28 августа 2025 года утратил силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), которым был регламентирован не только порядок ведения хозяйственной деятельности, но и особенности разрешения споров между субъектами хозяйствования. Основным нормативным документом, применяемым в настоящее время в сфере имущественных и обязательственных правоотношений, стал Гражданский кодекс (далее – ГК). Но ГК не содержит положений, устанавливающих порядок досудебного урегулирования споров между сторонами договора (за исключением ст. 925). Как же действовать субъектам хозяйствования в случае возникновения конфликтов с контрагентами? Чем руководствоваться в новых условиях существования? Поговорим об этом в корнсультации.
Напомним, какой порядок досудебного урегулирования споров был предусмотрен отмененным ХК.
Досудебное урегулирование – это начальный этап в процессе разрешения хозяйственного спора при нарушении субъектами хозяйственных отношений имущественных прав или законных интересов других субъектов. Эта процедура предусматривает возможность сторон найти компромисс, достичь договоренности с контрагентом мирным путем, без необходимости обращения в суд.
Статьей 222 ХК был предусмотрен претензионный порядок досудебного урегулирования споров, а именно право субъекта хозяйствования обратиться к нарушителю прав или законных интересов с письменной претензией, если иное не установлено законом, с изложением своих требований и обоснований.
Претензия должна содержать наименование и местонахождение сторон, доказательства, срок выполнения требований и предупреждение об обращении в суд в случае их невыполнения.
Статья 222 ХК предусматривала месячный срок для рассмотрения претензии, если иной срок не установлен другими законодательными актами. Если после применения претензионного порядка не удалось достичь согласия, стороны имели право обратиться в суд.
Отметим, что досудебный порядок урегулирования споров согласно ХК не являлся обязательным, за исключением ситуаций, предусмотренных законом или договором между сторонами. В то же время, существование такой нормы стимулировало стороны к примирению путем направления претензии.
Главный вопрос, который сейчас интересует практически всех субъектов хозяйствования:
Да, претенциозную процедуру разрешения хозяйственных споров можно применять и после отмены ХК. Этот правовой инструмент разрешения споров между контрагентами продолжает действовать и сегодня, а в некоторых случаях, установленных законом, даже является обязательным этапом перед обращением в суд.
В общем случае досудебное урегулирование осуществляется на добровольной основе, если иное не установлено законом или договором.
После отмены ХК досудебное урегулирование хозяйственных споров регламентируется нормами ГК и других законодательных актов (в частности, международных), а судебные процедуры остаются в рамках действия Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК).
Например, ст. 925 ГК предусматривает возможность предъявления претензии по договору перевозки груза, почты в порядке, установленном законом, транспортными кодексами (уставами). Иск к перевозчику может быть предъявлен отправителем груза или его получателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию или неполучения от перевозчика ответа в месячный срок.
В соответствии с требованиями ХПК стороны принимают меры по досудебному урегулированию спора по договоренности между собой или в случаях, когда такие меры обязательны согласно закону. Лица, нарушившие права и законные интересы других лиц, обязаны возобновить их, не дожидаясь предъявления претензии или иска (ст. 19).
Исковое заявление должно содержать сведения о принятии мер досудебного урегулирования спора – в случае, если законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 6 ч. 3 ст. 162 ХПК). Если в таких случаях к заявлению не добавлены доказательства принятия мер досудебного урегулирования спора – судья возвращает без рассмотрения исковое заявление и приложенные к нему документы (ч. 5 ст. 174 ХПК).
Стороны по-прежнему могут обращаться в суд, если досудебное урегулирование не приведет к разрешению спора.
Да, если претензионный порядок рассмотрения споров обязателен для сторон согласно договору или закону. Например, обязанность осуществить меры досудебного урегулирования спора перед расторжением или прекращением договора или обращением в суд предусмотрена ч. 8 ст. 9 Закона от 22.02.2024 № 3586-ІХ «Об аграрных нотах».
В основном, нормы об обязательном досудебном порядке урегулирования споров закреплены в международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой. Такие действующие международные договоры являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном нормами национального законодательства (ст. 19 Закона от 29.06.2004 № 1906-IV «О международных договорах Украины»). Например, в ст. 47 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 четко указано, что иск может быть предъявлен только после предъявления соответствующей претензии к перевозчику.
После отмены ХК стороны все больше переходят к договорной свободе и чаще самостоятельно регулируют механизм досудебного урегулирования споров в договорах, руководствуясь ст. 6 ГК.
Так, в договоре можно предусмотреть следующие виды досудебного урегулирования спора:
Наш совет. Рекомендуем четко фиксировать положения о досудебном порядке в договоре, а также вести всю документацию переговоров и претензионную переписку, поскольку от этого будет зависеть дальнейшее разрешение спора в суде. |
Отсутствие таких попыток не является препятствием для подачи иска в суд, если досудебный порядок разрешения споров не предусмотрен законом или договором.
Но следует учесть, что некоторые суды все еще оценивают наличие попыток урегулировать конфликт до суда как фактор добросовестности сторон, а также прямо указывают на обязанность направлять претензию, если это предусмотрено договором.
Например, в ч. 5 ст. 129 ХПК указано, что при решении вопроса о распределении судебных издержек суд учитывает действия стороны по досудебному разрешению спора и по урегулированию спора мирным путем при рассмотрении дела, стадию рассмотрения дела, на котором такие действия совершались.
Как видим, и после отмены ХК, в условиях отсутствия в законодательстве четкой процедуры досудебного урегулирования конфликтов между субъектами хозяйствования стороны, не применяющие досудебный порядок урегулирования споров (особенно, если это предусмотрено договором), могут оказаться в невыгодной процессуальной позиции.
Главная цель досудебного урегулирования – разгрузка судов, повышение правовой культуры ведения бизнеса и предоставление сторонам возможности разрешить спор мирным путем.
Кстати! Среди преимуществ применения досудебного порядка урегулирования споров следует также назвать возможность прерывания срока исковой давности из-за признания контрагентом своего долга в ответ на претензию. Ведь согласно ч. 1 ст. 264 ГК течение исковой давности прерывается совершением лицом действия, которое свидетельствует о признании им своего долга или иной обязанности. |