Санкции за невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью
За невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив) к работодателям применяются административно-хозяйственные санкции, предусмотренные законодательством. В марте 2025 года работодатели получают расчеты сумм этих санкций за невыполнение норматива в 2024 году. В связи с этим у работодателей возникает немало вопросов. В статье мы рассмотрим основные правила уплаты суммы санкций за невыполнение норматива и ответим на ваши вопросы.
Общие правила начисления санкций за невыполнение норматива
Правила, касающиеся расчета норматива и применения административно-хозяйственных санкций за его невыполнение, регламентированы Законом от 21.03.1991 № 875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» (далее – Закон № 875).
Норматив установлен ст. 19 Закона № 875 в следующем размере:
- для работодателей, у которых работает от 8 до 25 лиц – одно рабочее место;
- для работодателей, у которых работает 25 и более лиц – 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год.
На заметку! Среднеучетное количество штатных работников определяется в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286. |
За невыполнение норматива к работодателям применяются административно-хозяйственные санкции в размере:
- половины средней годовой зарплаты у этого работодателя – если количество работников от 8 до 15 человек;
- средней годовой зарплаты у этого работодателя – если количество работников 15 и более.
На заметку! Средняя годовая зарплата определяется в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5. |
Кто и на основании каких сведений определяет сумму санкций за невыполнение норматива?
Сумму санкций рассчитывает Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее – Фонд) на основе данных Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Реестр) и Централизованного банка данных по проблемам инвалидности.
Какую форму имеет расчет, рассылаемый работодателям?
Правила уведомления работодателей зафиксированы в Порядке направления расчета сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью за предыдущий год, утвержденном постановлением правления ПФУ от 10.03.2023 № 14-1 и приказом Фонда от 10.03.2023 № 17 (далее – Порядок № 14-1).
В приложении к Порядку № 14-1 приведена форма Расчета сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – расчет).
Как происходит рассылка расчетов?
Механизм направления работодателям расчетов следующий.
Фонд ежегодно до 10 марта в автоматизированном режиме выявляет работодателей, которые не выполнили в предыдущем году норматив, составляет расчеты в форме электронного документа и передает их оригиналы ПФУ (п. 3 Порядка № 14-1).
В свою очередь, ПФУ рассылает расчеты через электронные кабинеты (далее – ЭК) работодателей (предприятий, учреждений и организаций, физических лиц, использующих наемный труд) на веб-портале электронных услуг ПФУ в течение 5 рабочих дней с момента получения оригиналов от Фонда (п. 4 Порядка № 14-1).
Внимание, уточнение расчета! В настоящее время ст. 19 Закона № 875 предусмотрена возможность Фонда уточнить расчет, уже направленный работодателю. |
Так, в случае изменения до 31 марта показателей за предыдущий год в Госреестре общеобязательного государственного соцстрахования, которые влияют на ранее определенную сумму административно-хозяйственных санкций, Фонд до 10 июня в автоматизированном режиме – с использованием данных Реестра и Централизованного банка данных по проблемам инвалидности – формирует и направляет уточненный расчет сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива за предыдущий год. Однако изменение показателей в Реестре после 31 марта не приводит к изменению суммы санкций.
Наш совет. Если вы допустили ошибку в отчетности, поданной за периоды 2024 года, и эта ошибка негативно повлияла на расчет суммы санкций, вам нужно поспешить ее исправить до 31 марта 2025 года. Тогда Фонд до 10 июня пересчитает начисленную сумму санкций и направит вам уточненный расчет. |
Отвечаем на ваши вопросы
Мы ответим на вопросы, которые задают многие работодатели, а также рассмотрим ситуацию, которая очень часто возникает на практике.
1. В какой срок работодателю нужно уплатить начисленные в расчете санкции?
Начисленная в расчете сумма административно-хозяйственных санкций должна быть уплачена работодателем до 15 апреля (ст. 20 Закона № 875).
То есть в 2025 году работодатели, которые не выполнили норматив за 2024 год, должны уплатить сумму санкций не позднее 14.04.2025.
2. По каким платежным реквизитам нужно уплатить сумму санкций?
Реквизиты счетов можно найти на сайте Фонда. Однако в данном информационном сообщении указано, что в 2025 году перед осуществлением платежа за отчетный 2024-й следует уточнить реквизиты для уплаты в соответствующем отделении Фонда.
3. В каком именно разделе ЭК работодателя на веб-портале электронных услуг ПФУ можно найти расчет санкций?
Работодателю необходимо авторизироваться в личном кабинете на веб-портале ПФУ, а затем перейти в раздел «Мої документи». Расчет можно найти в подразделе «Адміністративно-господарські санкції».
4. Что грозит работодателю, который не уплатит сумму санкций до 15 апреля?
Если не уплатить сумму санкций своевременно, начнет начисляться пеня (ст. 20 Закона № 875).
Пеня начисляется на полную сумму недоимки за весь срок ее существования, а именно за каждый день просрочки в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты недоимки.
5. Может ли сумма санкций быть взыскана Фондом с предприятия в принудительном порядке?
Да, может, но только на основании решения суда.
Как указано в ч. 5 ст. 20 Закона № 875, в случае неуплаты суммы административно-хозяйственных санкций или пени либо невозможности их уплаты по решению суда взыскание может быть обращено на имущество предприятия в порядке, предусмотренном законом.
Иными словами, если вы не уплатили начисленную в расчете сумму санкций до 15 апреля, то Фонд (его территориальное отделение) обратится с иском в суд о принудительном взыскании суммы санкций. Но принудительное взыскание будет осуществляться только в том случае, если суд вынесет решение о взыскании суммы санкций, а вы не уплатите их на основании этого решения в добровольном порядке. Тогда Фонд обратится в исполнительную службу для взыскания суммы санкций в принудительном порядке по правилам, установленным Законом от 02.06.2016 № 1404-VIII «Об исполнительном производстве».
Обратите внимание! Иск о взыскании с работодателя сумм административно-хозяйственных санкций и пени может быть предъявлен Фондом в течение 6 месяцев после окончания срока для самостоятельной уплаты работодателем таких сумм (ч. 4 ст. 20 Закона № 875). То есть поскольку предельный срок для их самостоятельной уплаты в 2025 году – 15 апреля, исковое заявление может быть подано Фондом не позднее 15.10.2025. |
Ситуация
В 2024 году мы создали рабочие места для лиц с инвалидностью согласно нормативу и уведомили об этом службу занятости. Однако служба занятости не направила к нам на предприятие таких работников для трудоустройства. То есть норматив не был выполнен не по нашей вине. Можно ли не уплачивать сумму санкций, если мы не согласны с их начислением?
У вас есть все шансы отстоять свои интересы в суде. Однако вы должны понимать, что если до 15.04.2025 вы не уплатите начисленную вам сумму санкций, а судебное решение будет вынесено не в вашу пользу, то помимо суммы санкций вам придется уплатить еще и пеню за все время просрочки.
Отметим, что на практике в подобных ситуациях суды чаще всего выносят решения в пользу работодателей – признают начисленные Фондом санкции незаконными. Например, в пользу работодателей вынесены:
- решение Винницкого окружного административного суда от 09.01.2024, ЕГРСР, рег. № 116178591;
- решение Сумского окружного административного суда от 08.03.2024, ЕГРСР, рег. № 117561879;
- постановление Третьего апелляционного административного суда от 29.01.2025, ЕГРСР, рег. № 124815354.
В данных делах работодатели:
- создали рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в необходимом для выполнения норматива количестве;
- подали в центр занятости форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)» с указанием вакансий для лиц с инвалидностью (форма № 3-ПН и Порядок ее подачи утверждены приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22).
Однако в течение года такие работники не направлялись службой занятости для трудоустройства к этим работодателям. Суды признали, что работодателями были приняты все меры по недопущению правонарушения (невыполнения норматива), а применение Фондом административно-хозяйственных санкций является безосновательным.
Поэтому в вышеприведенной ситуации стоит дождаться, когда Фонд подаст в суд исковое заявление о взыскании суммы административно-хозяйственных санкций с предприятия. И уже в суде в рамках рассмотрения этого иска предприятие сможет привести свои аргументы и доказательства неправомерности начисления санкций.
Выводы
Суммы административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рассчитывает Фонд.
Найти расчет суммы санкций работодатель может в личном кабинете на веб-портале электронных услуг ПФУ в разделе «Мої документи» (подраздел «Адміністративно-господарські санкції»).
Комментарии к материалу