Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли быть представителем предприятия не его работник?

Вопросы – ответы

На предприятии только один наемный работник – директор. Сейчас у предприятия есть необходимость взять в аренду помещение, принадлежащее этому директору, сроком на один год. Как в этом случае следует оформить договор? Может ли директор заключить договор сам с собой?

Нет, в данном случае директор не вправе подписать договор от имени предприятия.

Поясним почему.

Понятие «представительство» закреплено в гражданском законодательстве (гл. 17 Гражданского кодекса, далее – ГК). Представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершать сделки от имени другой стороны, которую она представляет (ч. 1 ст. 237 ГК). Представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

В нашей ситуации директор не вправе подписывать договор от имени предприятия, поскольку заинтересован в этой сделке (ведь он будет получать от предприятия деньги за аренду своего помещения). А согласно ч. 3 ст. 238 ГК представитель не может совершать сделки от имени лица, которое он представляет, в своих интересах.

Поэтому на подписание договора аренды нужно уполномочить другого представителя предприятия – лицо нейтральное, так сказать.

Можно ли уполномочить на подписание договора не работника предприятия?

Можно. В ГК нет ограничения на этот счет. И на практике предприятия часто заключают договоры с консалтинговыми или юридическими компаниями на оказание услуг и назначают своими представителями работников этих компаний (а не своих работников). Например, для представительства интересов предприятия в суде, перед контролирующими органами.

Каким оформить такое представительство?

Это может быть, например, договор поручения, по условиям которого представитель обязан заключить определенный договор. Под этот договор представителю выдается доверенность, на основании которой он и будет подписывать договор аренды (в нашем случае – с директором предприятия).

Для справки. Договор поручения с представителем заключаем по правилам, определенным гл. 68 ГК. Согласно ст. 1000 ГК, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В нашем случае таким юридическим действием будет заключение представителем от имени предприятия договора аренды.

Обязано ли предприятие заплатить поверенному за выполнение поручения?

Нет, не обязано (ст. 1002 ГК).

Как оформить доверенность на подписание договора?

Такая доверенность составляется в произвольной форме, но в ней должны быть все необходимые реквизиты. Укажите в такой доверенности:

  • информацию о доверителе (наименование предприятия, Ф. И. О. руководителя предприятия, действующего на основании устава);
  • информацию о представителе (его Ф. И. О, паспортные данные и ИНН);
  • перечень полномочий представителя (заключение договора аренды помещения);
  • дату составления доверенности. Внимание! Это обязательный реквизит, без которого доверенность будет недействительной (ч. 3 ст. 247 ГК);
  • срок действия доверенности. Важный нюанс! Срок действия можно не указывать, но тогда доверенность будет считаться бессрочной, то есть будет действовать до ее отмены доверителем (ч. 1 ст. 247 ГК). Такой вариант не совсем удобен, ведь тогда нужно будет оформлять еще дополнительный документ на отмену доверенности.

Нужно ли заверить доверенность на подписание договора аренды у нотариуса?

Нет. Напомним, что доверенность составляется в той же форме, что и сам договор (ст. 245 ГК). А договор аренды помещения сроком на один год не подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Поэтому и доверенность на его подписание не обязательно удостоверять у нотариуса.

Хотим предупредить! Если заключение договора представителем, который не является работником предприятия, – разовая операция, то никаких претензий со стороны контролирующих органов не должно быть. Если же этот представитель будет заключать договоры от имени предприятия на постоянной или регулярной основе, тогда у проверяющих может возникнуть вопрос, а не является ли он неоформленным работником предприятия? Поэтому такой возможностью не стоит злоупотреблять.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы