)

10

Пункт 2 ст. 3

Чеки РРО могут быть как бумажными, так и электронными

О плюсах и минусах, связанных с получением покупателем электронных чеков, формируемых ПРРО, мы обстоятельно рассказали еще при изучении законопроекта № 1053

11

Пункт 11 ст. 3

СХ обязаны проводить через РРО операции с заранее запрограммированными товарами (услугами), а для всех подакцизных товаров – указывать коды УКТВЭД

Раньше коды УКТВЭД требовалось проставлять только для топлива

12

Пункт 12 ст. 3

СХ обязаны вести учет товарных запасов и продавать только товары (услуги), отраженные в учете. Добавлено, что при проверке СХ обязан предъявить контролерам документы на товар, находящийся в месте продажи (на хозобъекте), подтверждающие его оприходование и происхождение. Эти требования не распространяются на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС, кроме тех, кто продает технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства и медизделия, ювелирные изделия)

Раньше было сказано о ведении учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации. Физлица-единщики (неплательщики НДС), торгующие перечисленными в данном
пункте товарами, обязаны вести их учет

13

Статьи 3 и 5

Отдельно прописаны моменты, связанные с ситуацией, когда ПРРО не работает (надо в тот же день сообщить об этом ГНС, разработчику ПРРО, сервисному центру по установленной форме). Если же пропала связь с фискальным сервером, тогда надо в течение часа сообщить об этом ГНС, зафиксировать время и работать в режиме офлайн (но не более 36 часов). Процедура регистрации расчетных документов предполагает получение от фискального сервера диапазона фискальных номеров (всего на СХ резервируется фискальных номеров на 168 часов работы в течение календарного месяца)

О работе в режиме офлайн заранее делать выводы трудно. Возможно, стоит запастись резервным РРО или не проводить расчетные операции в этот особый период вообще (если
ситуация позволяет)

14

Пункт 1 ст. 9

Как и раньше, торговля продукцией собственного производства предприятиями (не сферы торговли и общественного питания) через кассу с оформлением ПКО, РКО, квитанций, не требует применения РРО. Но перечень исключений из этого правила дополнен: предприятия – производители ювелирных изделий обязаны применять РРО (ПРРО)

Раньше производители ювелирных изделий могли проводить расчеты через кассу предприятия с оформлением ПКО и РКО

15

Пункт 2 ст. 9

Запрещено использовать ПТКС (программно-технический комплекс самообслуживания), не переведенный в фискальный режим (а этот режим предполагает оборудование ПТКС как РРО, так и ПРРО)

Это говорит о расширении сферы применения кассовых аппаратов

16

Пункт 9 ст. 9

Запрещено не применять РРО и/или ПРРО РК при торговле ювелирными изделиями и бытовыми изделиями из драгметаллов, драгкамней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней за наличные на рынках

Этот вид запрещенных товаров добавлен в данную норму (интересное новшество. Неужели у нас на рынках массово с прилавков продают ювелирные изделия за наличные? Если да, тогда несомненно, что это надо строго контролировать!)

17

Пункт 12 ст. 9

Разрешается не применять РРО (ПРРО), если в месте получения товаров (предоставления услуг) расчетные операции в наличной форме не осуществляются. Речь идет о складах, местах хранения товаров, осуществления оптовой торговли и т. д.

Норма подкорректирована, но ее суть практически не изменилась. Важно не место торговли, а место осуществления операции, подпадающей под определение расчетной операции

18

Статьи 161 и 25 Закона № 265;
п. 1 разд. II
Закона № 128

Прописаны требования к жалобам покупателей о нарушениях установленного порядка проведения расчетных операций и реализация механизма кэшбэка. Важно, что кэшбэк применяется, если стоимость товаров (работ, услуг) по одной расчетной операции, проведенной с нарушениями, больше 850 грн. Эти нормы действуют с 01.10.20 г.

Подробно об этом мы писали в обзоре законопроекта № 1053. Отметим, что если чек не выдан продавцом вообще, то применить данную норму невозможно, а за невыдачу чека предусмотрен отдельный штраф согласно ст. 17 Закона № 265

19

Статья 17,
п. 11 разд. II
Закона № 128

Финансовые санкции применяются, если в ходе проверки (исключены слова: «в течение календарного года») будет выявлен факт:

– проведения расчетных операций через РРО, ПРРО или РК (расчетную книжку) на неполную сумму стоимости товаров (услуг);

непроведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы;

несоответствия суммы наличных на месте проведения расчетов той сумме, которая отражена в Х-отчете, больше чем на 10 % МЗП, установленной на 1 января отчетного (налогового) года), а в случае применения РК – общей сумме по квитанциям (бумажным или электронным) за день;

невыдачи в бумажной или электронной форме соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте СХ

В ст. 17 установлены финансовые санкции за нарушение требований Закона № 265 к СХ в части проведения расчетных операций. Как видим, в целом финансовые санкции стали жестче. И многие санкции могут настигнуть нарушителей даже в случае введения двухлетнего моратория на проверки. Это надо учитывать в работе

   

Штраф за такие нарушения составит:

– за первое нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г до 01.10.20 г., – 10 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), а с 01.10.20 г. – 100 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас штраф – 1 грн;

– за каждое следующее нарушение, допущенное в период с 19.04.20 г. до 01.10.20 г. – 50 % стоимости проданных с нарушением товаров (услуг), с 01.10.20 г. – 150 % такой стоимости. Для сравнения: сейчас – в размере 100 % указанной стоимости.

Прочие штрафы, которые начнут действовать с 19.04.20 г:

– за нераспечатку (несоздание в электронном виде) контрольной ленты – 30 НМДГ (510 грн) (сейчас штраф – 10 НМДГ, т. е. 170 грн);

– за нарушения при использовании, за неиспользование, нехранение в течение установленного срока КУРО и/или РК – 50 НМДГ (850 грн) (сейчас штраф – 20 НМДГ, т. е. 340 грн);

– за проведение расчетных операций через РРО или ПРРО без использования режима предварительного программирования названия каждого неподакцизного товара и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества – 5 НМДГ (85 грн), а если предварительно не запрограммированы наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории по УКТВЭД, цены товара и учета его количества – тогда 300 НМДГ (5 100 грн). Для сравнения: сейчас для всех видов товаров (услуг) – 5 НМДГ, т. е. 85 грн;

– за нарушения при ведении расчетов через кассу предприятия (в случаях, когда это разрешено п. 1 ст. 9 Закона № 265) или за нарушение оформления расчетных и отчетных документов при продаже проездных или перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и автомобильном транспорте – 20 НМДГ (340 грн). Для сравнения: сейчас 10 НМДГ (170 грн);

– за внесение изменений в конструкцию или программное обеспечение РРО (ПРРО) – 300 НМДГ (5 100 грн) (сейчас 100 НМДГ, т. е. 1 700 грн);

– за неподачу в ГНС отчетности, связанной с применением РРО, – 30 НМДГ (510 грн) против нынешних 10 НМДГ (170 грн)

 

20

Статья 20

За непредставление при проверке документов, подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи (на хозяйственном объекте) нарушитель подвергается финансовой санкции в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн).

Эта норма не распространяется на физлиц-единщиков – неплательщиков НДС (кроме тех, кто торгует технически сложными бытовыми приборами, подлежащими гарантийному ремонту, лекарствами и медизделиями, а также ювелирными изделиями)

Раньше эта финансовая санкция применялась к СХ, которые реализуют товары, не учтенные по месту реализации и хранения. А о документах на товар прямо сказано не было. Теперь же, даже при наличии учета, за непредъявление документов на товар при проверке можно подпасть под данную финсанкцию