Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в воинских обязанностях и ведении воинского учета

Продолжается усовершенствование воинского учета, в частности принят нашумевший Закон № 1357. Какие именно изменения произошли и как это отразится на ведении воинского учета на предприятии, расскажем подробнее.

Принятый Закон от 30.03.21 г. № 1357-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов выполнения воинских обязанностей и ведению воинского учета» (далее – Закон № 1357) получил широкую огласку из-за «сенсационности» изменений. Но в действительности основных новаций не так уж и много.

  1. Появился новый вид военной службы – резервисты, которые призываются в особый период. Для них предусмотрены гарантии законодательства, в том числе трудового.
  2. Военные комиссариаты будут называться территориальными центрами комплектования и социальной поддержки. Кроме названия, тут ничего не изменилось, но Переходными положением Закона №1357 предусмотрено, что КМУ должен утвердить положение об этом органе.
  3. Расширен перечень ответственности и увеличен размер штрафных санкций за нарушения законодательства о воинском учете и мобилизационной подготовке.

Рассмотрим подробно эти основные нововведения.

Кто такие резервисты

Служба в военном резерве вводится в целях планомерной подготовки резервистов для комплектования Вооруженных Сил Украины (далее – ВСУ) и прочих военных формирований личным составом в мирное время и в особый период путем получения и поддержки на должном уровне умений и навыков по военно-учетной специальности. На такую службу будут призываться граждане Украины, которые заключили контракты о прохождении службы в военном резерве и/или зачислены в военно-оперативный резерв.

Согласно изменениям, резервисты подлежат учету так же, как призывники и военнообязанные. Поэтому внесены изменения в Закон от 16.03.17 г. № 1951 «О Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов», согласно которым Единый реестр будет вестись не только на военнообязанных, но и на призывников и резервистов.

Согласно ст. 1 Закона от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 2232) резервисты – это граждане Украины, которые проходят службу в военном резерве ВСУ и предназначены для их комплектования в мирное и военное время. Службу в военном резерве проходят граждане Украины независимо от пола, пригодные к военной службе по состоянию здоровья, профессиональным и моральным качествам, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе второго разряда.

Гарантии для резервистов

Гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, а именно ст. 119 КЗоТ, распространяются и на резервистов. Напомним, что данная статья предусматривает сохранение места работы и среднего заработка по основному месту работы, если работник был призван во время особого периода.

Также на работников, призванных на военную службу из числа резервистов в особый период, будут распространяться нормы о преимущественном праве оставления на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда (ст. 42 КЗоТ). Такое право они будут иметь в течение двух лет со дня увольнения со службы.

Ежегодные отпуска полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника теперь будут предоставляться и лицам, уволенным после прохождения военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период.

Изменениями, внесенными в ст. 196 КЗоТ, для лиц, уволенных с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, устанавливаются дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Предусмотрено, что среди прочих, к категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (так называемая квотная категория), относится молодежь, уволившаяся с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период (в течение 6 месяцев после завершении или прекращения учебы или службы) и которая впервые принимается на работу. Напомним, что ст. 196 КЗоТ имеет отсылочную норму к Закону от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения»

Кроме прочего, ст. 24 КЗоТ дополнена нормой о том, что обязательным документом при приеме на работу работника должен быть военно-учетный документ. Хотя и ранее такой документ был обязателен, но это было предусмотрено не в КЗоТ, а только в Порядке организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденном постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921.

Для военнообязанных, а отныне – и резервистов предусмотрена норма о сохранении предыдущего среднего заработка в случае заболевания педагогического или научно-педагогического работника, что временно делает невозможным выполнение им должностных обязанностей и ограничивает возможность пребывания в коллективе лиц, которые учатся, или временного перевода по этим или иным обстоятельствам на другую работу (для лиц, на которых распространяются Законы от 05. 09.17 г. № 2145-VIII «Об образовании», от 06.06.19 р. № 2745-VIII «О профессиональном предвысшем образовании»). А также гарантируется сохранение места учебы и стипендии получателям профессионального предвысшего образования и высшего образования для резервистов, призванных во время особого периода.

На резервистов распространяются также гарантии, предусмотренные другими законами для военнообязанных, в частности, п. 201 ст. 101, ст. 12, п. 15 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона от 20.12.91 г. №2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Согласно Закону № 1357 дополнен статьей 391 Закон № 2232. Данная статья регулирует порядок призыва на военную службу лиц именно из числа резервистов в особый период и устанавливает для них гарантии на время прохождения военной службы.

Кроме того, Заключительные и переходные положения Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) дополнена пунктом 918. В нем для резервистов предусмотрено следующее:

  1. Во время действия особого периода плательщики ЕСВ, призванные на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей по уплате ЕСВ, если они не являются работодателями. Основанием служит заявление плательщика и копия военно-учетного документа с указанием данных о его призыве на военную службу, которые подаются в налоговый орган по месту учета плательщика в течение 10 дней после его увольнения с военной службы.
  2. Если плательщик после увольнения с военной службы находится на лечении (реабилитации) в связи с выполнением обязанностей такой службы, заявление и копия соответствующего военно-учетного документа подаются им в течение 10 дней после окончания лечения (реабилитации).
  3. Если плательщик имеет наемных работников и на срок своей военной службы уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или иных доходов, его обязательства осуществляет такое уполномоченное лицо. ЕСВ, начисленный уполномоченным лицом в течение срока военной службы плательщика, уплачивается уволенным с военной службы плательщиком в течение 180 календарных дней со следующего дня после дня его увольнения со службы, без начисления штрафных и финансовых санкций. Плательщик в заявлении указывает данные о начисленном уполномоченным лицом ЕСВ на сумму таких выплат.
  4. Отчетность по ЕСВ, начисленному уполномоченным лицом в течение срока военной службы плательщика на суммы выплат работникам плательщика, подается уволенным с военной службы резервистом в порядке и сроки, установленные Законом № 2464, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных данным Законом.
  5. Во время действия особого периода к плательщикам-резервистам в течение срока их военной службы меры влияния и взыскания, предусмотренные ст. 25 Закона № 2464, не применяются. Основанием для неприменения этих мер влияния и взыскания является копия военно-учетного документа с указанием данных о призыве плательщика на военную службу, которая подается в налоговый орган руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки или командиром воинской части в 10-дневный срок после призыва.

Ответственность, связанная с воинской обязанностью

Законом № 1357 внесены изменения в Кодекс Украины про административные правонарушения (далее – КУоАП). А именно: добавлены субъекты, привлекаемые к ответственности, а именно резервисты; исключен ряд статей, а также увеличен размер санкций за нарушение законодательства. Размер санкций покажем в таблице:

Статья КУоАП

Вид ответственности

Размер штрафа

стало

было

Статья 210

Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета (часть первая)

От 30 до 50 НМДГ (размер НМДГ – 17 грн)

От 5 до 7 НМДГ

Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период

От 50 до 100 НМДГ

От 10 до 15 НМДГ

Статья 2101

Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации

Для граждан – от 100 до 200 НМДГ;

для должностных лиц – от 200 до 300 НМДГ

Для граждан – от 10 до 30 НМДГ;

для должностных лиц – от 30 до 100 НМДГ

Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период

Для граждан – от 200 до 300 НМДГ;

для должностных лиц – от 300 до 500 НМДГ

Для граждан – от 30 до 100 НМДГ;

для должностных лиц – от 100 до 300 НМДГ

Статья 211

Порча или небрежное хранение призывниками, военнообязанными и резервистами военно-учетных документов (удостоверений о приписке к призывным участкам, военных билетов, временных удостоверений военнообязанных), что повлекло их утерю

От 30 до 50 НМДГ

От 1 до 3 НМДГ

Повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных частью первой данной статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период

От 50 до 100 НМДГ

От 3 до 7 НМДГ

Исключены статьи

Статья 2111

Неявка на вызов в военный комиссариат

Статья 2112

Непредставление в военные комиссариаты списков юношей, которые подлежат приписке к призывным участкам

Статья 2113

Прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете

Статья 2114

Необеспечение извещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, препятствие их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки

Статья 2115

Несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неизвещение их о вызове в военные комиссариаты

Статья 2116

Непредставление сведений о военнообязанных и призывниках, признанных лицами с инвалидностью независимо от группы инвалидности, должностными лицами медико-социальных экспертных комиссий

За нарушения, установленные ст. 210, 2101 КУоАП, взыскания будут налагаться Центральным управлением и региональными органами СБУ. За все остальные правонарушения составляются протоколы и налагаются взыскания Территориальными центрами комплектования и социальной поддержки (они же военкоматы).

В Уголовном кодексе (далее – УК) добавлено, что за нарушения, предусмотренные ст. 336 и 337, к ответственности будут привлекаться также и резервисты. Сама ответственность, предусмотренная указанными статьями, не изменена.

Напомним, что согласно:

  • ст. 336 УК уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период – карается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет;
  • ст. 337 УК уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от воинского учета после предупреждения, сделанного руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки, руководителями органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки Украины – карается штрафом от 300 до 500 НМДГ или исправительными работами сроком до одного года.

Вывод

В целом более практичного подхода следует ожидать после того, как в соответствии с Заключительными положениями Закона № 1357 будут разработаны или приведены в соответствие с данным Законом подзаконные нормативные акты, касающиеся воинского учета. Для этого законодатель отводит 6 месяцев. Тогда нужно будет еще более детально разобрать тему воинского учета.

Таблица_Ответственность, связанная с воинской обязанностью.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы