• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Заключение хоздоговора: схема действий

04.12.2018 998 0 0

Хозяйственные договоры: практические советы и образцы документов



Ни один субъект хозяйствования не может работать в одиночку. Ему надо реализовывать свою продукцию, закупать оборудование, материалы и т. д. А для этого необходимо взаимодействовать с контрагентами и оформлять различные хозяйственные договоры. В консультации рассмотрим общие правила заключения хоздоговора.


Что такое хозяйственный договор

Хозяйственный договор – это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей (ст. 626 ГК).

Договоры бывают:

  • односторонние, когда одна сторона берет на себя обязанность перед второй стороной совершить определенные действия или воздержаться от них, а вторая сторона наделяется лишь правом требования, без возникновения встречной обязанности относительно первой стороны. Иными словами, одна сторона – только должник, другая – кредитор. К таким договорам относится договор займа, дарения;
  • двусторонние – обе стороны договора наделены правами и обязанностями. Примером является договор купли-продажи, аренды;
  • многосторонние – такие договоры заключаются более чем двумя сторонами. К этим договорам относится, в частности, договор о совместной деятельности (ст. 1130 ГК).

По общему правилу договор является возмездным (им могут быть предусмотрены передача денег, выполнение работ и т. п.), если иное не установлено договором, законом или не вытекает из сути самого договора (ч. 5 ст. 626 ГК). К безвозмездным договорам относится, к примеру, договор ссуды, дарения.

Правила заключения договоров

Стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора. Однако при заключении договоров необходимо соблюдать правила, установленные ст. 203 ГК, а именно:

  • содержание договора не должно противоречить действующему законодательству;
  • лица, заключающие договор, должны иметь необходимый объем полномочий и обладать необходимой дееспособностью (иметь право заключать сделки);
  • договор должен быть заключен в установленной законом форме;
  • волеизъявление каждой из сторон договора должно быть свободным и отвечать его внутренней воле;
  • договор должен быть направлен на реальное наступление обусловленных им последствий.

Обращаем внимание! Несоблюдение стороной (сторонами) указанных требований служит основанием для признания договора недействительным (подробнее см. «Признание договора недействительным: правовые аспекты»).

Общие требования к заключению договоров

Порядок заключения хоздоговоров прописан в ст. 181 ХК. При этом также необходимо руководствоваться гл. 53 ГК.

Договор излагается в форме единого документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 181 ХК). Допускается заключение договоров упрощенным способом, то есть путем обмена письмами, факсо-, телеи телефонограммами и т. п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов.

Следует знать! Упрощенный способ используется только в том случае, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договоров.

К примеру, не допускается заключение упрощенным способом организационно-хозяйственных договоров. К таковым относятся, в частности, договор о совместной деятельности, учредительный договор, другие договоры по управлению хозяйственной деятельностью (ст. 186 ХК).

Проект договора может предлагать любая сторона (ч. 2 ст. 181 ХК). Однако на практике чаще всего это делает тот контрагент, который оказывает услуги, выполняет работы, поставляет товары и т. д.

Процедура заключения договора

Рассмотрим данную процедуру пошагово.

Шаг 1. Предложение заключить договор (оферта)

Одна из сторон направляет другой стороне предложение заключить договор. Такое предложение должно одновременно отвечать следующим требованиям (ст. 641 ГК):

  • содержать существенные для данного типа договора условия. Заметим, что в любом договоре должны быть указаны: предмет, цена и срок действия (ч. 3 ст. 180 ХК);
  • четко выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя обязанным в случае принятия второй стороной этого предложения;
  • быть адресованным конкретному лицу.

Важно: реклама и объявления не считаются офертой, это только приглашение заключить договор (ч. 2 ст. 641 ГК).

Направленный второй стороне проект договора, подписанный уполномоченным лицом, считается предложением заключить договор (офертой). Направлять такой проект нужно в двух экземплярах.

Оферта может быть двух видов (ст. 643, 644 ГК):

  • с указанием срока для ответа второй стороной на поступившее предложение;
  • без указания срока. Правда, это не означает, что вторая сторона может готовить ответ неограниченное время. В таком случае ответить нужно в течение 20 дней с момента получения предложения (ч. 4 ст. 181 ХК).

Что будет, если сторона, которой направлена оферта, не ответила на предложение в установленный срок?

Если вторая сторона пропустит срок, отведенный для ответа на оферту, то договор считается незаключенным, а предложение теряет свою силу. Следовательно, если предложение не было принято, процедура на этом завершается. Отвечать в таком случае не обязательно, законодательство этого не требует. Однако, даже если вы не намерены заключать договор, ответ можно направить, чтобы сохранить дружеские партнерские отношения в будущем.

Важный нюанс: с согласия лица, сделавшего предложение, договор может считаться заключенным независимо от того, что ответ о принятии предложения был отправлен и (или) получен с опозданием. То есть если сторона, которая направила предложение, согласна заключить договор, то опоздание с ответом второй стороны не является помехой для этого.

Шаг 2. Принятие предложения (акцепт)

Если у второй стороны нет возражений по тексту договора, она подписывает оба экземпляра договора и один возвращает первой стороне. Отправить договор можно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить лично под подпись. После подписания договора контрагентами процедура будет завершена.

Если же вторая сторона готова заключить договор, но имеет замечания по тексту проекта договора, она должна подготовить протокол разногласий. В этом случае необходимо перейти к шагу 3.

Шаг 3. Подготовка разногласий по условиям договора

Процедура направления протокола разногласий предусмотрена ч. 4 ст. 181 ХК. В частности, сторона, получившая проект договора, составляет протокол разногласий, о чем делает пометку в договоре, и направляет второй стороне два экземпляра протокола вместе с подписанным экземпляром договора. Сделать это необходимо в течение 20 дней или в срок, указанный в оферте.

Обычно прилагают еще сопроводительное письмо, в котором указывают, что именно направляют второй стороне (подписанный экземпляр договора с протоколом разногласий в двух экземплярах) и предлагают срок для ответа.

Законодательством не установлена форма протокола разногласий. На практике в таком протоколе указывают:

  • реквизиты договора, к которому составлен протокол;
  • дату составления;
  • наименования сторон;
  • пункты договора, по которым имеются разногласия, и редакцию этих пунктов либо пункты, дополняющие проект договора;
  • подписи и реквизиты сторон.

Протокол разногласий приведен в конце консультации (см. образец).

Сделайте все правильно: при составлении протокола разногласий рядом с подписью обязательно поставьте на обоих экземплярах договора пометку «Подписано с протоколом разногласий». Если этого не сделать, то протокол разногласий не примут во внимание и будет считаться, что договор подписан на условиях, которые были предложены в проекте.

Шаг 4. Согласование разногласий

При отсутствии возражений сторона, которая получила протокол разногласий, должна подписать оба экземпляра протокола и один экземпляр вернуть второй стороне. Подписать протокол необходимо в срок, указанный в сопроводительном письме, а если он не указан – в течение 20 дней. То есть у каждой стороны должны быть в наличии подписанные обеими сторонами экземпляр договора и экземпляр протокола разногласий.

Если сторона не согласна с предложенными в протоколе уточнениями, тогда договор считается незаключенным (ч. 8 ст. 181 ХК). В таком случае есть два варианта развития событий:

  • стороны отказываются от договорных отношений, если разногласия неустранимые;
  • стороны ищут компромисс и составляют новый вариант проекта договора.

Есть ли какие-то особенности согласования разногласий при заключении договора, основанного на госзаказе?

Если стороны заключают договор, основанный на госзаказе, либо исполнителем по договору выступает монополист (признанный таковым в установленном законодательством порядке), тогда следует руководствоваться нормами ч. 7 ст. 181 ХК. В частности, сторона, получившая протокол разногласий, но не согласная с предложениями, обязана передать эти разногласия для урегулирования в суд – в 20-дневный срок с момента получения протокола. В противном случае будет считаться, что протокол разногласий принят, то есть договор подписан с учетом протокола разногласий. Напомним, что споры по вопросам заключения договора подлежат рассмотрению в хозяйственном суде (ст. 20 ХПК).

Можно ли согласовать все правки в телефонном режиме, не составляя протокол разногласий?

Да, можно. Это зависит от того, как организована договорная работа у субъекта хозяйствования (далее – СХ). На практике довольно часто контрагенты не составляют протокол разногласий, а согласовывают спорные пункты договора путем ведения переговоров. К примеру, вторая сторона заранее, еще до направления проекта договора, вносит правки в него в телефонном режиме, согласовывает их с контрагентом и затем уже подписывает исправленный вариант.

Многие СХ часто пользуются именно этой процедурой, ведь устные договоренности могут привести к недопониманию, какие-то правки могут быть упущены, и в итоге СХ получит проект договора, в котором его замечания учтены не полностью.

Процедура подготовки протокола разногласий особенно актуальна, когда стороны территориально значительно удалены и у каждой из сторон внутренними положениями предусмотрена длительная процедура визирования договора различными службами.

Протокол разногласий также составляют при заключении договоров с участием монополистов, а также государственных, бюджетных контрагентов.

С какого момента договор считается заключенным?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 640 ГК, согласно которой:

  • договор является заключенным с момента получения лицом, которое направило предложение заключить договор, ответа о принятии этого предложения. То есть в момент, когда сторона получила подписанный экземпляр договора (или экземпляры договора и протокола разногласий);
  • если согласно акту гражданского законодательства для заключения договора необходима также передача имущества или совершение другого действия, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества или совершения определенного действия. Договоры, о которых идет речь в этой норме, относятся к реальным договорам, например, договор займа (ст. 1046 ГК);
  • договор, который подлежит нотариальному удостоверению, является заключенным со дня нотариального удостоверения.

Как видим, момент заключения договора зависит от вида договора. К примеру, если вы заключаете договор аренды автомобиля, одной из сторон которого является физлицо, то он будет считаться заключенным только после его нотариального удостоверения, ведь согласно ч. 2 ст. 799 ГК такие договоры подлежат нотариальному удостоверению.

Можно ли направить контрагенту протокол разногласий уже после заключения договора?

Нет, это не предусмотрено законодательством. Так, в постановлении Киевского апелляционного хозяйственного суда от 31.01.18 г. (ЕГРСР, рег. № 72092804) указано, что если на момент составления протокола разногласий договор уже вступил в силу, стороны договора лишены права вносить в него изменения в преддоговорном порядке, как это предусмотрено ст. 181 ХК. В таком случае нужно вносить изменения в заключенный договор на условиях, определенных ст. 188 ХК.

Могут ли стороны, которые намерены сотрудничать в будущем, заключать предварительный договор?

Да, могут. Это разрешено ст. 635 ГК и ст. 182 ХК. Предварительный договор – это соглашение сторон в будущем заключить основной договор на заранее принятых условиях (ст. 635 ГК). Типовая форма такого договора законом не определена, однако исходя из ст. 635 ГК в нем потенциальные партнеры должны указать:

  • вид договора, который они заключат в будущем. Это может быть любой договор – законодательство не ограничивает перечень сделок, по которым можно заключить предварительный договор;
  • срок или дату заключения основного договора (например: «до 31.12.18 г.» или «в течение 3 месяцев с даты заключения предварительного договора»). Однако необходимо учесть, что срок действия предварительного договора ограничен одним годом. То есть основной договор должен быть заключен в течение года с момента подписания предварительного договора (ч. 1 ст. 182 ХК);
  • конкретные условия будущего основного договора или порядок их определения;
  • обязанности сторон, вытекающие из предварительного договора. Эти обязанности состоят в том, чтобы заключить в оговоренный срок и на конкретных условиях основной договор. Стороны в предварительном договоре именуются так же, как и в основном, например: «Продавец» и «Покупатель»;
  • ответственность сторон за уклонение от заключения основного договора.

Предварительный договор заключается в той же форме, что и основной. А это значит, что если для основного договора:

  • предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение, то и предварительный договор надо удостоверить у нотариуса;
  • законом не установлена конкретная форма, то предварительный договор составляется в простой письменной форме.

Часто стороны оформляют протокол о намерениях, а не предварительный договор. Это одно и то же?

Нет, это не одно и то же. Если в протоколе о намерениях отсутствует волеизъявление сторон относительно предоставления ему силы предварительного договора, то он не считается таковым (ч. 4 ст. 635 ГК, ч. 6 ст. 182 ХК).

ОБРАЗЕЦ

 Протокол розбіжностей до Договору поставки від 01.10.18 р. № 56 між ПП «Цукор» (Замовник) і ТОВ «Самохід» (Постачальник)

м. Житомир      10.10.18 р.

Приватне підприємство «Цукор» в особі директора Караваєва Сергія Павловича, який діє на підставі Статуту (надалі іменується Постачальник), з однієї сторони, та Товариство з обмеженою відповідальністю «Самохід» в особі директора Соколенка Андрія Володимировича, який діє на підставі Статуту (надалі іменується Покупець), з іншої сторони, які разом надалі іменуються Сторони, підписали цей протокол розбіжностей (далі – Протокол) про таке:

1. Сторони домовились читати пункти договору поставки від 01.10.18 р. № 56 (далі – Договір), викладені в Протоколі, в редакції Покупця:

Пункт Договору

Редакція Постачальника

Редакція Покупця

1

2

3

П. 5.2

У разі виявлення товару, який не відповідає технічним умовам та стандартам, а також виробничих дефектів у гарантійний період експлуатації виклик представника Постачальника є обов’язковим. У разі неприбуття представника Постачальника в установлений строк акт складається в односторонньому порядку

У разі виявлення товару, який не відповідає технічним умовам та стандартам, а також виробничих дефектів у гарантійний період експлуатації виклик представника Постачальника є обов’язковим.

Представник зобов’язується прибути для складання акта невідповідностей, в якому сторони зазначають виявлені невідповідності та строк їх усунення, протягом 72 годин з дати отримання відповідного повідомлення Замовника. У разі неприбуття представника Постачальника в установлений строк акт складається в односторонньому порядку

П. 5.3

Строк усунення недоліків або заміни товару в межах гарантійного строку – 20 днів з моменту виявлення дефектів. Постачальник усуває недоліки та проводить заміну товару на якісний власним коштом

Строк усунення недоліків, що виникли з вини Постачальника, або заміни товару в межах гарантійного строку встановлюється Сторонами в двосторонньому акті невідповідностей, а в разі складання Покупцем акта в односторонньому порядку – 20 (двадцять) календарних днів з моменту спливу 72 годин з дати отримання Постачальником повідомлення Покупця про виявлені дефекти товару. Постачальник усуває недоліки, що виникли з вини Постачальника, та проводить заміну товару на якісний власним коштом

П. 7.5

Постачальник на підставі визнаної претензії у погоджений строк, але не більше 20 днів, здійснює власним коштом заміну невідповідного асортименту, дефектного товару на якісний або усуває виявлені дефекти

Постачальник на підставі визнаної претензії у погоджений Сторонами в п. 5.3 Договору строк здійснює власним коштом заміну невідповідного асортименту, дефектного товару на якісний або усуває виявлені дефекти

П. 11.3

Постачальник за Договором несе таку відповідальність:

– у разі затримки поставки товару або поставки не в повному обсязі, заявленому Замовником, сплачує пеню у розмірі подвійної облікової ставки НБУ від суми непоставленого товару за кожний день затримки;

– за порушення строків поставки продукції, визначених Договором, має сплачувати штраф у розмірі 10 % суми не поставленої у строк продукції;

– у разі постачання неякісної продукції має замінити продукцію на якісну власним коштом у строк, що не перевищує 20 діб, та сплачувати штраф у розмірі 10 % суми поставленої продукції неналежної якості;

– у разі передачі прав та обов’язків за укладеним договором поставки продукції іншим особам Постачальник, що порушив зобов’язання, сплачує Покупцю штраф у розмірі 15 % суми договору

Постачальник за Договором несе таку відповідальність:

– у разі затримки поставки погодженого Сторонами у відповідній специфікації товару або поставки товару не в повному обсязі сплачує пеню у розмірі подвійної облікової ставки НБУ, що діяла на момент прострочення зобов’язання, від вартості непоставленого товару за кожний день затримки;

– за порушення строків поставки товару понад 30 календарних днів, визначених Договором, на підставі вимоги Замовника сплачує штраф у розмірі 15 % суми вартості не поставленого в строк товару;

– у разі постачання неякісного товару має замінити товар на якісний власним коштом у строк, погоджений Сторонами в п. 5.3 Договору, а за прострочення таких строків за вимогою Покупця сплачувати штраф у розмірі 15 % вартості поставленого товару неналежної якості;

– у разі передачі прав та обов’язків за укладеним договором (специфікацією) поставки товару іншим особам Постачальник, що порушив зобов’язання, сплачує Покупцю штраф у розмірі 20 % суми договору (специфікації)

2. Усі інші пункти Договору залишаються без змін.

3. Протокол є невід’ємною частиною Договору.

4. Протокол укладено в двох автентичних примірниках рівної юридичної сили, по одному для кожної зі сторін.

Підписи та реквізити Сторін

                                   Постачальник:                                                 Покупець:

<...>

Выводы

Хозяйственный договор излагается в форме единого документа, подписанного сторонами. Также разрешено заключать договоры упрощенным способом: путем обмена письмами, факсо-, теле-, телефонограммами и т. п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов. Исключение составляют организационно-хозяйственные договоры (например, договор о совместной деятельности, учредительный договор, другие договоры по управлению хоздеятельностью). Проект договора может предлагать любая из сторон.

Зразок.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Заключение хоздоговора: схема действий