Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли быть представителем предприятия не его работник?

Вопросы – ответы

На предприятии только один наемный работник – директор. Сейчас у предприятия есть необходимость взять в аренду помещение, принадлежащее этому директору, сроком на один год. Как в этом случае следует оформить договор? Может ли директор заключить договор сам с собой?

Нет, в данном случае директор не вправе подписать договор от имени предприятия.

Поясним почему.

Понятие «представительство» закреплено в гражданском законодательстве (гл. 17 Гражданского кодекса, далее – ГК). Представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершать сделки от имени другой стороны, которую она представляет (ч. 1 ст. 237 ГК). Представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

В нашей ситуации директор не вправе подписывать договор от имени предприятия, поскольку заинтересован в этой сделке (ведь он будет получать от предприятия деньги за аренду своего помещения). А согласно ч. 3 ст. 238 ГК представитель не может совершать сделки от имени лица, которое он представляет, в своих интересах.

Поэтому на подписание договора аренды нужно уполномочить другого представителя предприятия – лицо нейтральное, так сказать.

Можно ли уполномочить на подписание договора не работника предприятия?

Можно. В ГК нет ограничения на этот счет. И на практике предприятия часто заключают договоры с консалтинговыми или юридическими компаниями на оказание услуг и назначают своими представителями работников этих компаний (а не своих работников). Например, для представительства интересов предприятия в суде, перед контролирующими органами.

Каким оформить такое представительство?

Это может быть, например, договор поручения, по условиям которого представитель обязан заключить определенный договор. Под этот договор представителю выдается доверенность, на основании которой он и будет подписывать договор аренды (в нашем случае – с директором предприятия).

Для справки. Договор поручения с представителем заключаем по правилам, определенным гл. 68 ГК. Согласно ст. 1000 ГК, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В нашем случае таким юридическим действием будет заключение представителем от имени предприятия договора аренды.

Обязано ли предприятие заплатить поверенному за выполнение поручения?

Нет, не обязано (ст. 1002 ГК).

Как оформить доверенность на подписание договора?

Такая доверенность составляется в произвольной форме, но в ней должны быть все необходимые реквизиты. Укажите в такой доверенности:

  • информацию о доверителе (наименование предприятия, Ф. И. О. руководителя предприятия, действующего на основании устава);
  • информацию о представителе (его Ф. И. О, паспортные данные и ИНН);
  • перечень полномочий представителя (заключение договора аренды помещения);
  • дату составления доверенности. Внимание! Это обязательный реквизит, без которого доверенность будет недействительной (ч. 3 ст. 247 ГК);
  • срок действия доверенности. Важный нюанс! Срок действия можно не указывать, но тогда доверенность будет считаться бессрочной, то есть будет действовать до ее отмены доверителем (ч. 1 ст. 247 ГК). Такой вариант не совсем удобен, ведь тогда нужно будет оформлять еще дополнительный документ на отмену доверенности.

Нужно ли заверить доверенность на подписание договора аренды у нотариуса?

Нет. Напомним, что доверенность составляется в той же форме, что и сам договор (ст. 245 ГК). А договор аренды помещения сроком на один год не подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Поэтому и доверенность на его подписание не обязательно удостоверять у нотариуса.

Хотим предупредить! Если заключение договора представителем, который не является работником предприятия, – разовая операция, то никаких претензий со стороны контролирующих органов не должно быть. Если же этот представитель будет заключать договоры от имени предприятия на постоянной или регулярной основе, тогда у проверяющих может возникнуть вопрос, а не является ли он неоформленным работником предприятия? Поэтому такой возможностью не стоит злоупотреблять.

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
С 08.04.2025 вступило в силу постановление КМУ от 04.04.2025 № 374, которым утвержден, в частности, Порядок ведения Единого реестра лицензиатов и мест оборота горючего, Порядок заполнения заявлений относительно лицензии на право хранения горючего и форма извлечения из Реестра. В статье расскаже...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
Лица, имеющие лицензии, до 01.07.2025 должны представить органу лицензирования обновленные сведения. Рассмотрим, кто и каким образом должен их подать в связи с изменениями правил лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от...
Лучшие материалы