Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Работник отказывается знакомиться с должностной инструкцией: как должен поступить работодатель?

Кадровые вопросы

В должностную инструкцию были внесены изменения, но работник отказался ознакомиться с ними и поставить свою подпись. Что делать в таком случае?

Должностные инструкции после их утверждения руководителем предприятия доводятся до сведения работников под подпись. Соответствующая норма предусмотрена Общими положениями Выпуска 1 «Профессии работников, общие для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.2004 № 336 (далее – СКХП).

Согласно абзацу седьмому п. 6 Общих положений СКХП, изменения и дополнения в должностные инструкции могут быть внесены только с согласия работника и только на основании приказа руководителя предприятия, учреждения, организации (далее – предприятия).

Такие изменения могут быть вызваны, например, перераспределением обязанностей между работниками в связи с сокращением численности штата или рациональным разделением труда. Также в должностные инструкции вносятся соответствующие изменения в случае изменения названия предприятия, структурного подразделения или должности. В таких случаях изменения, вносимые в должностную инструкцию, будут законными.

Если работник отказывается ставить подпись на должностной инструкции, с которой его ознакомили, об этом необходимо составить акт. Такой акт составляется в произвольной форме (см. образец).

Если работник не подписывает должностную инструкцию безосновательно, следствием может стать привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Однако работник может отказываться ставить подпись, если, например:

  • в должностную инструкцию внесены изменения, с которыми он не согласен (см. выше);
  • во время приема на работу должностной инструкции вообще не было, а в разработанной впоследствии содержатся должностные обязанности, о которых не говорилось во время приема на работу. В таком случае отказ работника ставить подпись на должностной инструкции вполне логичен, а действия работодателя – неправомерны. Ведь согласно ст. 31 КЗоТ работодатель не имеет права требовать от работника выполнения работы, не оговоренной трудовым договором.

Образец

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ТРАВЕНЬ»
(ТОВ «ТРАВЕНЬ»)

АКТ

16.05.2024 м. Дніпро                                  № 3

Про відмову Андрія Кириленка, демонстратора товарів,
від ознайомлення з посадовою інструкцією

Нами, начальником відділу реклами Мариною Василенко, начальником відділу кадрів Наталією Синицею та менеджером з персоналу Іриною Дуб, складено цей акт про те, що 16 травня 2024 року демонстратор товарів відділу реклами Андрій Кириленко відмовився ознайомитися із його посадовою інструкцією, до якої було внесено зміни у зв’язку зі зміною назви структурного підрозділу.

Начальник відділу реклами

Начальник відділу кадрів

Менеджер з персоналу

(підпис)

(підпис)

(підпис)

Марина ВАСИЛЕНКО

Наталія СИНИЦЯ

Ірина ДУБ

Зразок. Акт про відмову від ознайомлення з посадовою інструкцією.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
25.09.2025
Копии и извлечения из приказов и протоколов: как оформить
Эта консультация о том, как правильно оформить копии и извлечения из служебных документов. Кадровикам часто приходится делать копии или извлечения из документов, но не все знают, как правильно их оформить. Чаще всего работники отдела кадров имеют дело с копиями и извлечениями из приказов и протоколо...
25.08.2025
Может ли работник подать в ПФУ свою бумажную трудовую книжку для оцифровки без участия работодателя?
Отвечаем на вопрос, может ли работник самостоятельно подать свою бумажную трудовую книжку в ПФУ для оцифровки. Практическая ситуация На предприятии у многих работников еще не оцифрованы трудовые книжки. Имеют ли они право самостоятельно подать в ПФУ свои бумажные трудовые? Да, имеют право. Как из...
13.08.2025
Табелирование работников в отдельных ситуациях
В статье рассмотрены не урегулированные законодательством особенности заполнения Табеля учета использования рабочего времени в отдельных ситуациях.  Работодатели обязаны обеспечивать достоверный учет выполняемой персоналом работы. С этой целью ведется Табель учета использования рабочего времени...
Популярное
01.08.2025
Военное положение продлено: что нужно знать кадровику?
Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 августа до 05:29 5 ноября 2025 года. Рассмотрим особенности организации трудовых отношений в условиях военного положения с учетом изменений в законодательстве. Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 ...
31.07.2025
Нормы продолжительности рабочего времени – 2025
Нормы продолжительности рабочего времени в последние годы рассчитывают с учетом военного положения, срок действия которого пока продлен по 05:29 05.11.2025 (соответствующий Указ Президента утвержден Законом от 15.07.2025 № 4524-ІХ). Рассчитанные нормы продолжительности рабочего времени в условиях во...
07.07.2025
Выезд забронированных работников за границу: возможно ли?
В консультации выясняем, могут ли забронированные работники выезжать за границу, и анализируем разъяснения госорганов по данному вопросу. Как известно, во время военного положения выезд за границу мужчин в возрасте от 18 до 60 лет ограничен. В то же время, прямой нормы, которая четко запрещает выезд...
Новое
06.10.2025
Можно ли оформить порядок ведения кадрового делопроизводства на предприятии во время военного положения только приказом?
Выясняем, можно ли оформить порядок ведения кадрового делопроизводства в период военного положения только приказом и приводим его образец. Практическая ситуация На предприятии не разработан порядок ведения кадрового делопроизводства в период действия военного положения. Можно ли оформить его только...
25.09.2025
Копии и извлечения из приказов и протоколов: как оформить
Эта консультация о том, как правильно оформить копии и извлечения из служебных документов. Кадровикам часто приходится делать копии или извлечения из документов, но не все знают, как правильно их оформить. Чаще всего работники отдела кадров имеют дело с копиями и извлечениями из приказов и протоколо...
03.09.2025
Как оформить требование работника о внесении записи в трудовую книжку?
Разъясняем, как оформить требование работника о внесении записи в трудовую книжку. Практическая ситуация Работник, которого принимают на работу, просит, чтобы соответствующую запись об этом внесли в его трудовую книжку, которая не будет храниться на предприятии. Должен ли он документально подтвержд...
Лучшие материалы