Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприятие зарегистрировано по адресу учредителя: нужно ли заключать договор аренды или ссуды?

Практическая ситуация

Наше предприятие зарегистрировано по домашнему адресу одного из учредителей. Нужно ли в таком случае заключать с этим учредителем договор аренды помещения или бесплатного пользования имуществом (ссуды)?

Такой договор желательно заключить, однако здесь есть нюансы.

Поясним подробнее.

Законодательством не запрещено регистрировать юридическое лицо по адресу одного из учредителей.

Регистрация юрлица производится в соответствии с требованиями Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

Так, для своей госрегистрации юрлицо подает документы, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона № 755. В частности, подается заявление о государственной регистрации создания юридического лица (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5).

В разделе «Местонахождение» этого заявления указывается адрес местонахождения юрлица. Причем здесь можно указать в том числе и место жительства одного из учредителей (это ведь не запрещено), однако законодательство не требует подавать при регистрации юрлица документы на аренду или ссуду помещения (в перечне документов, приведенном в ч. 1 ст. 17 Закона № 755, такие документы не указаны).

Но! Вам следует знать, что согласно определению из ст. 93 Гражданского кодекса (далее – ГК) местонахождение юрлица – это фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого ведется ежедневное руководство деятельностью юрлица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Поэтому на этапе регистрации вполне допустимо указать в качестве местонахождения юрлица адрес учредителя. Но потом предприятию нужно определиться со своим фактическим местонахождением, чтобы оно соответствовало определению, приведенному в ст. 93 ГК.

Рассмотрим два варианта развития событий.

Вариант 1. Квартира учредителя и в дальнейшем будет офисом предприятия.

Такое вполне возможно. Например, если этого учредителя назначат директором и руководить работой предприятия он будет дистанционно, что тоже допускается трудовым законодательством (см. ст. 602 КЗоТ).

В этом случае предприятию стоит заключить с учредителем-директором договор на использование помещения. Это может быть:

  • либо договор аренды;
  • либо договор ссуды (бесплатного пользования имуществом).

Ведь при отсутствии такого договора контролирующие органы могут утверждать, что физлицо бесплатно оказывает предприятию услуги по пользованию имуществом. Чтобы таких вопросов не возникало, между учредителем и предприятием следует заключить договор.

Вариант 2. Офис предприятия будет находиться в другом месте.

Обычно на практике так и бывает: предприятие зарегистрировали по адресу учредителя, а потом подыскали офис и другие производственные помещения совсем по другому адресу, стали их арендовать, а про свой адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), и думать забыли.

Такое положение вещей может привести к серьезным неприятностям, поскольку и контролирующие органы, и контрагенты будут обращать внимание на местонахождение предприятия, которое указано в ЕГР, и именно на этот адрес будет приходить официальная почтовая корреспонденция для предприятия.

А если предприятие не находится по указанному в ЕГР адресу, тогда:

  • контролирующие органы не смогут провести проверку;
  • предприятие не узнает о важном для него письме и вовремя на него не отреагирует;
  • потенциальные контрагенты, не обнаружив предприятие по его официальному адресу, поставят под сомнение надежность такого партнера и безопасность сотрудничества с ним.

При таком варианте развития событий предприятию следует не заключать договор аренды или ссуды с учредителем на использование его квартиры, а изменить местонахождение юрлица на новое – то, где фактически находится офис предприятия. Для этого нужно зарегистрировать такие изменения в ЕГР.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
27.10.2025
Может ли юридическое лицо быть участником ООО
В статье расскажем, какие законодательные особенности следует учесть в случае вступления юрлица в общество с ограниченной ответственностью и его выхода из состава участников общества. Выход участника из ООО: нюансы военного времени Ситуация. Юрлицо намерено вступить в общество с ограниченной ответст...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
27.10.2025
Может ли юридическое лицо быть участником ООО
В статье расскажем, какие законодательные особенности следует учесть в случае вступления юрлица в общество с ограниченной ответственностью и его выхода из состава участников общества. Выход участника из ООО: нюансы военного времени Ситуация. Юрлицо намерено вступить в общество с ограниченной ответст...
23.10.2025
Имеются ли сейчас ограничения по сроку применения штрафных санкций на основании договора?
Предусмотрено ли сейчас после отмены Хозяйственного кодекса законодательное ограничение по сроку применения штрафных санкций на основании договора? Отвечает юрист. Применение штрафных санкций по договору Ранее срок применения штрафных санкций на основании договора был ограничен 6 месяцами согласно ...
23.10.2025
Инвентаризация не проведена: какие последствия грозят предприятию?
В статье расскажем, какие негативные последствия, в том числе штрафы, могут ожидать предприятие, которое не провело инвентаризацию. Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного прик...
Лучшие материалы