Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Объявлять простой на предприятии можно только при полной остановке его работы


Суть спора

Распоряжением директора департамента Публичного акционерного общества (далее – ПАО) объявлен простой для 16 сотрудников. С содержанием распоряжения их ознакомили в устной форме. Сотрудники посчитали, что простой был установлен им незаконно, без соответствующих оснований. Из-за введения простоя они не получили зарплаты, которую могли бы получить, если бы работали. В связи с этим работники ПАО подали иск в суд. В иске они указали, что распоряжение ответчика об объявлении им простоя является незаконным, поэтому ПАО обязано выплатить им средний заработок за время вынужденного прогула.

Суд первой инстанции отказал истцам в удовлетворении иска. Тогда они подали жалобу в апелляционный суд, который удовлетворил иск частично, признав недействительным распоряжение ПАО, которым истцам объявлен простой. С ответчика в пользу истцов была взыскана часть зарплаты. Одному из работников в удовлетворении иска было отказано, так как суд установил, что работодатель выплатил ему средства в большем размере, чем размер заявленных им требований. Ответчик не согласился с таким решением апелляционного суда и обратился с кассационной жалобой в суд.

Выводы суда

Верховный Суд отказал ответчику в удовлетворении жалобы, оставив в силе решение суда апелляционной инстанции. Судом было установлено, что у ПАО не было оснований для объявления простоя, поскольку трудовые функции истцов не были приостановлены, а выполнялись работниками другого предприятия (Постановление Верховного Суда от 30.01.19 г., ЕГРСР, рег. № 79615943).

Комментарий

Простой – это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами. Например, простой на предприятии (в отдельных структурных подразделениях) может вводиться в связи с поломкой оборудования, на котором производится продукция, или в связи с погодными условиями и т. д.

В случае простоя работодатель может перевести работников с их согласия, с учетом специальности и квалификации, на другую работу на том же предприятии на все время простоя или на другое предприятие, но в той же местности на срок до одного месяца (ст. 34 КЗоТ). Время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Отметим, что если работодатель оформляет простой в связи с карантином, то такой простой тоже должен оплачиваться в указанном размере.

Детальный порядок оформления простоя в законодательстве не прописан. Порядок действий при простое изложен в письме Минсоцполитики от 04.10.13 г. № 179/06/186-13. В частности, процедура оформления простоя предполагает такие действия:

  • работник предупреждает владельца или руководителя предприятия, а также своего непосредственного руководителя о начале простоя;
  • комиссия, созданная работодателем, составляет акт простоя;
  • работодатель издает приказ об объявлении простоя. С приказом необходимо ознакомить всех сотрудников, которых он касается.

В приказе нужно указать: причину возникновения простоя (например, введение на территории страны карантина, отсутствие необходимого оборудования и т. д.), продолжительность простоя, перечень сотрудников, которым объявлен простой, меры, которые будут приняты для окончания простоя (если это возможно) и порядок оплаты времени простоя. В нашем случае судом было установлено, что оснований для объявления простоя у работодателя не было, так как работы на предприятии не были остановлены, а выполнение служебных обязанностей истцов было возложено на работников другого предприятия. Устанавливать простой на предприятии можно только в случае полной остановки его работы. Работодатель не может вводить простой для сотрудников, если их обязанности будут выполнять другие сотрудники, ведь простой устанавливается, только если у предприятия нет организационно-технических условий, необходимых для выполнения рабочих функций.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы