Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Договор об оказании маркетинговых услуг: правовые аспекты


Один из видов договоров, который довольно часто заключают субъекты хозяйствования, – это договор об оказании маркетинговых услуг. Налоговые органы нередко обращают особое внимание на этот вид договорных отношений и пытаются признать их фиктивными. Поэтому при заключении такого договора нужно тщательно формулировать и прописывать его условия. В статье расскажем, какие условия нужно включить в договор об оказании маркетинговых услуг, чтобы в будущем не иметь проблем, в том числе и со стороны контролирующих органов, а также приведем образец договора.


Чем регламентируется порядок заключения договора?

Правила заключения договоров регламентируются прежде всего Гражданским кодексом (далее – ГК). В ГК вы не найдете договора об оказании маркетинговых услуг. Но, поскольку само название договора говорит о том, что это одна из разновидностей услуг, при его заключении следует руководствоваться гл. 63 «Услуги. Общие положения» ГК.

По договору об оказании услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором (ч. 1 ст. 901 ГК).

Определение понятия маркетинговых услуг (маркетинга) приведено в пп. 14.1.108 Налогового кодекса (далее – НК), оно применяется для целей налогообложения. И поскольку ГК не содержит определения этого понятия, а одна из целей грамотного составления договора – правильное налогообложение операций по нему, мы будем пользоваться определением из НК.

Маркетинговые услуги (маркетинг) – это услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого плательщика.

К маркетинговым услугам, в частности, относятся: услуги по размещению продукции налогоплательщика в местах продаж, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) налогоплательщика в информационные базы продаж, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

Какие условия нужно включить в договор?

Исходя из требований гл. 63 ГК, в договор об оказании маркетинговых услуг следует включить такие условия:

1. Предмет договора. Предметом договора выступают услуги, которые обязан предоставить исполнитель заказчику. В договоре следует привести полный их перечень.

Например, если по условиям договора исполнитель обязан выполнить маркетинговое исследование рынка, то в договоре нужно подробно прописать:

  • вид такого исследования, в отношении каких товаров (работ, услуг) оно проводится;
  • территорию проведения исследований;
  • цели проведения исследования;
  • используемые методы маркетингового исследования;
  • результат, который обязан предоставить исполнитель заказчику (отчет о проведении маркетингового исследования).

2. Цена договора. Это размер платы за предоставленные маркетинговые услуги. В договоре нужно определить размер, порядок и сроки расчетов.

3. Срок договора. Помимо срока действия договора следует также установить срок предоставления услуг, а также порядок досрочного расторжения договора.

4. Права и обязанности сторон договора. В договоре необходимо конкретно указать, что именно обязана выполнить каждая сторона (и исполнитель, и заказчик). Например, какие исходные данные должен предоставить заказчик исполнителю для проведения маркетингового исследования. Также стоит прописать, будет ли исполнитель оказывать услуги лично или он может привлекать для этого третьих лиц. Согласно ст. 902 ГК исполнитель должен предоставить услуги лично, однако в случаях, предусмотренных договором, исполнитель имеет право возложить предоставление услуг на другое лицо, но при этом он остается ответственным перед заказчиком в полном объеме за нарушение договора.

Помимо этих условий в договор следует включить условие об ответственности сторон, например, в виде штрафа или пени за несвоевременное или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

5. Порядок приемки-передачи предоставленных услуг (форму, сроки). Обычно для этих целей стороны составляют акт приемки-передачи оказанных маркетинговых услуг, который должен соответствовать требованиям, установленным к первичным документам ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Помните! Чем детальнее вы пропишете в договоре все условия и составите к договору другие подтверждающие документы, тем меньше будет вопросов у налоговых органов относительно действительности операций по этому договору.

С разъяснениями ГНС об оформлении договора о предоставлении маркетинговых услуг и других подтверждающих документов можно ознакомиться по ссылке.

Пример составления такого договора приведен в конце статьи (см. образец).

Кто может быть исполнителем по договору?

На практике у субъектов хозяйствования зачастую возникают вопросы: кто именно вправе оказывать маркетинговые услуги и должны ли у исполнителя быть какие-либо разрешительные документы или лицензии на этот вид деятельности?

Исполнителем может быть любой субъект хозяйствования – как юридическое лицо, так и физлицо-предприниматель.

Никакие лицензии и разрешительные документы для осуществления такой деятельности не нужны.

Однако стоит обратить внимание на виды деятельности исполнителя, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Напомним, виды деятельности указываются в ЕГР при регистрации субъекта хозяйствования в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденной приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 № 457 (далее – КВЭД). В дальнейшем можно добавлять новые виды деятельности.

Для рассматриваемого нами случая у исполнителя в ЕГР должны быть указаны, в частности, виды деятельности таких классов КВЭД:

  • 73.20 «Дослідження кон'юнктури ринку та виявлення громадської думки». Этот класс включает, в частности, изучение потенциала рынка, информированности, приемлемости продуктов, популярности определенного товара и услуг и привычек покупателей для содействия сбыту и разработке новых видов товаров и услуг;
  • 73.11 «Рекламні агентства». В этот класс включены, в частности, такие виды деятельности, как проведение маркетинговых кампаний и оказание других рекламных услуг для привлечения и удержания клиентов, продвижение товаров, маркетинговые консультации.

Выводы

  1. Договор об оказании маркетинговых услуг является разновидностью договора об оказании услуг и его заключение регламентируется нормами гл. 63 ГК.
  2. При составлении договора следует уделить особое внимание формулировке предмета договора. В ней надо детально описать, в чем именно заключается услуга. Также в договоре надо определить, какие документы будут составляться сторонами для подтверждения факта осуществления данной операции (акт приемки-передачи оказанных услуг, отчет исполнителя, фотоотчеты и другие документы).

Образец договора об оказании маркетинговых услуг

Договір
про надання маркетингових послуг № 33

м. Полтава

 

04.07.2025

Товариство з обмеженою відповідальністю «ЦЕНТР-ПЛЮС» в особі директора Борченко Тетяни Петрівни, яка діє на підставі статуту (далі – Замовник), з однієї сторони, і Товариство з обмеженою відповідальністю «МАРКЕТОЛОГ-1» в особі директора Степанчука Владислава Сергійовича, який діє на підставі статуту (далі – Виконавець), з другої сторони (разом за текстом – Сторони), уклали цей договір (далі – Договір) про таке.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРУ

1.1. За Договором Замовник доручає, а Виконавець зобов'язується за плату надати Замовникові маркетингові послуги із проведення маркетингових досліджень за напрямками, які цікавлять Замовника.

1.2. Предметом маркетингових досліджень за Договором є збір та аналіз інформації щодо ринку молочної продукції.

1.3. Маркетингові дослідження проводяться на території Полтавської області.  

1.4. Маркетингові дослідження здійснюються за такими напрямками:

  • можливості та перспективи ведення комерційних операцій у цій сфері;
  • визначення наявних і потенційних конкурентів;
  • загальна характеристика умов роботи конкурентів (джерела сировини та наявність постачальницько-збутової мережі);
  • загальна характеристика обігу продукції конкурентів (обсяг пропозиції, якість, ціни, сервіс, розрахунки тощо);
  • розрахунки цін, відомості про їх динаміку за період з 01.01.2025 по 01.07.2025;
  • попит на продукцію, перспективи його розвитку;
  • відомості про потенційних споживачів;
  • можливість, доцільність та ефективність проведення рекламних кампаній.

1.5. Виконавець має право залучати для проведення досліджень третіх осіб.

1.6. За результатами проведених маркетингових досліджень Виконавець складає звіт і передає його з усіма підтвердними документами на затвердження Замовнику не пізніше 31.08.2025.

2. ПРАВА ТА ОБОВ'ЯЗКИ СТОРІН ДОГОВОРУ

2.1. Виконавець зобов'язаний:

  • надати результати досліджень із детальним і повним описом усіх питань відповідно до узгоджених напрямків досліджень у строк не пізніше 31.08.2025;
  • навести в результатах досліджень адреси, приклади розрахунків, схеми тощо;
  • у разі залучення для проведення досліджень третіх осіб забезпечити повну конфіденційність отриманої від Замовника інформації;
  • на письмову вимогу Замовника надавати йому повну та достовірну інформацію про хід виконання цього Договору протягом 3 календарних днів з моменту отримання письмового запиту Замовника.

2.2. Виконавець має право:

  • виконати свої зобов'язання за Договором достроково;
  • запитувати у письмовій формі в Замовника інформацію, необхідну для виконання дослідження.

2.3. Замовник зобов'язаний:

  • надати Виконавцю на його вимогу всю наявну в Замовника інформацію, яка необхідна для результативного проведення досліджень, протягом 3 календарних днів з моменту отримання запиту;
  • прийняти результати досліджень у Виконавця не пізніше 5 календарних днів після отримання від Виконавця звіту про проведене дослідження;
  • виплатити Виконавцю винагороду відповідно до умов Договору.

2.4. Замовник має право:

  • робити письмові запити Виконавцю про хід виконання досліджень;
  • протягом 5 календарних днів після передання результатів маркетингових досліджень (звіту Виконавця) вимагати від Виконавця доопрацювання деяких положень, що містяться в наданих ним матеріалах, та/або надання додаткової інформації в межах установленого Договором обсягу маркетингових досліджень.

3. ВАРТІСТЬ ПОСЛУГ І ПОРЯДОК РОЗРАХУНКІВ

3.1. Загальна вартість послуг Виконавця за Договором становить 20 000 грн (двадцять тисяч гривень).

3.2. Оплата послуг Виконавця за Договором здійснюється протягом 10 календарних днів після підписання Сторонами акта приймання-передачі наданих послуг.

3.3. Оплата послуг Виконавця за Договором проводиться в безготівковому порядку шляхом перерахування коштів на банківський рахунок Виконавця, зазначений у Договорі.

3.4. Виконавець зобов'язаний повідомити Замовника про зміну банківських реквізитів протягом 5 календарних днів у письмовій формі. У противному разі Замовник не несе відповідальності за прострочення платежу та інші негативні наслідки, пов'язані з перерахуванням грошей на неправильний рахунок.

4. ПОРЯДОК ПРИЙМАННЯ-ПЕРЕДАЧІ НАДАНИХ ПОСЛУГ

4.1. Виконавець зобов'язаний передати Замовнику звіт про проведене дослідження в паперовому вигляді не пізніше 31.08.2025. Звіт скріплюється підписом керівника Виконавця і печаткою Виконавця та вручається Замовнику (його уповноваженій особі) під підпис.

4.2. Одночасно зі звітом про проведене дослідження Виконавець передає Замовнику акт приймання-передачі наданих послуг із проведення дослідження у двох примірниках, підписаний уповноваженою особою Виконавця та скріплений печаткою Виконавця.

4.3. Замовник протягом 5 календарних днів з моменту отримання звіту та акта приймання-передачі наданих послуг повинен розглянути їх, підписати обидва примірники акта та повернути один примірник Виконавцю або направити йому письмову обґрунтовану відмову від підписання акта.

4.4. Якщо проведене Виконавцем дослідження споживачів не відповідає вимогам цього Договору, Виконавець зобов'язаний за свій кошт виправити недоліки дослідження і передати Замовнику виправлений звіт у строк, установлений Замовником. До усунення недоліків Замовник має право не підписувати акт приймання-передачі наданих послуг із проведення дослідження і не проводити розрахунок за ці послуги.

5. ІНШІ УМОВИ

5.1. Цей Договір набуває чинності з моменту його підписання обома Сторонами та діє до 31.12.2025.

5.2. З усіх питань, що не врегульовані цим Договором, Сторони керуються чинним законодавством України.

5.3. Припинення строку дії Договору не звільняє Сторони від виконання ними своїх зобов'язань за цим Договором, що не були належним чином виконані на момент припинення його дії.

5.4. Договір може бути змінений або розірваний за згодою Сторін, що підтверджується додатковою угодою до нього, підписаною уповноваженими представниками обох Сторін.

5.5. Договір складено у двох примірниках, які мають однакову юридичну силу (по одному для кожної зі Сторін).

5.6. Замовник є платником податку на прибуток і платником ПДВ.

5.7. Виконавець є платником єдиного податку третьої групи та платником ПДВ.

РЕКВІЗИТИ ТА ПІДПИСИ СТОРІН:

Замовник:

ТОВ «ЦЕНТР-ПЛЮС»

Юридична (поштова) адреса:

36007, м. Полтава, вул. Озерна, 77, оф. 13

Код ЄДРПОУ: 11122233

Банківські реквізити:

Полтавська філія ПАТ КБ «БАНК» м. Полтава

п/р UA121212120000012121212111415

тел.: (050) 222-33-77

______________
(підпис)

Тетяна БОРЧЕНКО

04.07.2025

Виконавець:

ТОВ «МАРКЕТОЛОГ-1»

Юридична (поштова) адреса:

36017, м. Полтава, вул. Степова, 17, оф. 5

Код ЄДРПОУ: 65432155

Банківські реквізити:

Полтавська філія ПАТ КБ «БАНК» м. Полтава

п/р UA111313130000013141516171819

тел.: (050) 333-44-55

______________
(підпис)

Владислав СТЕПАНЧУК

04.07.2025

Зразок договору про надання маркетингових послуг.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы