Подходит к концу 2025 год, и бухгалтеру время подводить итоги и «закрывать» финансовый год. Для этого стоит составить план действий, чтобы ничего не упустить. Напомним, какие именно дела не следует откладывать на следующий год, чтобы его начало было прогнозируемым и спокойным.
В конце каждого года перед составлением финансовой отчетности предприятия обязаны провести инвентаризацию. Ведь собственники предприятия, его руководители, инвесторы и прочие пользователи финансовой отчетности должны быть уверены в достоверности данных бухучета. Годовую инвентаризацию нужно провести до 31 декабря отчетного года. Сроки и периодичность зависят от вида инвентаризируемых активов. Об этом мы писали в статье «Инвентаризация: случаи, сроки, виды и этапы проведения».
Годовую инвентаризацию проводят согласно приказу руководителя, охватывая все активы и обязательства, а также активы, которые принадлежат другим предприятиям, но находятся на предприятии на хранении или используются им.
Инвентаризация включает:
Освобождение от проведения ежегодной инвентаризации, даже во время военного положения, не предусмотрены.
Подробно о годовой инвентаризации в 2025 году мы рассказывали на вебинаре «Инвентаризация: особая важность в период военного положения» и в Практическом руководстве, 2025, № 20 «Особенности инвентаризации – 2025».
Работодатели должны ежегодно проводить перерасчет НДФЛ. Его следует выполнить при начислении зарплаты за декабрь, а результаты – показать в Налоговом расчете за IV квартал.
Кроме того, что проведение перерасчета НДФЛ обязательно, он еще и поможет самостоятельно исправить выявленные ошибки и избежать штрафа согласно п. 119.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) (1 020 грн/2 040 грн) (ст. 1251 НКУ).
Как правильно сделать перерасчет-2025, мы пошагово описали в чек-листе «Перерасчет НДФЛ за 2025 год».
Налогоплательщики, которые в течение отчетного года осуществляли как операции, которые подлежат налогообложению, так и операции, которые не являются объектом налогообложения, должны провести годовой перерасчет НДС. Правила перерасчета определены в ст. 199 НКУ.
Для осуществления перерасчета НДС в течение года применяется доля использования товаров/услуг, необоротных активов в не облагаемых налогом операциях, которая была рассчитана по итогам годового перерасчета НДС.
Перерасчет проводят по итогам календарного года, а проведенные корректировки отражают в декларации по НДС за декабрь.
Кто и как именно обязан осуществить перерасчет НДС за 2025 год, мы поэтапно показали в чек-листе «Годовой перерасчет НДС».
Срок действия коллективного договора законодательством не предусмотрен. Однако на практике его заключают на один или два года. Но даже если срок действия этого документа не истек, в конце года важно просмотреть его условия и при необходимости внести изменения.
Обязательные вопросы, которые нужно отразить в колдоговоре, изложены в ст. 7 Закона от 01.07.1993 № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях». Это, в частности:
Таким образом, если какая-либо из составляющих колдоговора требует пересмотра, следует внести в него соответствующие изменения.
Стороны могут составлять различные приложения к колдоговору (их список законом не регламентируется), например: Перечень доплат и надбавок; Порядок премирования (Положение о премировании); Правила внутреннего трудового распорядка; Тарифные ставки работников; Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем или с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и т. п. Более подробно о пересмотре условий колдоговора читайте в статье «Коллективный договор: уточняем условия».
С 28.08.2025 утратил силу Хозяйственный кодекс Украины, которым было предусмотрено обязательное наличие у юрлиц такого документа, как штатное расписание. Поэтому сейчас предприятия самостоятельно решают, нужно ли им утверждать организационную структуру и штатное расписание.
Но есть ряд причин, по которым предприятию все же целесообразно иметь штатное расписание. О них мы писали в статье «Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса».
Штатное расписание важно иметь, в частности, для планирования деятельности предприятия, своевременного принятия управленческих решений, а также контроля выполнения работодателем требований трудового законодательства.
Кстати, целесообразность утверждения штатного расписания подтверждена и в письме Гоструда от 07.08.2025 № 2983/2.3/2.1-25а.
О требованиях к штатному расписанию узнаете из статьи «Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы».
Таким образом, если вы сохранили на предприятии штатное расписание и с 1 января планируется изменение окладов, подготовьте новое штатное расписание или изменения в него, если они точечные.
График отпусков – обязательный документ, который устанавливает очередность отпусков работников предприятия в течение года (ст. 79 КЗоТ, ст. 10 Закона от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»). Он позволяет как запланировать использование работниками отпусков, так и определить резерв отпусков.
Конкретный срок его составления законодательством не определен. В то же время в п. 20 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213, сказано, что график отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 5 января текущего года. Но подавляющее большинство предприятий составляют график отпусков до середины декабря, что мы и рекомендуем, ведь некоторые работники идут в отпуск уже в начале января.
Как составить график отпусков и какие отпуска в него включать, читайте в статье «График отпусков: составляем правильно» и смотрите вебинар «Отпускной ребус: аудит, график и перенос отпусков»
Учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, применяемых предприятием для ведения бухучета, составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине, далее – Закон № 996).
Предприятие самостоятельно определяет и разрабатывает свою учетную политику (п. 5 ст. 8 Закона № 996) и оформляет это распорядителным документом, – как правило, приказом об учетной политике, который при необходимости пересматривается и изменяется.
Конец года – идеальное время для пересмотра Приказа об учетной политике. Если с нового года вы изменяете методы оценки запасов, способы начисления амортизации или критерии существенности, это должно быть зафиксировано в приказе до 1 января.
Предприятие не обязано ежегодно переиздавать Приказ об учетной политике, но это и не запрещено, если, например, оно решило изменить определенные методы учета на следующий год. Поэтому если вы все-таки переиздаете приказ ежегодно, советуем утверждать его также в конце года и вводить в действие с 1 января следующего года.
Когда нужно вносить изменения в учетную политику, читайте в статье «Изменение учетной политики: как оформить и отразить в бухучете».
Подробнее обо всех нюансах составления Приказа читайте в Практическом руководстве, 2025, № 24 «Учетная политика: внутренний документ предприятия, который его защищает».
Конец года – это время «охоты» на отсутствующие первичные документы, поэтому:
Первичные документы подлежат обязательной проверке (в рамках компетенции) работниками, которые ведут бухгалтерский учет, по форме и содержанию, то есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета, логическая увязка отдельных показателей (п. 2.14 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88).
Подробнее о том, как действовать в случае отсутствия первички или ошибок в документах, читайте в статьях:
До конца года нужно пересмотреть или создать резерв отпусков и резерв сомнительных долгов.
Для того чтобы равномерно распределить расходы на оплату ежегодных отпусков в течение года, предприятие составляет график отпусков на год, определяет плановую годовую сумму отпускных (вместе с ЕСВ) и процент, по которому будет начисляться сумма резерва в течение года.
На каждую дату баланса резерв отпусков подлежит пересмотру (п. 13 НП(С)БУ 11 «Обязательства»). Для этого нужно оценить правильность его формирования и использования в течение отчетного периода. Кроме того, в пп. 8.2 разд. III Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879), установлен специальный порядок расчета резерва отпускных на дату инвентаризации. Годовая инвентаризация – обязательна, а значит, как минимум раз в году, по состоянию на 31 декабря, резерв должен быть начислен по «инвентаризационным» правилам, которые предусматривают более точную его оценку, чем предусмотрено в абзаце втором п. 13 НП(С)БУ 11 для ежемесячного расчета.
Напомним, что формировать резерв отпускных обязаны все коммерческие предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (конечно, при наличии наемных работников).
Как провести инвентаризацию и пересмотреть резерв отпускных, читайте в статье «Пересмотр и инвентаризация резерва отпускных».
Если вы не создавали резерв, целесообразно ознакомиться с публикацией «Ошибочно не создавали резерв отпусков: какие налоговые риски и как исправить».
Также вам пригодятся статьи:
Предприятия, кроме тех, которые относятся к категории микропредприятий или являются непредпринимательскими обществами, также обязаны формировать резерв сомнительных долгов. Текущая дебиторская задолженность подлежит погашению (или списанию) в течение 12 месяцев с даты баланса. В Балансе она отражается по чистой реализационной стоимости, то есть за вычетом расчетной суммы задолженности, по которой существует риск невозврата (п. 4, 7 НП(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»). Такая расчетная сумма и называется резервом сомнительных долгов.
Следовательно, стоит проанализировать, не была ли погашена задолженность, которая числилась как сомнительная.
Величина резерва определяется на дату баланса, а его инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией дебиторской задолженности перед составлением годовой финотчетости в течение трех месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения № 879).
Подробнее о его инвентаризации читайте в статье «Инвентаризация резерва сомнительных долгов».
Ошибки в учете влияют на финансовую отчетность, а информация, приведенная в финансовой отчетности, считается достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, которые способны повлиять на решение пользователей отчетности (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»). А значит, это один из важных шагов, которые нужно сделать до составления финотчетности за 2025 год.
Есть два основных типа ошибок:
Если в ходе анализа, проверок, инвентаризации выявлены бухгалтерские ошибки – исправляем их. Ошибки текущего года – корректурным способом и/или дополнительными проводками, а ошибки прошлых лет, которые отразились на финрезультате, – с корректировкой сальдо счета 44 на начало года (п. 4 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).
О том, как исправить ошибки, также читайте в статье «Как исправить ошибки в бухучете и финотчетности».
Также вам пригодятся статьи:
По окончании отчетного финансового года бухгалтер подводит окончательные итоги работы предприятия за год, сравнивая доходы отчетного периода с расходами, понесенными для их получения, и определяет финансовый результат.
Последним месяцем года закрывают сальдо счетов доходов и расходов на финансовый результат отчетного периода (счет 79). Сформированное на счете 79 сальдо списывают на счет 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)».
Информация о полученной прибыли или убытке будет полезна при принятии управленческих решений на новый год.
Как определить финрезультат и получить развернутую информацию о деятельности предприятия, читайте в статье «Формирование финансового результата: отражение в бухучете», а о корректировке финрезультата – в статье «14 способов откорректировать финрезультат законными методами».
Еще больше о финрезультате читайте в Спецтеме «Финансовый результат предприятия: правила формирования в бухгалтерском учете» и смотрите вебинар «Закрытие года в BAS: пошаговые действия и типичные ошибки».
Если вы находитесь на упрощенной системе налогообложения или имеете дело с НДС, обратите внимание на следующее:
Подробнее – в публикациях:
Когда все дела, о которых мы напомнили вам, сделаны, казалось бы, можно спокойно переключать свое внимание на 12 блюд (святвечерних) и прочую подготовку к рождественско-новогодним праздникам.
Но и здесь бухгалтерам расслабляться рано, ведь им еще нужно проанализировать возможные риски по операциям, связанным с празднованием. Поэтому мы спешим вам на помощь! «Держите» подготовленные нами подробные инструкции по оформлению, учету и налогообложению новогодних подарков и корпоративных праздничных мероприятий: