Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в земельном законодательстве – 2023, которые вы могли пропустить

18.12.2023 272 0 0


В этом году произошло много изменений в земельном законодательстве, о которых мы неоднократно писали в наших публикациях. В этой статье мы кратко напомним об основных новациях, которые были введены с этого года и имеют важное значение для сельхозпредприятий. Также обращаем внимание, что с 01.01.2024 юрлица получат право приобрести в собственность земельные участки сельхозназначения (см. об этом в консультации «С 01.01.2024 юрлица станут участниками рынка земли»).


Что предусматривает Закон № 3050

С 06.05.2023 вступил в силу Закон от 11.04.2023 № 3050-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон № 3050).

Законом № 3050 были внесены изменения:

Особые правила обращения с законсервированными земельными участками

1. В перечень земель, которые могут быть законсервированы, Законом № 3050 дополнительно включены (абзацы пятый и шестой ч. 1 ст. 51 Закона № 962):

  • земельные участки, загрязненные химическими веществами в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время военного положения;
  • земельные участки, на которых расположены военные инженерно-технические и/или фортификационные сооружения.

Помните: консервации также подлежат другие земельные участки, указанные в ч. 1 ст. 51 Закона № 962. Например: деградированные земли, малопродуктивные земли, не имеющие степного, лугового, лесного растительного покрова, хозяйственное использование которых является экологически опасным и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненные земельные участки, на которых невозможно получить экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих участках опасно для их здоровья.

Консервация земель осуществляется путем прекращения или ограничения их хозяйственного использования на определенный срок и залужения, облесения или ренатурализации (ст. 51 Закона № 962).

2. Сведения о землях, загрязненных взрывоопасными предметами в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время военного положения, обязательно вносятся в Государственный земельный кадастр (далее – ГЗК).

Так, в ч. 1 ст. 13 Закона № 3613, где приводится состав сведений ГЗК о землях в пределах территорий административно-территориальных единиц (АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, поселков, сел, районов в городах), предусмотрено, что информация о мероприятиях по охране земель и почв содержит (п. «и»):

  • код (номер);
  • название;
  • площадь;
  • контуры земель, в пределах которых запроектировано мероприятие с координатами его поворотных точек и длиной;
  • толщину плодородного слоя почвы (в случае рекультивации нарушенных земель, снятия и переноса плодородного слоя почвы);
  • сметную стоимость запроектированных работ;
  • сроки проведения мероприятия;
  • данные о документах, на основании которых предусмотрено осуществление мероприятия по охране земель и почв в пределах территории административно-территориальной единицы.

Сведения о земле, загрязненные взрывоопасными предметами в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время военного положения, содержат (п. «і» ч. 1 ст. 13 Закона № 3613):

  • название;
  • площадь;
  • контуры земель с координатами их поворотных точек и длиной;
  • дату начала обследования опасной территории операторами противоминной деятельности и дату признания земельных участков пригодными для использования.

Сведения, перечисленные в п. «i» ч. 1 ст. 13 Закона № 3613, вносятся в ГЗК на основании информации, полученной в порядке электронного информационного взаимодействия между ГЗК и Центром противоминной деятельности, Центром гуманитарного разминирования (ч. 23 ст. 21 Закона № 3613).

3. Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности, переданные в аренду на земельных торгах, не может быть уменьшена с согласия сторон в течение срока действия договора аренды, а также в случае его возобновления, кроме случаев консервации таких земельных участков, а также признания их загрязненными (потенциально загрязненными) взрывоопасными предметами (ч. 4 ст. 23 Закона № 161). То есть арендная плата за указанные земельные участки может быть уменьшена с согласия сторон, если участок был законсервирован или загрязнен (потенциально загрязнен) взрывоопасными предметами.

4. В случае расторжения договора по инициативе арендатора арендодатель имеет право на получение арендной платы за земли сельхозназначения за 6 месяцев, а за земли несельскохозяйственного назначения – за год, если в течение указанного периода не поступило предложений от других лиц на заключение договора аренды этого же участка на тех же условиях (ч. 2 ст. 32 Закона № 161).

Исключение: расторжение договора обусловлено неисполнением или ненадлежащим исполнением арендодателем договорных обязательств, а также в связи с загрязнением (потенциальным загрязнением) арендованного земельного участка взрывоопасными предметами.

Земельный участок, который выкуплен членом фермерского хозяйства, можно передавать в пользование хозяйству

Покупатель земельного участка имеет право на рассрочку платежа по уплате цены участка с равным годовым платежом с учетом индекса инфляции, при условии установления запрета на продажу или иное отчуждение и предоставление в пользование земельного участка до полного расчета по договору купли-продажи (абзац второй п. 61 разд. X ЗК).

Исключение: предоставление в пользование фермерскому хозяйству (далее – ФХ) земельных участков, находящихся в собственности членов такого ФХ, которые являются покупателями этого участка.

Напомним, до 06.05.2023 п. 61 разд. X ЗК было установлено условие о том, что в случае реализации покупателем своего права на рассрочку платежа по уплате цены земельного участка запрещается продажа или иное отчуждение и предоставление в пользование этого участка до полного расчета покупателя по договору купли-продажи.

Что предусмотрено Законом № 3065

С 08.06.2023 вступил в силу Закон от 02.05.2023 № 3065-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию правового регулирования совершения нотариальных и регистрационных действий при приобретении прав на земельные участки» (далее – Закон № 3065). Этим документом внесены изменения:

Рассмотрим основные изменения, которые были введены Законом № 3065.

1. Сокращен минимальный срок аренды земли, если арендодателем выступает военная администрация (далее – ВА). Сельхозпредприятия могут оформлять договор аренды земельного участка коммунальной собственности, если арендодателем является военно-гражданская администрация или ВА на срок менее 7 лет.

Исключение: действие этого положения не распространяется на передачу в аренду земельного участка в порядке осуществления начальником ВА населенного пункта полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (ч. 13 ст. 93 ЗК).

2. Уточнены права собственника земельного участка, владеющего им на праве доверительной собственности. Согласно ч. 1 и 2 ст. 891 ЗК в случае прекращения в соответствии с законом права собственности лица, передавшего свое имущество в доверительную собственность, доверительный собственник имеет права и исполняет обязанности собственника земельного участка. Обязанности последнего он должен выполнять с учетом особенностей, предусмотренных ЗК и Гражданским кодексом.

Со дня приобретения лицом права доверительной собственности на земельный участок (если по закону право собственности лица, передавшего свое имущество в доверительную собственность, прекращается) к доверительному собственнику переходят все права и обязанности собственника земельного участка по действующим договорам аренды, эмфитевзиса, суперфиция и договору об установлении земельного сервитута.

3. Проверка приобретателя земельного участка не проводится при покупке участка для ведения садоводства и ЛКХ. Так, проверка не осуществляется в случае приобретения в собственность земельных участков сельхозназначения (абзац третий ч. 4 ст. 130 ЗК):

  • для ведения садоводства – площадью не более чем 0,25 га;
  • для ведения ЛКХ (расположены в пределах населенных пунктов) – площадью не более чем 2 га.

4. Детализован порядок передачи преимущественного права покупки земельного участка сельхозназначения. Согласно ч. 1 ст. 1301 ЗК, если земельный участок сельхозназначения продается не на земельных торгах, то заявление о госрегистрации такого намерения подается:

  • или нотариусу, удостоверяющему договор купли-продажи в пределах своего нотариального округа по местонахождению земельного участка или по зарегистрированному месту жительства (местонахождению) собственника земельного участка;
  • или нотариусу, который его замещает, вместе с проектом такого договора.

Подробнее об этом см. в консультации «Как реализовать преимущественное право покупки сельхозземли по новым правилам».

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы