Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предусмотрены ли законодательством оформление обходного листка и передача дел при увольнении работника?

Ситуация из практики

Работник предприятия увольняется. Имеет ли право работодатель выдвигать требование о подписании обходного листка и передаче дел в качестве условия для такого увольнения?

Нет, такого права работодатель не имеет. Ведь ни обходной лист, ни передачу дел при увольнении работника законодательство не предусматривает.

Поэтому отказ работника от оформления обходного листка или неподписание его не может быть основанием для задержки увольнения работника или же непроведения расчета с ним в установленные ст. 116 КЗоТ сроки.

В то же время, оформление обходного листа может быть предусмотрено внутренними документами предприятия, например должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, контрактом или письменным трудовым договором.

Обходной лист подтверждает отсутствие задолженности увольняемого работника перед работодателем. Образец обходного листа см. по ссылке.

Как следует из практики, обходной лист (его еще называют «бегунком») позволяет выявить задолженность работника перед предприятием и своевременно, до проведения полного расчета, принять меры по ее погашению или возврату товарно-материальных ценностей (мобильного телефона, спецодежды, удостоверения, пропуска). Это поможет избежать судебных исков в будущем.

Однако, даже если есть задолженность работника перед предприятием, это не служит основанием для задержания расчета с ним в день увольнения, а такое задержание будет считаться нарушением трудового законодательства. Обратите внимание, что эти условия касаются всех работников, в том числе и материально ответственных лиц.

Работодатель не имеет права требовать от работника уплаты долгов, возмещений, передачи дел, возвращения выданной в пользование спецодежды и т. п. в качестве условия для увольнения и проведения полного расчета с работником. Все материальные претензии необходимо решать в порядке, определенном законодательством о материальной ответственности работников согласно гл. IХ КЗоТ.

См. «Случаи полной материальной ответственности работников».

Вышеизложенное касается и передача дел.

Как правило, передача дел осуществляется в связи с увольнением ответственных лиц, хотя часто работодатели предусматривают ее и для других лиц, например инспекторов по кадрам, юристов и др.

Несмотря на то, что для работников некоторых категорий контрактом или же письменным трудовым договором может быть предусмотрена передача дел, это не должно ограничивать их прав на своевременное увольнение в сроки, предусмотренные законодательством.

Таким образом, законодательством не предусмотрено право работодателя требовать от работника при увольнении подписания обходного листа и передачи дел. Если же такая обязанность установлена внутренними документами или письменным трудовым договором, то работодателю стоит заранее напомнить об этом работнику, который увольняется.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
25.09.2025
Копии и извлечения из приказов и протоколов: как оформить
Эта консультация о том, как правильно оформить копии и извлечения из служебных документов. Кадровикам часто приходится делать копии или извлечения из документов, но не все знают, как правильно их оформить. Чаще всего работники отдела кадров имеют дело с копиями и извлечениями из приказов и протоколо...
25.08.2025
Может ли работник подать в ПФУ свою бумажную трудовую книжку для оцифровки без участия работодателя?
Отвечаем на вопрос, может ли работник самостоятельно подать свою бумажную трудовую книжку в ПФУ для оцифровки. Практическая ситуация На предприятии у многих работников еще не оцифрованы трудовые книжки. Имеют ли они право самостоятельно подать в ПФУ свои бумажные трудовые? Да, имеют право. Как из...
13.08.2025
Табелирование работников в отдельных ситуациях
В статье рассмотрены не урегулированные законодательством особенности заполнения Табеля учета использования рабочего времени в отдельных ситуациях.  Работодатели обязаны обеспечивать достоверный учет выполняемой персоналом работы. С этой целью ведется Табель учета использования рабочего времени...
Популярное
01.08.2025
Военное положение продлено: что нужно знать кадровику?
Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 августа до 05:29 5 ноября 2025 года. Рассмотрим особенности организации трудовых отношений в условиях военного положения с учетом изменений в законодательстве. Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 ...
31.07.2025
Нормы продолжительности рабочего времени – 2025
Нормы продолжительности рабочего времени в последние годы рассчитывают с учетом военного положения, срок действия которого пока продлен по 05:29 05.11.2025 (соответствующий Указ Президента утвержден Законом от 15.07.2025 № 4524-ІХ). Рассчитанные нормы продолжительности рабочего времени в условиях во...
10.09.2025
Имеет ли право работник отказаться от командировки?
Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. Работник отказывается от командировки: возможно ли Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. 1. Он относится к категории работников, которых запрещено н...
Новое
07.10.2025
Сколько времен хранить копии военно-учетных документов работников, с которыми прекращены трудовые отношения?
Отвечаем на вопрос о сроке хранения работодателем копий военно-учетных документов уволенных работников. Ситуация из практики Сколько времени должен хранить работодатель копии военно-учетных документов уволенных военнообязанных работников? Копии таких документов хранятся на предприятии в течение 3 ...
06.10.2025
Можно ли оформить порядок ведения кадрового делопроизводства на предприятии во время военного положения только приказом?
Выясняем, можно ли оформить порядок ведения кадрового делопроизводства в период военного положения только приказом и приводим его образец. Практическая ситуация На предприятии не разработан порядок ведения кадрового делопроизводства в период действия военного положения. Можно ли оформить его только...
25.09.2025
Копии и извлечения из приказов и протоколов: как оформить
Эта консультация о том, как правильно оформить копии и извлечения из служебных документов. Кадровикам часто приходится делать копии или извлечения из документов, но не все знают, как правильно их оформить. Чаще всего работники отдела кадров имеют дело с копиями и извлечениями из приказов и протоколо...
Лучшие материалы