Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприятие зарегистрировано по адресу учредителя: нужно ли заключать договор аренды или ссуды?

Практическая ситуация

Наше предприятие зарегистрировано по домашнему адресу одного из учредителей. Нужно ли в таком случае заключать с этим учредителем договор аренды помещения или бесплатного пользования имуществом (ссуды)?

Такой договор желательно заключить, однако здесь есть нюансы.

Поясним подробнее.

Законодательством не запрещено регистрировать юридическое лицо по адресу одного из учредителей.

Регистрация юрлица производится в соответствии с требованиями Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

Так, для своей госрегистрации юрлицо подает документы, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона № 755. В частности, подается заявление о государственной регистрации создания юридического лица (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5).

В разделе «Местонахождение» этого заявления указывается адрес местонахождения юрлица. Причем здесь можно указать в том числе и место жительства одного из учредителей (это ведь не запрещено), однако законодательство не требует подавать при регистрации юрлица документы на аренду или ссуду помещения (в перечне документов, приведенном в ч. 1 ст. 17 Закона № 755, такие документы не указаны).

Но! Вам следует знать, что согласно определению из ст. 93 Гражданского кодекса (далее – ГК) местонахождение юрлица – это фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого ведется ежедневное руководство деятельностью юрлица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Поэтому на этапе регистрации вполне допустимо указать в качестве местонахождения юрлица адрес учредителя. Но потом предприятию нужно определиться со своим фактическим местонахождением, чтобы оно соответствовало определению, приведенному в ст. 93 ГК.

Рассмотрим два варианта развития событий.

Вариант 1. Квартира учредителя и в дальнейшем будет офисом предприятия.

Такое вполне возможно. Например, если этого учредителя назначат директором и руководить работой предприятия он будет дистанционно, что тоже допускается трудовым законодательством (см. ст. 602 КЗоТ).

В этом случае предприятию стоит заключить с учредителем-директором договор на использование помещения. Это может быть:

  • либо договор аренды;
  • либо договор ссуды (бесплатного пользования имуществом).

Ведь при отсутствии такого договора контролирующие органы могут утверждать, что физлицо бесплатно оказывает предприятию услуги по пользованию имуществом. Чтобы таких вопросов не возникало, между учредителем и предприятием следует заключить договор.

Вариант 2. Офис предприятия будет находиться в другом месте.

Обычно на практике так и бывает: предприятие зарегистрировали по адресу учредителя, а потом подыскали офис и другие производственные помещения совсем по другому адресу, стали их арендовать, а про свой адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), и думать забыли.

Такое положение вещей может привести к серьезным неприятностям, поскольку и контролирующие органы, и контрагенты будут обращать внимание на местонахождение предприятия, которое указано в ЕГР, и именно на этот адрес будет приходить официальная почтовая корреспонденция для предприятия.

А если предприятие не находится по указанному в ЕГР адресу, тогда:

  • контролирующие органы не смогут провести проверку;
  • предприятие не узнает о важном для него письме и вовремя на него не отреагирует;
  • потенциальные контрагенты, не обнаружив предприятие по его официальному адресу, поставят под сомнение надежность такого партнера и безопасность сотрудничества с ним.

При таком варианте развития событий предприятию следует не заключать договор аренды или ссуды с учредителем на использование его квартиры, а изменить местонахождение юрлица на новое – то, где фактически находится офис предприятия. Для этого нужно зарегистрировать такие изменения в ЕГР.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы