№ п/п

Норма

Суть изменений

Комментарий

1

2

3

4

1

Подпункт 14.1.278 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

С 01.10.20 г. водится понятие об информационной системе учета данных РРО (СУД РРО), в которой аккумулируются данные о расчетных операциях, созданных РРО (ПРРО) и производится проверка действительности и достоверности расчетных документов

Это поможет контролировать как самого продавца, так и движение товара по цепочке продаж, а также реализовать механизм кэшбэка

2

Подпункт 14.1.279 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

С 01.10.20 г. водится понятие о компенсации покупателю части суммы штрафных санкций, определенной по данным СУД РРО

Это необходимо для реализации механизма кэшбэка

3

Статья 43 НК,
п. 1 разд. II Закона № 129

Описан механизм перечисления покупателю части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение им установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО). Эта норма заработает с 01.10.20 г.

4

Подпункт 165.1.60 НК,
разд. II Закона № 129

Компенсация физлицу части суммы штрафных санкций, полученных по результатам проверки с продавца за нарушение установленного порядка проведения расчетных операций с применением РРО (ПРРО), не включается в общий налогооблагаемый доход такого физлица. Эта норма заработает с 01.10.20 г.

Новая норма!

5

Пункт 291.4 НК,
разд. II Закона № 129

Разрешенный объем дохода для второй группы ЕН составит 2 500 000 грн (с 01.01.21 г.)

В текущем и в 2020 году – 1 500 000 грн

6

Подпункт 8 пп. 291.5.1 НК, абзац четвертый п. 1 разд. II Закона № 129

Начиная с 20.10.19 г. не могут быть плательщиками ЕН первой – третьей групп юрлица и физлица, которые оказывают:

– услуги фиксированной телефонной связи с правом техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;

– такие же услуги с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационным сетям

– услуги мобильной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;

– услуги по техобслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей

Сейчас единщикам запрещено осуществлять именно лицензированную деятельность в сфере коммуникаций (виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, и они совпадают с перечисленными в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК.

Однако лицензирование услуг*, названных в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, отменяется с 25.12.19 г. (согласно пп. 8 п. 2 разд. I Закона от 18.09.19 г. № 102-IX). Тем не менее с 20.10.19 г. все вышеуказанные услуги все равно под запретом – теперь уже согласно прямой норме пп. 8 ст. 291.5.1 НК, изложенного в новой редакции.

Поэтому те, кто раньше работал с лицензией, и дальше не смогут быть единщиками, т. е. для них ничего не изменилось.

Те же единщики, кто предоставлял телекоммуникационные услуги из перечисленных в новой редакции пп. 8 пп. 291.5.1 НК без лицензии, столкнулись с проблемой. Считаем, что с 20.10.19 г. весь доход, который получат такие единщики в случае оказания ими запрещенных услуг, будет облагаться:

– у физлиц – по ставке 15 % согласно пп. 4 п. 293.4 НК;

– у юрлиц – по двойной ставке (6 % или 10 %) согласно пп. 3 п. 293.5 НК.

А с 1 января 2020 года такие единщики должны будут перейти на общую систему налогообложения (пп. 5 пп. 298.2.3 НК).

В данной ситуации можем порекомендовать им получить ИНК в свой адрес по данному вопросу

7

Пункт 296.10 НК

Только единщики первой группы смогут не применять РРО и/или ПРРО – норма действует с 19.04.20 г. Остальные группы плательщиков ЕН полностью исключаются из данной нормы с 01.01.21 г., т. е. будут обязаны применять РРО и/или ПРРО и РК

Как и сейчас, так и в будущем первая группа единщиков не применяет кассовые аппараты, в т. ч. и ПРРО. Остальные группы (вторая – четвертая) должны будут применять РРО и/или ПРРО на общих основаниях после окончания переходного периода в 2020 году, предусмотренного п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НК (см. ниже)

8

Раздел ХХ,
подразд. 10, п. 53 НК

До 01.10.20 г. РРО и/или ПРРО не применяют физлица – единщики второй четвертой групп независимо от вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн (кроме тех, кто реализует технически сложные бытовые приборы, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства, медизделия и оказывает платные услуги в сфере здравоохранения).

С 01.10.20 г. до 01.01.21 г. применять РРО и/или ПРРО (независимо от объема дохода) должны физлица – единщики второй – четвертой групп, которые осуществляют:

– реализацию товаров (предоставление услуг) через Интернет;

– реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

– реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оказывают платные услуги в сфере здравоохранения;

– реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

– розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

– деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем определена п. 11 ст. 9 Закона № 265;

– деятельность туристических агентств, туристических операторов;

– деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

– реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым КМУ

Обратите внимание, что сейчас в тексте п. 296.10 НК платные медицинские услуги не упомянуты среди исключений по видам деятельности для цели применения РРО (то есть для платных медицинских услуг действуют общие правила п.296.10 НК). А далее, что в переходном периоде 2020 года, что после него оказание таких услуг будет напрямую требовать применения РРО при осуществлении расчетных операций

* Телекоммуникационная услуга (услуга) – продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций; оператор телекоммуникаций – СХ, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей; провайдер телекоммуникаций – СХ, имеющий право на на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи (ст. 1 Закона от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникациях»).