Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предусмотрены ли законодательством оформление обходного листка и передача дел при увольнении работника?

18.07.2025

Ситуация из практики

Работник предприятия увольняется. Имеет ли право работодатель выдвигать требование о подписании обходного листка и передаче дел в качестве условия для такого увольнения?

Нет, такого права работодатель не имеет. Ведь ни обходной лист, ни передачу дел при увольнении работника законодательство не предусматривает.

Поэтому отказ работника от оформления обходного листка или неподписание его не может быть основанием для задержки увольнения работника или же непроведения расчета с ним в установленные ст. 116 КЗоТ сроки.

В то же время, оформление обходного листа может быть предусмотрено внутренними документами предприятия, например должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, контрактом или письменным трудовым договором.

Обходной лист подтверждает отсутствие задолженности увольняемого работника перед работодателем. Образец обходного листа см. по ссылке.

Как следует из практики, обходной лист (его еще называют «бегунком») позволяет выявить задолженность работника перед предприятием и своевременно, до проведения полного расчета, принять меры по ее погашению или возврату товарно-материальных ценностей (мобильного телефона, спецодежды, удостоверения, пропуска). Это поможет избежать судебных исков в будущем.

Однако, даже если есть задолженность работника перед предприятием, это не служит основанием для задержания расчета с ним в день увольнения, а такое задержание будет считаться нарушением трудового законодательства. Обратите внимание, что эти условия касаются всех работников, в том числе и материально ответственных лиц.

Работодатель не имеет права требовать от работника уплаты долгов, возмещений, передачи дел, возвращения выданной в пользование спецодежды и т. п. в качестве условия для увольнения и проведения полного расчета с работником. Все материальные претензии необходимо решать в порядке, определенном законодательством о материальной ответственности работников согласно гл. IХ КЗоТ.

См. «Случаи полной материальной ответственности работников».

Вышеизложенное касается и передача дел.

Как правило, передача дел осуществляется в связи с увольнением ответственных лиц, хотя часто работодатели предусматривают ее и для других лиц, например инспекторов по кадрам, юристов и др.

Несмотря на то, что для работников некоторых категорий контрактом или же письменным трудовым договором может быть предусмотрена передача дел, это не должно ограничивать их прав на своевременное увольнение в сроки, предусмотренные законодательством.

Таким образом, законодательством не предусмотрено право работодателя требовать от работника при увольнении подписания обходного листа и передачи дел. Если же такая обязанность установлена внутренними документами или письменным трудовым договором, то работодателю стоит заранее напомнить об этом работнику, который увольняется.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
19.05.2025
Трудовая книжка утеряна или испорчена: как оформить дубликат
В статье рассмотрено, как действовать в случае утери, повреждения или отсутствия доступа к бумажной трудовой книжке и как оформить ее дубликат Бумажные трудовые книжки после их оцифровки должны храниться у работников. Но если сведения о трудовой деятельности еще не были переданы через вебпортал элек...
22.04.2025
Передача документов в случае прекращения юридического лица
В статье рассмотрим, кому и в каком порядке передается документация в случае полной ликвидации юридического лица и в случае его реорганизации, а также требования к приему-передаче документов при смене руководителя юридического лица и работника, ответственного за его архив. В статье рассмотрим, кому...
Популярное
25.04.2025
Военное положение продлено: что нужно знать кадровику?
Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 9 мая 2025 года до 05:29 7 августа 2025 года. Рассмотрим особенности организации трудовых отношений в условиях военного положения с учетом изменений в законодательстве. Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 9 мая...
28.04.2025
Нормы продолжительности рабочего времени – 2025
Нормы продолжительности рабочего времени в последние годы рассчитывают с учетом военного положения, срок действия которого пока продлен по 05:29 07.08.2025 (соответствующий Указ Президента утвержден Законом от 16.04.2025 № 4356-ІХ). Рассчитанные нормы продолжительности рабочего времени в условиях во...
26.05.2025
Перечень документов, которые оформляются юридическим лицом для ведения воинского учета
Приведен перечень документов, которые разрабатываются на предприятиях с целью ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов. Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (дале...
Новое
19.05.2025
Трудовая книжка утеряна или испорчена: как оформить дубликат
В статье рассмотрено, как действовать в случае утери, повреждения или отсутствия доступа к бумажной трудовой книжке и как оформить ее дубликат Бумажные трудовые книжки после их оцифровки должны храниться у работников. Но если сведения о трудовой деятельности еще не были переданы через вебпортал элек...
22.04.2025
Передача документов в случае прекращения юридического лица
В статье рассмотрим, кому и в каком порядке передается документация в случае полной ликвидации юридического лица и в случае его реорганизации, а также требования к приему-передаче документов при смене руководителя юридического лица и работника, ответственного за его архив. В статье рассмотрим, кому...
16.04.2025
Предприниматель-работодатель: особенности ведения кадровой документации
Предприниматели могут выступать в качестве работодателей, но при этом должны учесть установленные для них особенности оформления кадровых документов. В статье рассмотрим, что и как должен оформлять предприниматель в отношении своих наемных работников. Наши рекомендации и образцы помогут предпринимат...
Лучшие материалы