Изменение названия предприятия: 9 актуальных вопросов
Предприятие решило сменить свое название. Вместо ООО «Солнечный горизонт» теперь будет ООО «Сонячний небокрай». В связи с этим возник ряд практических вопросов.
Вопросы – ответы
1. Какие документы нужно оформить для изменения названия предприятия?
Вам нужно оформить решение о переименовании предприятия, утвердить новую редакцию устава и зарегистрировать изменения у госрегистратора. Также в ряде случаев придется оформить и другие документы (см. вопросы 2–9).
Решение о переименовании предприятия, как правило, принимают его собственники. Например, в ООО такое решение относится к компетенции общего собрания участников (п. 2 ч. 2 ст. 30 Закона от 06.02.3018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). В данном случае в норме указано, что к компетенции общего собрания участников относится внесение изменений в устав предприятия. А, как вы понимаете, при смене названия предприятия неизбежно возникает необходимость внести изменения в устав. Поэтому и сменить название ООО вправе только общее собрание. Решение общего собрания участников ООО оформляется протоколом.
Одновременно нужно утвердить новую редакцию устава предприятия: ведь наименование предприятия фигурирует в его учредительных документах.
Кроме того, «актуальное» наименование юрлица должно быть указано в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (ч. 3 ст. 90 Гражданского кодекса, далее – ГК). Поэтому изменение названия предприятия и новую редакцию устава необходимо зарегистрировать у госрегистратора. Для этого нужно подать субъекту госрегистрации пакет документов, а именно (ч. 4 ст. 17 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», далее – Закон № 755):
- заявление о госрегистрации изменений к сведениям о юрлице, которые содержатся в ЕГР (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
- экземпляр оригинала (или нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР (например, протокол общего собрания участников ООО с нотариально удостоверенными подписями);
- устав предприятия в новой редакции;
- документ об уплате административного сбора.
К сведению! Размер админсбора составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн) (ст. 36 Закона № 755). В 2022 году сумма админсбора равна 740 грн. |
2. Нужно ли уведомлять налоговый орган о смене названия предприятия?
По общему правилу уведомлять налоговый орган о таких изменениях не нужно. Но в отдельных случаях это сделать все же придется (см. ниже).
Поясним подробнее. Согласно п. 66.5 Налогового кодекса (далее – НК), налоговый орган нужно информировать только о тех изменениях, которые не отражены в ЕГР. В нашем же случае изменение названия предприятия будет зарегистрировано госрегистратором, сведения об этом буду внесены в ЕГР, а налоговый орган узнает об этих изменениях в порядке информационного взаимодействия ЕГР с информационными системами госорганов (ст. 13 Закона № 755).
А вот если ваше предприятие является единщиком и/или имеет зарегистрированные РРО, тогда вы должны самостоятельно уведомить налоговый орган об изменении названия.
Единщики. Исходя из п. 298.4 НК о смене названия предприятия налоговый орган нужно уведомить в течение месяца с даты регистрации изменения названия в ЕГР. В этом случае в налоговый орган подается регистрационное заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308 (с пометкой «Изменения»). На основании этого заявления орган ГНС внесет изменения в реестр плательщиков единого налога.
РРО. В случае смены своего названия предприятие должно перерегистрировать РРО. Такой вывод следует из п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547 (далее – Порядок № 547).
Для этого в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) с момента возникновения изменений нужно подать в налоговый орган по месту регистрации РРО:
- регистрационное заявление по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку № 547) с отметкой «Перерегистрация»;
- регистрационное удостоверение.
Если нет оснований для отказа в перерегистрации РРО, такая процедура займет не более 2 р. д. со дня подачи заявления. Изменения будут внесены в информационно-телекоммуникационную систему ГНС, а вам (вашему РРО) выдадут новое регистрационное удостоверение.
3. Нужно ли предприятию перерегистрироваться плательщикам НДС в случае смены названия?
В случае изменений в наименовании субъекта хозяйствования происходит его перерегистрация в качестве плательщика НДС (абзац пятый п. 183.15 НК).
Если налогоплательщик включен в ЕГР, такая перерегистрация осуществляется контролирующим органом без подачи заявления налогоплательщиком – на основании сведений из ЕГР. Аналогичная норма есть в п. 4.1 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130 (далее – Положение № 1130).
То есть для перерегистрации плательщиком НДС в связи со сменой названия предприятию не нужно подавать специально в налоговый орган заявление или какие-либо документы, НДС-перерегистрацию налоговый орган должен осуществить сам.
Наш совет. Вы можете в добровольном порядке – для ускорения процесса – подать в налоговый орган заявление о перерегистрации (форма № 1-ПДВ приведена в приложении 1 к Порядку № 1130). Или хотя бы контролируйте этот процесс: убедитесь в том, что налоговый орган провел перерегистрацию своевременно и у вас не возникнет проблем с регистрацией НН/РК в ЕРНН. |
4. Нужно ли уведомлять о смене названия предприятия Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью?
Да, нужно. В данном случае следует руководствоваться Порядком регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденным постановлением КМУ от 31.01.2007 № 70 (далее – Порядок № 70).
В п. 3 Порядка № 70 указано, что работодатель, у которого изменилось наименование, обязан подать заявление в Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее – Фонд) в течение 10 р. д. после госрегистрации таких изменений. Заявление подается по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 № 98.
Имейте в виду! Заявление можно подать в Фонд только лично или отправить по почте. К сожалению, пока нет технической возможности подать заявление в электронном виде. Однако полагаем, что в ближайшее время ситуация для работодателей должна кардинально измениться. |
Об изменениях, касающихся подачи отчетности в Фонд, мы уже писали (см. «Отменили подачу отчета в фонд соцзащиты лиц с инвалидностью»). Так, Законом от 18.10.2022 № 2682-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты социальных, трудовых и других прав физических лиц, в том числе во время военного положения, и упрощения учета рабочих мест для лиц с инвалидностью» (далее – Закон № 2682, вступил в силу с 06.11.2022) отменена обязанность подачи работодателями отчета в Фонд.
Кроме того, ожидается принятие подзаконных актов для приведения нормативной базы в соответствие с Законом № 2682 (на это отводится месячный срок с даты вступления в силу Закона № 2682). Полагаем, что и Порядок № 70 будет подкорректирован.
Поэтому вполне возможно, что вскоре работодателям уже не нужно будет самим информировать Фонд об изменениях в названии, эта информация будет поступать из ЕГР в Фонд, как и в другие госорганы. Обо всех изменениях мы обязательно вас проинформируем, следите за нашими публикациями.
5. На предприятии работают иностранцы, для трудоустройства которых были получены разрешения в центре занятости. Нужно ли уведомлять о смене названия центр занятости, в котором мы получали эти разрешения?
Да, нужно.
В этих вопросах следует руководствоваться Законом от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067). Обязанность работодателей получать разрешение на трудоустройство иностранца (далее – разрешение) предусмотрена ст. 42 Закона № 5067. А в ст. 425 этого Закона сказано, что работодатель обязан уведомить территориальный центр занятости об изменении наименования юрлица (п. 1 ч. 1) – в этом случае будут внесены изменения в полученное работодателем разрешение.
Поэтому нужно подать в центр занятости заявление (по форме приложения 3 к постановлению КМУ от 15.11.2017 № 858) в течение 30 дней с момента регистрации изменений в наименовании предприятия (ч. 3 ст. 425 Закона № 5067). Никаких документов прилагать к заявлению не нужно – сведения о смене наименования центр занятости получит из ЕГР (ч. 2 ст. 425 Закона № 5067).
Подать заявление можно несколькими способами (ч. 4 ст. 422 Закона № 5067):
- лично во время приема в центре занятости;
- почтой с описью вложения;
- через электронный кабинет работодателя на официальном веб-сайте территориального центра занятости или через другие государственные электронные системы онлайн-услуг (с использованием электронной подписи и с прохождением процедуры верификации!);
- через центр предоставления административных услуг;
- через Единый государственный веб-портал электронных услуг, включая интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления (при наличии технической возможности).
6. Нужно ли уведомлять о смене наименования предприятия органы лицензирования и другие разрешительные государственные органы?
Да, об изменении названия предприятия нужно уведомить органы лицензирования, выдавшие вашему предприятию лицензии. Такая обязанность предусмотрена ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222). Уведомить эти органы нужно в сроки, установленные лицензионными условиями, но не позднее месяца с того момента, когда произошли изменения.
То есть здесь нужно руководствоваться конкретными лицензионными условиями. Если их нет для вашего вида деятельности – тогда ориентируйтесь на месячный срок, установленный Законом № 222.
Например, в Лицензионных условиях ведения образовательной деятельности, утвержденных постановлением КМУ от 30.12.2015 № 1187, установлено, что об изменении данных, указанных в документах, которые прилагались к заявлению на получение лицензии, лицензиат обязан уведомить в течение 30 календарных дней (далее – к. д.). Однако если изменения касаются места осуществления образовательной деятельности, тогда об этих изменениях лицензиат обязан уведомить в течение 7 р. д. Но в нашем случае изменения касаются наименования, поэтому срок для уведомления – 30 к. д.
Внимание, административный штраф! Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении на получение лицензии, то ему (его должностным лицам) грозит административный штраф на основании ст. 164 КУоАП в размере от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн). |
Что касается уведомления других разрешительных органов, то здесь правила установлены Законом от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 2806).
Так, в ч. 8 ст. 41 Закона № 2806 указано, что смена наименования юрлица не является основанием для переоформления документа разрешительного характера. Однако эта норма вовсе не означает, что нет необходимости уведомлять разрешительные органы об изменении своего названия. В этом вопросе нужно ориентироваться на специальные законы, регламентирующие получение разрешений в той или иной сфере хоздеятельности.
Кроме того, в самом Законе № 2806 указано, что если субъект хозяйствования осуществляет определенную деятельность без получения документа разрешительного характера (на основании подачи декларации), то о смене информации, которая была указана в такой декларации, он обязан уведомить разрешительный орган в течение 7 р. д. после таких изменений (ч. 6 ст. 4 Закона № 2806).
7. Нужно ли менять квалифицированную электронную подпись (КЭП) директора и главного бухгалтера в случае изменений в наименовании юрлица?
Да, нужно.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах», получение субъектом, который выдал квалифицированный сертификат открытого ключа, информации о смене идентификационных данных пользователя электронных доверительных услуг (далее – ЭДУ) является основанием для отмены этого ключа.
То есть, проще говоря, получив из ЕГР информацию о том, что предприятие сменило наименование, предоставитель ЭДУ отменит действие сертификатов для КЭП, выданных директору и главному бухгалтеру этого предприятия.
Кроме того, согласно п. 70 Требований в сфере электронных доверительных услуг, утвержденных постановлением КМУ от 07.11.2018 № 992, в случае изменения сведений, содержащихся в договоре о предоставлении квалифицированной ЭДУ, заявитель должен в 3-дневный срок уведомить об этом предоставителя ЭДУ и представить документы, подтверждающие эти изменения.
Поэтому в нашем случае предприятию необходимо обратиться с заявлением к предоставителю ЭДУ (приложив к заявлению выписку из ЕГР) и оформить новые сертификаты открытых ключей для директора и главного бухгалтера.
8. Нужно ли вносить изменения в трудовые книжки работников?
Да, нужно. И хотя сейчас учет трудовой деятельности работников переводится в электронную сферу, однако на многих предприятиях продолжают вести бумажные трудовые книжки и по-прежнему действует Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.1993 № 58 (далее – Инструкция № 58).
Так, исходя из требований п. 2.15 Инструкции № 58 в случае изменения названия предприятия нужно внести об этом запись в трудовые книжки работников. Запись делается отдельной строкой в графе 3 с указанием даты переименования, а в графе 4 трудовой книжки указывается основание для переименования – приказ или распоряжение, его дата и номер.
На заметку! Разъяснение Минсоцполитики по данному вопросу можно найти в письме от 12.07.2018 № 278/0/22-18. |
Таким образом, предприятию сначала нужно издать приказ о внесении записи в трудовые книжки работников, а затем уже на основании этого приказа внести записи в трудовые книжки (см. образцы 1 и 2).
Образец 1
<...> НАКАЗ 21.11.2022 м. Дніпро № 77-ОД <...> У зв’язку зі зміною найменування Товариства з обмеженою відповідальністю «Солнечный горизонт» на Товариство з обмеженою відповідальністю «Сонячний небокрай» унести записи до трудових книжок працівників товариства 21.11.2022. Підстава: відомості з Єдиного державного реєстру юридичних осіб, фізичних осіб – підприємців та громадських формувань, що підтверджуються відповідним витягом з цього реєстру. <...> |
Образец 2
<...>
<...> |
9. Нужно ли уведомлять об изменении названия предприятия наших контрагентов и обслуживающие банки? Если да, то как это правильно сделать (есть ли установленная форма)?
В законодательстве на этот счет ничего не сказано. Однако этот момент может быть согласован сторонами в условиях договора. Поэтому обратите внимание на содержание ваших договоров – там может быть приведен порядок и срок такого уведомления.
Если же в договоре ничего по этому поводу не указано, то уведомить контрагентов все равно стоит, поскольку это в ваших интересах. Ведь теперь у вашего предприятия другое название, а значит, во время расчетов с контрагентами возможны недоразумения, также могут возникнуть вопросы и у контролирующих органов.
Наш совет. Составьте в произвольной форме письмо-уведомление на имя руководителя контрагента (или на имя контрагента-предпринимателя). Обязательно укажите в письме дату смены наименования вашего предприятия (эта дата регистрации изменений в ЕГР). Такое письмо следует заверить подписью руководителя вашего предприятия, не лишним будет приложить к нему копию выписки (извлечения) из ЕГР. |
Что касается уведомления обслуживающих банков, то раньше эти моменты были описаны в п. 22 Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 № 492. Там было указано, что уведомить банк об изменении сведений, содержащихся в ЕГР, следует в порядке, предусмотренном договором с этим банком.
В настоящее время эта инструкция утратила свою силу на основании постановления Правления НБУ от 13.06.2022 № 118, а вместо нее новый документ не принят.
Поэтому здесь исходите из условий договора с обслуживающим банком. А если этот момент в договоре не предусмотрен, тогда отправьте банку письмо-уведомление в произвольной форме, так же как и другим контрагентам.
Комментарии к материалу