• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Оплата труда и ответственность за нарушение трудового законодательства - 2017

Ольга Клименко

12.01.2017 3432 0 0

С 1 января 2017 года вступил в силу Закон от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ (далее – Закон № 1774), которым внесены изменения в Закон от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108).

1. Определение термина «минимальная заработная плата» (далее – МЗП) изложено в новой редакции (ст. 3). Ранее там было сказано, что в размере не ниже МЗП должен оплачиваться неквалифицированный труд при выполнении месячной нормы. Теперь привязки к неквалифицированному
труду нет. То есть работодатель, независимо от применяемой системы оплаты труда, обязан обеспечить выплату зарплаты в размере не ниже МЗП за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда.

2. Добавлена новая ст. 31, предусматривающая гарантии выплаты зарплаты в размере не менее МЗП. А именно: если работнику, который отработал месячную норму труда, начислили зарплату в размере меньше МЗП, то работодатель обязан начислить доплату до размера МЗП. Эта доплата должна вы-
плачиваться одновременно с зарплатой.

Но если работодатель заключил с работником трудовой договор на условиях неполного рабочего
времени или если работник не выполнил месячную (почасовую) норму труда, тогда МЗП будет вы-
плачиваться пропорционально выполненной норме труда.

Напомним, что в случаях, когда база начисления ЕСВ не превышает размера МЗП, ЕСВ рассчитывается как произведение МЗП и ставки ЕСВ 22 % (ч. 5 ст. 8 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», далее – Закон № 2464).

3. Статья 6 (формирование систем оплаты труда) изложена в новой редакции. Как и прежде, организация оплаты труда базируется на тарифной и других системах оплаты, предназначенных для разделения работ в зависимости от их сложности, а работников – в зависимости от их квалификации (неквалифицированный, малоквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный персонал). При этом теперь тарифная система включает в себя помимо тарифных ставок, тарифных сеток, схем должностных окладов еще и тарифно-квалификационные характеристики (справочники).

В свою очередь, тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе тарифной
ставки рабочего первого разряда и квалификационных (междолжностных) соотношений размеров
тарифных ставок (должностных окладов).

На практике тарифные сетки формируют: отдельную по оплате труда рабочих; отдельную по оплате труда руководителей, специалистов и технических служащих; общую для всех работников предприятия.

В бюджетной сфере минимальная тарифная ставка (должностной оклад) должна устанавливаться
КМУ. А коммерческие структуры будут определять тарифные ставки самостоятельно в коллективных договорах. То есть именно работодатель будет относить выполняемые работы к определенным та-
рифным разрядам и присваивать квалификационные разряды работникам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Требования к квалификационным и специальным знаниям работников, их задачи, обязанности и специализация определяются профессиональными стандартами или квалификационными характеристиками профессий работников.

Законом № 108 предусмотрено, что минимальная тарифная ставка не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2017 году –
1 600 грн.).

Работодатель может устанавливать разные формы системы оплаты труда, например:

повременную – когда заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учетом квалификации работника и условий труда;

сдельную – когда заработок зависит от количества произведенных работником единиц продукции или выполненного объема работ с учетом их качества, сложности и условий труда.

Выбранная система (тарифная либо другая) устанавливается колдоговором, а если договор не заключался – актом работодателя, изданным по согласованию с профсоюзом (профсоюзным представителем), а при отсутствии профсоюза – со свободно избранными и уполномоченными представителями (представителем) работников.

Также Законом № 1774 внесены изменения в Закон № 2464, которые, в частности, коснулись уплаты ЕСВ предпринимателями.

1. В ч. 4 ст. 4 уточнен перечень лиц, которые освобождены от уплаты ЕСВ. Теперь предприниматели-общесистемщики освобождаются (наряду с предпринимателями-единщиками) от уплаты ЕСВ за себя, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Обратите внимание: указанная норма не распространяется на лиц, кото-
рые ведут независимую профессиональную деятельность.

2. Измененная норма абзаца второго п. 2 ч. 1 ст. 7 требует, чтобы предприниматели-общесистемщики уплачивали ЕСВ независимо от того, ведут они деятельность или нет. Раньше если такие предпри-ниматели не получали в течение месяца (года) доходов, они освобождались от уплаты ЕСВ.

Напомним, что сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса на месяц. Поэтому даже если общесистемщик не получает доходов, ему все равно ежемесячно нужно будет
уплачивать ЕСВ в сумме 704 грн. (3 200 грн. х 22 %).

3. Для предпринимателей – единщиков первой группы установлено (п. 3 ч. 1 ст. 7), что сумма ЕСВ не может быть меньше 0,5 минимального страхового взноса (в 2017 году – 352 грн.). При этом соответствующие периоды ведения предпринимательской деятельности (месяцы, когда уплачивался половинный размер взноса) будут зачислены в страховой стаж, который исчисляется согласно ст. 24 За-
кона от 09.07.03 г. № 1058-IV
, пропорционально сумме уплаченного ЕСВ.

Кроме того, внесены изменения:

в КЗоТ и КУоАП – в части нарушений, за которые работодатели-юрлица и их должностные лица,
а также работодатели-предприниматели могут быть привлечены к финансовой и административной ответственности;

Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее – Закон № 280) – касательно предоставления органам местного самоуправления полномочий осуществлять контроль за соблюдением законодательства
о труде и занятости населения.

Рассмотрим суть нововведений.

1. Установлена финансовая ответственность работодателей за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении в виде штрафа. Размер штрафа установлен  в размере, кратном размеру МЗП, установленного законом на момент выявления нарушения, а именно:

3 МЗП – в общем случае;

100 МЗП – если проверка проводится по вопросу выявления нарушений, касающихся фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ.

2. Органам местного самоуправления (сельским, поселковым, городским, районным в городах, областным советам депутатов (их исполнительным органам – исполнительным комитетам),  предоставлены полномочия контролировать соблюдение законодательства о труде и занятости населения путем проверок предприятий, учреждений, организаций как коммунальной собственности, так и иных форм собственности, а также физлиц-предпринимателей, которые используют труд наемных работников (ст. 17, 18 Закона № 280).

3. Исполнительным комитетам городских советов областного значения и объединениям територриториальных общин предоставлено право налагать штрафы на работодателей (предприятия и предпринимателей) за нарушение законодательства о труде в порядке, установленном законодательством (ст. 34 Закона № 280).

4. Должностным и уполномоченным лицам исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов предоставлены полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц работодателей-юрлиц (независимо от формы собственности) и работодателей-предпринимателей в случае выявления таких фактов, как (ч. 1–4 ст. 41, п. 2 ч. 1 ст. 255 КУоАП):

нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплаты их не в полном объеме;

нарушение срока предоставления работникам, в том числе и бывшим, по их требованию документов, касающихся их трудовой деятельности у данного работодателя, которые необходимы для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. д.), определенного Законом от 02.10.96 г. № 393/96-ВР, либо предоставление указанных документов с недостоверными данными;

нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также иных нарушений законодательства о труде;

фактический допуск к работе без оформления трудового договора (контракта);

допуск к работе на условиях трудового договора (контракта) иностранцев, лиц без гражданства и лиц, в отношении которых решается вопрос о предоставлении статуса беженца, без наличия разрешения на применение труда иностранца либо лица без гражданства.

То есть начиная с 01.01.17 г. составить протокол об административных правонарушениях в отношении должностных лиц предприятий и работодателей-предпринимателей в случае выявления вышеуказанных нарушений вправе:

должностные и уполномоченные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов;

должностные лица Госслужбы по вопросам труда.

Право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1–4 ст. 41 КУоАП и налагать административные взыскания, предоставлено раонным, районным в городе, городским либо горрайонным судам (ст. 221 КУоАП).

 

Ответственность за нарушение трудового законодательства,
установленная ст. 265 КЗоТ


п/п

 

Суть нарушения

 

Размер
штрафа

 

1

 

2

 

3

 

1

 

Фактический допуск к работе без оформления трудового договора (контракта)

 

30 МЗП*
(96 000 грн.)
за каждого
работника

 

2

 

Оформление работника на неполное рабочее время в случае, когда фактически он выполняет работу в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии

 

3

 

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

 

4

 

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты и других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц, а также их выплата не
в полном объеме

 

3 МЗП*
(9 600 грн.)

 

5

 

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

 

10 МЗП*
(32 000 грн.)
за каждого
работника

 

6

 

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами от 12.12.91 г.
№ 1975-XII, от 25.03.92 г. № 2232-XII, от 21.10.93 г. № 3543-XII

 

7

 

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

 

3 МЗП*
(9 600 грн.)

 

8

 

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении, если проверка проводится на предмет выявления нарушений, касающихся фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ

 

100 МЗП*

(320 000 грн.)

9

 

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме приведенных выше

 

1 МЗП
(3 200 грн.)

 

* МЗП, установленная законом на момент выявления нарушения.

 

 

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Оплата труда и ответственность за нарушение трудового законодательства - 2017