Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Главные дела бухгалтера для закрытия года

22.12.2025

Подходит к концу 2025 год, и бухгалтеру время подводить итоги и «закрывать» финансовый год. Для этого стоит составить план действий, чтобы ничего не упустить. Напомним, какие именно дела не следует откладывать на следующий год, чтобы его начало было прогнозируемым и спокойным.


Проведение обязательной инвентаризации

В конце каждого года перед составлением финансовой отчетности предприятия обязаны провести инвентаризацию. Ведь собственники предприятия, его руководители, инвесторы и прочие пользователи финансовой отчетности должны быть уверены в достоверности данных бухучета. Годовую инвентаризацию нужно провести до 31 декабря отчетного года. Сроки и периодичность зависят от вида инвентаризируемых активов. Об этом мы писали в статье «Инвентаризация: случаи, сроки, виды и этапы проведения».

Годовую инвентаризацию проводят согласно приказу руководителя, охватывая все активы и обязательства, а также активы, которые принадлежат другим предприятиям, но находятся на предприятии на хранении или используются им.

Инвентаризация включает:

  • проверку активов – основных средств, нематериальных активов, запасов и наличных денег в кассе;
  • инвентаризацию расчетов – проведение сверок со всеми контрагентами (дебиторами и кредиторами) и оформление соответствующих актов;
  • оформление результатов – выявление излишков или недостач и отражение их в бухучете текущего года.

Освобождение от проведения ежегодной инвентаризации, даже во время военного положения, не предусмотрены.

Подробно о годовой инвентаризации в 2025 году мы рассказывали на вебинаре «Инвентаризация: особая важность в период военного положения» и в Практическом руководстве, 2025, № 20 «Особенности инвентаризации – 2025».

Перерасчет НДФЛ за 2025 год

Работодатели должны ежегодно проводить перерасчет НДФЛ. Его следует выполнить при начислении зарплаты за декабрь, а результаты – показать в Налоговом расчете за IV квартал.

Кроме того, что проведение перерасчета НДФЛ обязательно, он еще и поможет самостоятельно исправить выявленные ошибки и избежать штрафа согласно п. 119.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) (1 020 грн/2 040 грн) (ст. 125НКУ).

Как правильно сделать перерасчет-2025, мы пошагово описали в чек-листе «Перерасчет НДФЛ за 2025 год».

Перерасчет НДС за 2025 год

Налогоплательщики, которые в течение отчетного года осуществляли как операции, которые подлежат налогообложению, так и операции, которые не являются объектом налогообложения, должны провести годовой перерасчет НДС. Правила перерасчета определены в ст. 199 НКУ.

Для осуществления перерасчета НДС в течение года применяется доля использования товаров/услуг, необоротных активов в не облагаемых налогом операциях, которая была рассчитана по итогам годового перерасчета НДС.

Перерасчет проводят по итогам календарного года, а проведенные корректировки отражают в декларации по НДС за декабрь.

Кто и как именно обязан осуществить перерасчет НДС за 2025 год, мы поэтапно показали в чек-листе «Годовой перерасчет НДС».

Пересмотр условий коллективного договора

Срок действия коллективного договора законодательством не предусмотрен. Однако на практике его заключают на один или два года. Но даже если срок действия этого документа не истек, в конце года важно просмотреть его условия и при необходимости внести изменения.

Обязательные вопросы, которые нужно отразить в колдоговоре, изложены в ст. 7 Закона от 01.07.1993 № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях». Это, в частности:

  • система нормирования и оплаты труда, в том числе форма и размер зарплаты, другие виды трудовых выплат (надбавки, премии и т. п.);
  • условия регулирования фонда оплаты труда и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
  • установление гарантий, компенсаций и льгот работникам;
  • режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха;
  • порядок внесения изменений в организацию производства и труда и т. п.

Таким образом, если какая-либо из составляющих колдоговора требует пересмотра, следует внести в него соответствующие изменения.

Стороны могут составлять различные приложения к колдоговору (их список законом не регламентируется), например: Перечень доплат и надбавок; Порядок премирования (Положение о премировании); Правила внутреннего трудового распорядка; Тарифные ставки работников; Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем или с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и т. п. Более подробно о пересмотре условий колдоговора читайте в статье «Коллективный договор: уточняем условия».

Составление штатного расписания или внесение изменений в него

С 28.08.2025 утратил силу Хозяйственный кодекс Украины, которым было предусмотрено обязательное наличие у юрлиц такого документа, как штатное расписание. Поэтому сейчас предприятия самостоятельно решают, нужно ли им утверждать организационную структуру и штатное расписание.

Но есть ряд причин, по которым предприятию все же целесообразно иметь штатное расписание. О них мы писали в статье «Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса».

Штатное расписание важно иметь, в частности, для планирования деятельности предприятия, своевременного принятия управленческих решений, а также контроля выполнения работодателем требований трудового законодательства.

Кстати, целесообразность утверждения штатного расписания подтверждена и в письме Гоструда от 07.08.2025 № 2983/2.3/2.1-25а.

О требованиях к штатному расписанию узнаете из статьи «Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы».

Таким образом, если вы сохранили на предприятии штатное расписание и с 1 января планируется изменение окладов, подготовьте новое штатное расписание или изменения в него, если они точечные.

Составление графика отпусков на 2026 год

График отпусков – обязательный документ, который устанавливает очередность отпусков работников предприятия в течение года (ст. 79 КЗоТ, ст. 10 Закона от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»). Он позволяет как запланировать использование работниками отпусков, так и определить резерв отпусков.

Конкретный срок его составления законодательством не определен. В то же время в п. 20 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213, сказано, что график отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 5 января текущего года. Но подавляющее большинство предприятий составляют график отпусков до середины декабря, что мы и рекомендуем, ведь некоторые работники идут в отпуск уже в начале января.

Как составить график отпусков и какие отпуска в него включать, читайте в статье «График отпусков: составляем правильно» и смотрите вебинар «Отпускной ребус: аудит, график и перенос отпусков»

Пересмотр учетной политики на 2026 год

Учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, применяемых предприятием для ведения бухучета, составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине, далее – Закон № 996).

Предприятие самостоятельно определяет и разрабатывает свою учетную политику (п. 5 ст. 8 Закона № 996) и оформляет это распорядителным документом, – как правило, приказом об учетной политике, который при необходимости пересматривается и изменяется.

Конец года – идеальное время для пересмотра Приказа об учетной политике. Если с нового года вы изменяете методы оценки запасов, способы начисления амортизации или критерии существенности, это должно быть зафиксировано в приказе до 1 января.

Предприятие не обязано ежегодно переиздавать Приказ об учетной политике, но это и не запрещено, если, например, оно решило изменить определенные методы учета на следующий год. Поэтому если вы все-таки переиздаете приказ ежегодно, советуем утверждать его также в конце года и вводить в действие с 1 января следующего года.

Когда нужно вносить изменения в учетную политику, читайте в статье «Изменение учетной политики: как оформить и отразить в бухучете».

Подробнее обо всех нюансах составления Приказа читайте в Практическом руководстве, 2025, № 24 «Учетная политика: внутренний документ предприятия, который его защищает».

Аудит первичных документов

Конец года – это время «охоты» на отсутствующие первичные документы, поэтому:

  • проверьте, по всеми ли проведенным операциям есть оригиналы документов;
  • обратитесь к поставщикам за документами, которые еще не поступили;
  • убедитесь, что все полученные документы отвечают требованиям п. 2 ст. 9 Закона № 996 (наличие подписей, печатей, правильных реквизитов).

Первичные документы подлежат обязательной проверке (в рамках компетенции) работниками, которые ведут бухгалтерский учет, по форме и содержанию, то есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета, логическая увязка отдельных показателей (п. 2.14 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88).

Подробнее о том, как действовать в случае отсутствия первички или ошибок в документах, читайте в статьях:

Работа с резервами и обеспечениями

До конца года нужно пересмотреть или создать резерв отпусков и резерв сомнительных долгов.

Для того чтобы равномерно распределить расходы на оплату ежегодных отпусков в течение года, предприятие составляет график отпусков на год, определяет плановую годовую сумму отпускных (вместе с ЕСВ) и процент, по которому будет начисляться сумма резерва в течение года.

На каждую дату баланса резерв отпусков подлежит пересмотру (п. 13 НП(С)БУ 11 «Обязательства»). Для этого нужно оценить правильность его формирования и использования в течение отчетного периода. Кроме того, в пп. 8.2 разд. III Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879), установлен специальный порядок расчета резерва отпускных на дату инвентаризации. Годовая инвентаризация – обязательна, а значит, как минимум раз в году, по состоянию на 31 декабря, резерв должен быть начислен по «инвентаризационным» правилам, которые предусматривают более точную его оценку, чем предусмотрено в абзаце втором п. 13 НП(С)БУ 11 для ежемесячного расчета.

Напомним, что формировать резерв отпускных обязаны все коммерческие предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (конечно, при наличии наемных работников).

Как провести инвентаризацию и пересмотреть резерв отпускных, читайте в статье «Пересмотр и инвентаризация резерва отпускных».

Если вы не создавали резерв, целесообразно ознакомиться с публикацией «Ошибочно не создавали резерв отпусков: какие налоговые риски и как исправить».

Также вам пригодятся статьи:

Предприятия, кроме тех, которые относятся к категории микропредприятий или являются непредпринимательскими обществами, также обязаны формировать резерв сомнительных долгов. Текущая дебиторская задолженность подлежит погашению (или списанию) в течение 12 месяцев с даты баланса. В Балансе она отражается по чистой реализационной стоимости, то есть за вычетом расчетной суммы задолженности, по которой существует риск невозврата (п. 4, 7 НП(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»). Такая расчетная сумма и называется резервом сомнительных долгов.

Следовательно, стоит проанализировать, не была ли погашена задолженность, которая числилась как сомнительная.

Величина резерва определяется на дату баланса, а его инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией дебиторской задолженности перед составлением годовой финотчетости в течение трех месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения № 879).

Подробнее о его инвентаризации читайте в статье «Инвентаризация резерва сомнительных долгов».

Исправление ошибок в учете

Ошибки в учете влияют на финансовую отчетность, а информация, приведенная в финансовой отчетности, считается достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, которые способны повлиять на решение пользователей отчетности (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»). А значит, это один из важных шагов, которые нужно сделать до составления финотчетности за 2025 год.

Есть два основных типа ошибок:

  • ошибки в финотчетности за прошлые годы, выявленные в текущем отчетном периоде;
  • ошибки текущего отчетного периода, допущенные и выявленные в том же отчетном году.

Если в ходе анализа, проверок, инвентаризации выявлены бухгалтерские ошибки – исправляем их. Ошибки текущего года – корректурным способом и/или дополнительными проводками, а ошибки прошлых лет, которые отразились на финрезультате, – с корректировкой сальдо счета 44 на начало года (п. 4 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).

О том, как исправить ошибки, также читайте в статье «Как исправить ошибки в бухучете и финотчетности».

Также вам пригодятся статьи:

Определение финрезультата за 2025 год

По окончании отчетного финансового года бухгалтер подводит окончательные итоги работы предприятия за год, сравнивая доходы отчетного периода с расходами, понесенными для их получения, и определяет финансовый результат.

Последним месяцем года закрывают сальдо счетов доходов и расходов на финансовый результат отчетного периода (счет 79). Сформированное на счете 79 сальдо списывают на счет 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)».

Информация о полученной прибыли или убытке будет полезна при принятии управленческих решений на новый год.

Как определить финрезультат и получить развернутую информацию о деятельности предприятия, читайте в статье «Формирование финансового результата: отражение в бухучете», а о корректировке финрезультата – в статье «14 способов откорректировать финрезультат законными методами».

Еще больше о финрезультате читайте в Спецтеме «Финансовый результат предприятия: правила формирования в бухгалтерском учете» и смотрите вебинар «Закрытие года в BAS: пошаговые действия и типичные ошибки».

Налоговое планирование и проверка лимитов

Если вы находитесь на упрощенной системе налогообложения или имеете дело с НДС, обратите внимание на следующее:

  • лимиты дохода: проверьте, не превысили ли вы годовой лимит дохода для своей группы ФЛП;
  • регистрация НДС-накладных: убедитесь, что все налоговые накладные за декабрь зарегистрированы вовремя, чтобы избежать штрафов;
  • налоговый долг: даже случайная недоплата может стать причиной аннулирования статуса плательщика единого налога;
  • сверка в Электронном кабинете: проверьте раздел «Состояние расчетов с бюджетом» до 31 декабря.

Подробнее – в публикациях:

Празднование Нового 2026 года

Когда все дела, о которых мы напомнили вам, сделаны, казалось бы, можно спокойно переключать свое внимание на 12 блюд (святвечерних) и прочую подготовку к рождественско-новогодним праздникам.

Но и здесь бухгалтерам расслабляться рано, ведь им еще нужно проанализировать возможные риски по операциям, связанным с празднованием. Поэтому мы спешим вам на помощь! «Держите» подготовленные нами подробные инструкции по оформлению, учету и налогообложению новогодних подарков и корпоративных праздничных мероприятий:

Комментарии к материалу
Статьи по теме
24.12.2025
Если вовремя не списали задолженность: как отразить в учете
Что делать с кредиторской задолженностью, которую вовремя не списали? В статье рассматриваем, как предприятию избавиться от «зависших» долгов. С приближением окончания отчетного года, а также в связи со вступлением в силу 04.09.2025 Закона от 14.05.2025 № 4434-IX «О внесении измене...
23.12.2025
Дефенс Сіті – новое бизнес-пространство для предприятий оборонной промышленности
Законодательная инициатива Дефенс Сіті – это особый правовой режим, недавно введенный для поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса. В статье рассмотрим вопросы, связанные с регистрацией юрлиц в новом статусе. Также расскажем об особенностях применения резидентами Дефенс Сіті льго...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
Популярное
24.10.2025
Процедура преобразования КНП в коммунальные некоммерческие общества: важные нюансы
Законом от 09.01.2025 № 4196-ІХ предусмотрен трехлетний переходный период для изменения организационно-правовой формы коммунального некоммерческого предприятия (КНП) в коммунальное некоммерческое общество (КНО). Изменение проходит по упрощенной процедуре. Подробно о важных нюансах читайте в статье.&...
Новое
24.12.2025
Нужно ли получать разрешение на выбросы в случае использования генератора
В данной консультации мы рассмотрели, нужно ли получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если предприятие планирует использовать генератор. Из-за постоянных отключений электроэнергии предприятие планирует использовать в своей деятельности генератор. В консультации разб...
24.12.2025
Если вовремя не списали задолженность: как отразить в учете
Что делать с кредиторской задолженностью, которую вовремя не списали? В статье рассматриваем, как предприятию избавиться от «зависших» долгов. С приближением окончания отчетного года, а также в связи со вступлением в силу 04.09.2025 Закона от 14.05.2025 № 4434-IX «О внесении измене...
24.12.2025
Течение сроков исковой давности возобновлено: учетные последствия
С 4 сентября 2025 года возобновилось течение сроков исковой давности в гражданском законодательстве. В статье мы объясним, какие учетные последствия имеет этот факт для плательщиков налога на прибыль, плательщиков НДС, единого налога, а также для физлиц. С 04.09.2025 вступил в силу Закон от 14.05.20...
Лучшие материалы