Если бумажная трудовая книжка хранилась у работника, то, скорее всего, она оцифрована. В таком случае нет необходимости восстанавливать ее, ведь все необходимые сведения о стаже работника содержатся в Реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования согласно ст. 21 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и Положению о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденному постановлением правления ПФУ от 18.06.2014 № 10-1.
Напомним, что с 2021 года Украина перешла на электронный учет трудовой деятельности. В настоящее время законодательство позволяет подтвердить стаж без бумажной трудовой книжки. Поэтому даже полное ее уничтожение не грозит потерей стажа. Проблем у работника не будет ни при трудоустройстве, ни при оформлении пенсии, ведь все сведения о трудовой деятельности работника есть в электронном Реестре застрахованных лиц. Сведения о трудовом стаже работника можно просмотреть в электронном кабинете на сайте ПФУ.
А если трудовая книжка не была оцифрована? После 01.01.2004 стаж исчисляется на основании данных ПФУ об уплате ЕСВ. То есть, если лицо официально работало последние 20 лет, информация о стаже сохраняется в электронном виде. Получить ее работник может:
Чтобы получить сведения из электронной трудовой книжки или сведения о стаже с 2004 года, нужно войти с помощью электронной подписи в личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФУ, подать запрос на получение извлечения и загрузить документ в разделе «Мои обращения».
Однако, если работник работал до 2004 года, ему придется заняться восстановлением бумажной трудовой книжки и оформить ее дубликат. В таком случае нужно воспользоваться непростой процедурой, предусмотренной устаревшей Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.1993 № 58. Как это сделать, читайте в статье «Трудовая книжка утеряна или испорчена: как оформить дубликат».
Отметим: если трудовой книжки нет, для подтверждения стажа принимаются, в частности:
Соответствующую норму содержит Порядок подтверждения имеющегося стажа работы для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденный постановлением КМУ от 12.08.1993 № 637 (далее – Порядок № 637). Документы, определенные этим Порядком, служат основанием для внесения сведений в части персональной электронной учетной карточки в реестре застрахованных лиц, который отражает трудовую деятельность застрахованного лица, в том числе за период до 1 января 2004 года.
При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения в связи со стихийным бедствием, авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы, дающий право на пенсию, устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, которые бы знали заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии (в т. ч. колхозе) или в одной системе (п. 17 Порядка № 637).
Таким образом, если трудовая книжка работника: