Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменение названия предприятия: 9 актуальных вопросов

Предприятие решило сменить свое название. Вместо ООО «Солнечный горизонт» теперь будет ООО «Сонячний небокрай». В связи с этим возник ряд практических вопросов.


Вопросы – ответы

1. Какие документы нужно оформить для изменения названия предприятия?

Вам нужно оформить решение о переименовании предприятия, утвердить новую редакцию устава и зарегистрировать изменения у госрегистратора. Также в ряде случаев придется оформить и другие документы (см. вопросы 2–9).

Решение о переименовании предприятия, как правило, принимают его собственники. Например, в ООО такое решение относится к компетенции общего собрания участников (п. 2 ч. 2 ст. 30 Закона от 06.02.3018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). В данном случае в норме указано, что к компетенции общего собрания участников относится внесение изменений в устав предприятия. А, как вы понимаете, при смене названия предприятия неизбежно возникает необходимость внести изменения в устав. Поэтому и сменить название ООО вправе только общее собрание. Решение общего собрания участников ООО оформляется протоколом.

Одновременно нужно утвердить новую редакцию устава предприятия: ведь наименование предприятия фигурирует в его учредительных документах.

Кроме того, «актуальное» наименование юрлица должно быть указано в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (ч. 3 ст. 90 Гражданского кодекса, далее – ГК). Поэтому изменение названия предприятия и новую редакцию устава необходимо зарегистрировать у госрегистратора. Для этого нужно подать субъекту госрегистрации пакет документов, а именно (ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», далее – Закон № 755):

  • заявление о госрегистрации изменений к сведениям о юрлице, которые содержатся в ЕГР (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
  • экземпляр оригинала (или нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР (например, протокол общего собрания участников ООО с нотариально удостоверенными подписями);
  • устав предприятия в новой редакции;
  • документ об уплате административного сбора.

К сведению! Размер админсбора составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн) (ст. 36 Закона № 755). В 2022 году сумма админсбора равна 740 грн.

2. Нужно ли уведомлять налоговый орган о смене названия предприятия?

По общему правилу уведомлять налоговый орган о таких изменениях не нужно. Но в отдельных случаях это сделать все же придется (см. ниже).

Поясним подробнее. Согласно п. 66.5 Налогового кодекса (далее – НК), налоговый орган нужно информировать только о тех изменениях, которые не отражены в ЕГР. В нашем же случае изменение названия предприятия будет зарегистрировано госрегистратором, сведения об этом буду внесены в ЕГР, а налоговый орган узнает об этих изменениях в порядке информационного взаимодействия ЕГР с информационными системами госорганов (ст. 13 Закона № 755).

А вот если ваше предприятие является единщиком и/или имеет зарегистрированные РРО, тогда вы должны самостоятельно уведомить налоговый орган об изменении названия.

Единщики. Исходя из п. 298.4 НК о смене названия предприятия налоговый орган нужно уведомить в течение месяца с даты регистрации изменения названия в ЕГР. В этом случае в налоговый орган подается регистрационное заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308 (с пометкой «Изменения»). На основании этого заявления орган ГНС внесет изменения в реестр плательщиков единого налога.

РРО. В случае смены своего названия предприятие должно перерегистрировать РРО. Такой вывод следует из п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547 (далее – Порядок № 547).

Для этого в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) с момента возникновения изменений нужно подать в налоговый орган по месту регистрации РРО:

  • регистрационное заявление по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку № 547) с отметкой «Перерегистрация»;
  • регистрационное удостоверение.

Если нет оснований для отказа в перерегистрации РРО, такая процедура займет не более 2 р. д. со дня подачи заявления. Изменения будут внесены в информационно-телекоммуникационную систему ГНС, а вам (вашему РРО) выдадут новое регистрационное удостоверение.

3. Нужно ли предприятию перерегистрироваться плательщикам НДС в случае смены названия?

В случае изменений в наименовании субъекта хозяйствования происходит его перерегистрация в качестве плательщика НДС (абзац пятый п. 183.15 НК).

Если налогоплательщик включен в ЕГР, такая перерегистрация осуществляется контролирующим органом без подачи заявления налогоплательщиком – на основании сведений из ЕГР. Аналогичная норма есть в п. 4.1 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130 (далее – Положение № 1130).

То есть для перерегистрации плательщиком НДС в связи со сменой названия предприятию не нужно подавать специально в налоговый орган заявление или какие-либо документы, НДС-перерегистрацию налоговый орган должен осуществить сам.

Наш совет. Вы можете в добровольном порядке – для ускорения процесса – подать в налоговый орган заявление о перерегистрации (форма № 1-ПДВ приведена в приложении 1 к Порядку № 1130). Или хотя бы контролируйте этот процесс: убедитесь в том, что налоговый орган провел перерегистрацию своевременно и у вас не возникнет проблем с регистрацией НН/РК в ЕРНН.

4. Нужно ли уведомлять о смене названия предприятия Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью?

Да, нужно. В данном случае следует руководствоваться Порядком регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденным постановлением КМУ от 31.01.2007 № 70 (далее – Порядок № 70).

В п. 3 Порядка № 70 указано, что работодатель, у которого изменилось наименование, обязан подать заявление в Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее – Фонд) в течение 10 р. д. после госрегистрации таких изменений. Заявление подается по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 № 98.

Имейте в виду! Заявление можно подать в Фонд только лично или отправить по почте. К сожалению, пока нет технической возможности подать заявление в электронном виде. Однако полагаем, что в ближайшее время ситуация для работодателей должна кардинально измениться.

Об изменениях, касающихся подачи отчетности в Фонд, мы уже писали (см. «Отменили подачу отчета в фонд соцзащиты лиц с инвалидностью»). Так, Законом от 18.10.2022 № 2682-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты социальных, трудовых и других прав физических лиц, в том числе во время военного положения, и упрощения учета рабочих мест для лиц с инвалидностью» (далее – Закон № 2682, вступил в силу с 06.11.2022) отменена обязанность подачи работодателями отчета в Фонд.

Кроме того, ожидается принятие подзаконных актов для приведения нормативной базы в соответствие с Законом № 2682 (на это отводится месячный срок с даты вступления в силу Закона № 2682). Полагаем, что и Порядок № 70 будет подкорректирован.

Поэтому вполне возможно, что вскоре работодателям уже не нужно будет самим информировать Фонд об изменениях в названии, эта информация будет поступать из ЕГР в Фонд, как и в другие госорганы. Обо всех изменениях мы обязательно вас проинформируем, следите за нашими публикациями.

5. На предприятии работают иностранцы, для трудоустройства которых были получены разрешения в центре занятости. Нужно ли уведомлять о смене названия центр занятости, в котором мы получали эти разрешения?

Да, нужно.

В этих вопросах следует руководствоваться Законом от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067). Обязанность работодателей получать разрешение на трудоустройство иностранца (далее – разрешение) предусмотрена ст. 42 Закона № 5067. А в ст. 425 этого Закона сказано, что работодатель обязан уведомить территориальный центр занятости об изменении наименования юрлица (п. 1 ч. 1) – в этом случае будут внесены изменения в полученное работодателем разрешение.

Поэтому нужно подать в центр занятости заявление (по форме приложения 3 к постановлению КМУ от 15.11.2017 № 858) в течение 30 дней с момента регистрации изменений в наименовании предприятия (ч. 3 ст. 425 Закона № 5067). Никаких документов прилагать к заявлению не нужно – сведения о смене наименования центр занятости получит из ЕГР (ч. 2 ст. 425 Закона № 5067).

Подать заявление можно несколькими способами (ч. 4 ст. 422 Закона № 5067):

  • лично во время приема в центре занятости;
  • почтой с описью вложения;
  • через электронный кабинет работодателя на официальном веб-сайте территориального центра занятости или через другие государственные электронные системы онлайн-услуг (с использованием электронной подписи и с прохождением процедуры верификации!);
  • через центр предоставления административных услуг;
  • через Единый государственный веб-портал электронных услуг, включая интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления (при наличии технической возможности).

6. Нужно ли уведомлять о смене наименования предприятия органы лицензирования и другие разрешительные государственные органы?

Да, об изменении названия предприятия нужно уведомить органы лицензирования, выдавшие вашему предприятию лицензии. Такая обязанность предусмотрена ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222). Уведомить эти органы нужно в сроки, установленные лицензионными условиями, но не позднее месяца с того момента, когда произошли изменения.

То есть здесь нужно руководствоваться конкретными лицензионными условиями. Если их нет для вашего вида деятельности – тогда ориентируйтесь на месячный срок, установленный Законом № 222.

Например, в Лицензионных условиях ведения образовательной деятельности, утвержденных постановлением КМУ от 30.12.2015 № 1187, установлено, что об изменении данных, указанных в документах, которые прилагались к заявлению на получение лицензии, лицензиат обязан уведомить в течение 30 календарных дней (далее – к. д.). Однако если изменения касаются места осуществления образовательной деятельности, тогда об этих изменениях лицензиат обязан уведомить в течение 7 р. д. Но в нашем случае изменения касаются наименования, поэтому срок для уведомления – 30 к. д.

Внимание, административный штраф! Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении на получение лицензии, то ему (его должностным лицам) грозит административный штраф на основании ст. 164 КУоАП в размере от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).

Что касается уведомления других разрешительных органов, то здесь правила установлены Законом от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 2806).

Так, в ч. 8 ст. 41 Закона № 2806 указано, что смена наименования юрлица не является основанием для переоформления документа разрешительного характера. Однако эта норма вовсе не означает, что нет необходимости уведомлять разрешительные органы об изменении своего названия. В этом вопросе нужно ориентироваться на специальные законы, регламентирующие получение разрешений в той или иной сфере хоздеятельности.

Кроме того, в самом Законе № 2806 указано, что если субъект хозяйствования осуществляет определенную деятельность без получения документа разрешительного характера (на основании подачи декларации), то о смене информации, которая была указана в такой декларации, он обязан уведомить разрешительный орган в течение 7 р. д. после таких изменений (ч. 6 ст. 4 Закона № 2806).

7. Нужно ли менять квалифицированную электронную подпись (КЭП) директора и главного бухгалтера в случае изменений в наименовании юрлица?

Да, нужно.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах», получение субъектом, который выдал квалифицированный сертификат открытого ключа, информации о смене идентификационных данных пользователя электронных доверительных услуг (далее – ЭДУ) является основанием для отмены этого ключа.

То есть, проще говоря, получив из ЕГР информацию о том, что предприятие сменило наименование, предоставитель ЭДУ отменит действие сертификатов для КЭП, выданных директору и главному бухгалтеру этого предприятия.

Кроме того, согласно п. 70 Требований в сфере электронных доверительных услуг, утвержденных постановлением КМУ от 07.11.2018 № 992, в случае изменения сведений, содержащихся в договоре о предоставлении квалифицированной ЭДУ, заявитель должен в 3-дневный срок уведомить об этом предоставителя ЭДУ и представить документы, подтверждающие эти изменения.

Поэтому в нашем случае предприятию необходимо обратиться с заявлением к предоставителю ЭДУ (приложив к заявлению выписку из ЕГР) и оформить новые сертификаты открытых ключей для директора и главного бухгалтера.

8. Нужно ли вносить изменения в трудовые книжки работников?

Да, нужно. И хотя сейчас учет трудовой деятельности работников переводится в электронную сферу, однако на многих предприятиях продолжают вести бумажные трудовые книжки и по-прежнему действует Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.1993 № 58 (далее – Инструкция № 58).

Так, исходя из требований п. 2.15 Инструкции № 58 в случае изменения названия предприятия нужно внести об этом запись в трудовые книжки работников. Запись делается отдельной строкой в графе 3 с указанием даты переименования, а в графе 4 трудовой книжки указывается основание для переименования – приказ или распоряжение, его дата и номер.

На заметку! Разъяснение Минсоцполитики по данному вопросу можно найти в письме от 12.07.2018 № 278/0/22-18.

Таким образом, предприятию сначала нужно издать приказ о внесении записи в трудовые книжки работников, а затем уже на основании этого приказа внести записи в трудовые книжки (см. образцы 1 и 2).

Образец 1

<...>

НАКАЗ

21.11.2022

м. Дніпро

№ 77-ОД

<...>

У зв’язку зі зміною найменування Товариства з обмеженою відповідальністю «Солнечный горизонт» на Товариство з обмеженою відповідальністю «Сонячний небокрай» унести записи до трудових книжок працівників товариства 21.11.2022.

Підстава: відомості з Єдиного державного реєстру юридичних осіб, фізичних осіб – підприємців та громадських формувань, що підтверджуються відповідним витягом з цього реєстру.

<...>

Образец 2

<...>


запису

Дата

Відомості про прийняття на роботу,
переведення на іншу роботу і звільнення
(із зазначенням причин і
посиланням на статтю, пункт закону)

На підставі чого
внесений запис
(документ, його
дата і номер)

число

місяць

рік

1

2

3

4

...

...

...

...

...

...

Товариство з обмеженою відповідальністю «Солнечный горизонт»

7

03

08

2019

Прийнятий на посаду головного бухгалтера

Наказ від 03.08.2019 № 18-К

8

21

11

2022

Товариство з обмеженою відповідальністю «Солнечный горизонт» перейменовано з 21.11.2022 у Товариство з обмеженою відповідальністю «Сонячний небокрай»

Наказ від 21.11.2022 № 77-ОД

...

...

...

...

...

...

<...>

9. Нужно ли уведомлять об изменении названия предприятия наших контрагентов и обслуживающие банки? Если да, то как это правильно сделать (есть ли установленная форма)?

В законодательстве на этот счет ничего не сказано. Однако этот момент может быть согласован сторонами в условиях договора. Поэтому обратите внимание на содержание ваших договоров – там может быть приведен порядок и срок такого уведомления.

Если же в договоре ничего по этому поводу не указано, то уведомить контрагентов все равно стоит, поскольку это в ваших интересах. Ведь теперь у вашего предприятия другое название, а значит, во время расчетов с контрагентами возможны недоразумения, также могут возникнуть вопросы и у контролирующих органов.

Наш совет. Составьте в произвольной форме письмо-уведомление на имя руководителя контрагента (или на имя контрагента-предпринимателя). Обязательно укажите в письме дату смены наименования вашего предприятия (эта дата регистрации изменений в ЕГР). Такое письмо следует заверить подписью руководителя вашего предприятия, не лишним будет приложить к нему копию выписки (извлечения) из ЕГР.

Что касается уведомления обслуживающих банков, то раньше эти моменты были описаны в п. 22 Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 № 492. Там было указано, что уведомить банк об изменении сведений, содержащихся в ЕГР, следует в порядке, предусмотренном договором с этим банком.

В настоящее время эта инструкция утратила свою силу на основании постановления Правления НБУ от 13.06.2022 № 118, а вместо нее новый документ не принят.

Поэтому здесь исходите из условий договора с обслуживающим банком. А если этот момент в договоре не предусмотрен, тогда отправьте банку письмо-уведомление в произвольной форме, так же как и другим контрагентам.

Зразок 1. Наказ.doc
Скачать
Зразок 2. Записи до трудової книжки.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Содержание
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы