Изменения в воинских обязанностях и ведении воинского учета
Продолжается усовершенствование воинского учета, в частности принят нашумевший Закон № 1357. Какие именно изменения произошли и как это отразится на ведении воинского учета на предприятии, расскажем подробнее.
Принятый Закон от 30.03.21 г. № 1357-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов выполнения воинских обязанностей и ведению воинского учета» (далее – Закон № 1357) получил широкую огласку из-за «сенсационности» изменений. Но в действительности основных новаций не так уж и много.
- Появился новый вид военной службы – резервисты, которые призываются в особый период. Для них предусмотрены гарантии законодательства, в том числе трудового.
- Военные комиссариаты будут называться территориальными центрами комплектования и социальной поддержки. Кроме названия, тут ничего не изменилось, но Переходными положением Закона №1357 предусмотрено, что КМУ должен утвердить положение об этом органе.
- Расширен перечень ответственности и увеличен размер штрафных санкций за нарушения законодательства о воинском учете и мобилизационной подготовке.
Рассмотрим подробно эти основные нововведения.
Кто такие резервисты
Служба в военном резерве вводится в целях планомерной подготовки резервистов для комплектования Вооруженных Сил Украины (далее – ВСУ) и прочих военных формирований личным составом в мирное время и в особый период путем получения и поддержки на должном уровне умений и навыков по военно-учетной специальности. На такую службу будут призываться граждане Украины, которые заключили контракты о прохождении службы в военном резерве и/или зачислены в военно-оперативный резерв.
Согласно изменениям, резервисты подлежат учету так же, как призывники и военнообязанные. Поэтому внесены изменения в Закон от 16.03.17 г. № 1951 «О Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов», согласно которым Единый реестр будет вестись не только на военнообязанных, но и на призывников и резервистов.
Согласно ст. 1 Закона от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 2232) резервисты – это граждане Украины, которые проходят службу в военном резерве ВСУ и предназначены для их комплектования в мирное и военное время. Службу в военном резерве проходят граждане Украины независимо от пола, пригодные к военной службе по состоянию здоровья, профессиональным и моральным качествам, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе второго разряда.
Гарантии для резервистов
Гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, а именно ст. 119 КЗоТ, распространяются и на резервистов. Напомним, что данная статья предусматривает сохранение места работы и среднего заработка по основному месту работы, если работник был призван во время особого периода.
Также на работников, призванных на военную службу из числа резервистов в особый период, будут распространяться нормы о преимущественном праве оставления на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда (ст. 42 КЗоТ). Такое право они будут иметь в течение двух лет со дня увольнения со службы.
Ежегодные отпуска полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника теперь будут предоставляться и лицам, уволенным после прохождения военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Изменениями, внесенными в ст. 196 КЗоТ, для лиц, уволенных с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, устанавливаются дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Предусмотрено, что среди прочих, к категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (так называемая квотная категория), относится молодежь, уволившаяся с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период (в течение 6 месяцев после завершении или прекращения учебы или службы) и которая впервые принимается на работу. Напомним, что ст. 196 КЗоТ имеет отсылочную норму к Закону от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения»
Кроме прочего, ст. 24 КЗоТ дополнена нормой о том, что обязательным документом при приеме на работу работника должен быть военно-учетный документ. Хотя и ранее такой документ был обязателен, но это было предусмотрено не в КЗоТ, а только в Порядке организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденном постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921.
Для военнообязанных, а отныне – и резервистов предусмотрена норма о сохранении предыдущего среднего заработка в случае заболевания педагогического или научно-педагогического работника, что временно делает невозможным выполнение им должностных обязанностей и ограничивает возможность пребывания в коллективе лиц, которые учатся, или временного перевода по этим или иным обстоятельствам на другую работу (для лиц, на которых распространяются Законы от 05. 09.17 г. № 2145-VIII «Об образовании», от 06.06.19 р. № 2745-VIII «О профессиональном предвысшем образовании»). А также гарантируется сохранение места учебы и стипендии получателям профессионального предвысшего образования и высшего образования для резервистов, призванных во время особого периода.
На резервистов распространяются также гарантии, предусмотренные другими законами для военнообязанных, в частности, п. 201 ст. 101, ст. 12, п. 15 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона от 20.12.91 г. №2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Согласно Закону № 1357 дополнен статьей 391 Закон № 2232. Данная статья регулирует порядок призыва на военную службу лиц именно из числа резервистов в особый период и устанавливает для них гарантии на время прохождения военной службы.
Кроме того, Заключительные и переходные положения Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) дополнена пунктом 918. В нем для резервистов предусмотрено следующее:
- Во время действия особого периода плательщики ЕСВ, призванные на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей по уплате ЕСВ, если они не являются работодателями. Основанием служит заявление плательщика и копия военно-учетного документа с указанием данных о его призыве на военную службу, которые подаются в налоговый орган по месту учета плательщика в течение 10 дней после его увольнения с военной службы.
- Если плательщик после увольнения с военной службы находится на лечении (реабилитации) в связи с выполнением обязанностей такой службы, заявление и копия соответствующего военно-учетного документа подаются им в течение 10 дней после окончания лечения (реабилитации).
- Если плательщик имеет наемных работников и на срок своей военной службы уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или иных доходов, его обязательства осуществляет такое уполномоченное лицо. ЕСВ, начисленный уполномоченным лицом в течение срока военной службы плательщика, уплачивается уволенным с военной службы плательщиком в течение 180 календарных дней со следующего дня после дня его увольнения со службы, без начисления штрафных и финансовых санкций. Плательщик в заявлении указывает данные о начисленном уполномоченным лицом ЕСВ на сумму таких выплат.
- Отчетность по ЕСВ, начисленному уполномоченным лицом в течение срока военной службы плательщика на суммы выплат работникам плательщика, подается уволенным с военной службы резервистом в порядке и сроки, установленные Законом № 2464, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных данным Законом.
- Во время действия особого периода к плательщикам-резервистам в течение срока их военной службы меры влияния и взыскания, предусмотренные ст. 25 Закона № 2464, не применяются. Основанием для неприменения этих мер влияния и взыскания является копия военно-учетного документа с указанием данных о призыве плательщика на военную службу, которая подается в налоговый орган руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки или командиром воинской части в 10-дневный срок после призыва.
Ответственность, связанная с воинской обязанностью
Законом № 1357 внесены изменения в Кодекс Украины про административные правонарушения (далее – КУоАП). А именно: добавлены субъекты, привлекаемые к ответственности, а именно резервисты; исключен ряд статей, а также увеличен размер санкций за нарушение законодательства. Размер санкций покажем в таблице:
Статья КУоАП |
Вид ответственности |
Размер штрафа |
|
стало |
было |
||
Статья 210 |
Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета (часть первая) |
От 30 до 50 НМДГ (размер НМДГ – 17 грн) |
От 5 до 7 НМДГ |
Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период |
От 50 до 100 НМДГ |
От 10 до 15 НМДГ |
|
Статья 2101 |
Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации |
Для граждан – от 100 до 200 НМДГ; для должностных лиц – от 200 до 300 НМДГ |
Для граждан – от 10 до 30 НМДГ; для должностных лиц – от 30 до 100 НМДГ |
Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период |
Для граждан – от 200 до 300 НМДГ; для должностных лиц – от 300 до 500 НМДГ |
Для граждан – от 30 до 100 НМДГ; для должностных лиц – от 100 до 300 НМДГ |
|
Статья 211 |
Порча или небрежное хранение призывниками, военнообязанными и резервистами военно-учетных документов (удостоверений о приписке к призывным участкам, военных билетов, временных удостоверений военнообязанных), что повлекло их утерю |
От 30 до 50 НМДГ |
От 1 до 3 НМДГ |
Повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период |
От 50 до 100 НМДГ |
От 3 до 7 НМДГ |
|
Исключены статьи |
|||
Статья 2111 |
Неявка на вызов в военный комиссариат |
||
Статья 2112 |
Непредставление в военные комиссариаты списков юношей, которые подлежат приписке к призывным участкам |
||
Статья 2113 |
Прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете |
||
Статья 2114 |
Необеспечение извещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, препятствие их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки |
||
Статья 2115 |
Несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неизвещение их о вызове в военные комиссариаты |
||
Статья 2116 |
Непредставление сведений о военнообязанных и призывниках, признанных лицами с инвалидностью независимо от группы инвалидности, должностными лицами медико-социальных экспертных комиссий |
За нарушения, установленные ст. 210, 2101 КУоАП, взыскания будут налагаться Центральным управлением и региональными органами СБУ. За все остальные правонарушения составляются протоколы и налагаются взыскания Территориальными центрами комплектования и социальной поддержки (они же военкоматы).
В Уголовном кодексе (далее – УК) добавлено, что за нарушения, предусмотренные ст. 336 и 337, к ответственности будут привлекаться также и резервисты. Сама ответственность, предусмотренная указанными статьями, не изменена.
Напомним, что согласно:
- ст. 336 УК уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период – карается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет;
- ст. 337 УК уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от воинского учета после предупреждения, сделанного руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки, руководителями органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки Украины – карается штрафом от 300 до 500 НМДГ или исправительными работами сроком до одного года.
Вывод
В целом более практичного подхода следует ожидать после того, как в соответствии с Заключительными положениями Закона № 1357 будут разработаны или приведены в соответствие с данным Законом подзаконные нормативные акты, касающиеся воинского учета. Для этого законодатель отводит 6 месяцев. Тогда нужно будет еще более детально разобрать тему воинского учета.
Комментарии к материалу