Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Возврат товаров: особенности в интернет-торговле

26.05.2020 3173 0 3

Любой интернет-магазин сталкивается с проблемой возврата товаров. Получая требование о возврате от покупателя, нужно понять, насколько оно правомерно. Ведь интернет-торговля – это дистанционный способ продажи, имеющий свои особенности. Рассмотрим, на что обратить внимание интернет-магазинам при возврате покупателями товаров, а также какие налогово-бухгалтерские последствия он за собой влечет.


Порядок возврата товара покупателю

Абзац третий ч. 11 ст. 11 Закона от 03.09.15 г. № 675-VIII «Об электронной коммерции» (далее – Закон № 675) требует, чтобы подтверждение совершения электронной сделки содержало условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы или оказания услуги. То есть на первый взгляд создается впечатление, что конкретной процедуры возврата товаров указанный Закон не предусматривает, поэтому такая процедура устанавливается по согласованию сторон.

Вместе с тем, по нормам ч. 4 ст. 13 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023) потребитель вправе расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления продавца (исполнителя) об этом в течение 14 дней с момента подтверждения информации или с момента получения товара либо первой поставки товара. Если подтверждения информации не требуется, потребитель может расторгнуть договор в течение 14 дней с момента его заключения. В случае продажи материальных вещей их возврат также свидетельствует о расторжении договора.

К сведению! Подробнее о том, какую информацию должен предоставить потребителю перед заключением договоров на расстоянии производитель (исполнитель) и как ее подтвердить, см. в ч. 2 и 3 ст. 13 Закона № 1023.

Если подтверждение информации не соответствует требованиям ч. 3 указанной статьи, срок, в течение которого потребитель имеет право расторгнуть договор, составляет 90 дней с момента получения такой информации, или в случае продажи материальных вещей – с момента получения товара или первой поставки товара. Если в течение этого срока подтверждение информации было исправлено, потребитель имеет право расторгнуть договор в течение 14 дней с момента получения исправленного подтверждения.

В случае если иное не предусмотрено договором, потребитель согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 1023 не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, если:

  • предоставление услуги или поставка товара электронными средствами связи при согласии потребителя состоялись до окончания срока расторжения договора, о чем потребителю было сообщено в подтверждении информации;
  • цена товара или услуги зависит от котировок на финансовом рынке, то есть вне контроля продавца;
  • договор касается изготовления или переработки товара на заказ потребителя, то есть если товар не может быть продан другим лицам или может быть продан только с существенными финансовыми потерями для продавца (исполнителя);
  • потребитель открыл аудио- или видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, которые поставляются запечатанными;
  • договор касается доставки периодических изданий;
  • договор касается лотерей или других азартных игр.

Напомним, что в приложении 3 к постановлению КМУ от 19.03.94 г. № 172 утвержден Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату) (далее – Перечень № 172). Он составлялся еще под старую редакцию Закона № 1023. В действующей редакции данного Закона этот Перечень упоминается только в привязке к основаниям возврата товаров надлежащего качества, определенным в ст. 9 (абзац четвертый ч. 1). Вместе с тем, в специальной ст. 13 Закона № 1023, посвященной правам потребителей при заключении договора на расстоянии, ограничения по такому возврату не упомянуты (так же, как и в Правилах продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103; далее – Правила № 103). Это создает коллизию: применять Перечень № 172 интернет-магазинам или нет?

К счастью, по этому поводу Минэкономразвития высказалось в своем письме от 08.06.16 г. № 3631-04/17265-07: вернуть или обменять непродовольственный товар надлежащего качества на другой, аналогичный, можно, в частности, если товар не входит в Перечень № 172. И, по мнению профильного министерства, сказанное распространяется также на случаи заключения договора на расстоянии.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 13 Закона № 1023 к договору, заключенному на расстоянии, применяются положения ч. 5–9 ст. 12 данного Закона для договоров, заключенных вне торговых или офисных помещений. В указанных нормах ст. 12 Закона № 1023 содержится два момента, на которые следовало бы обратить внимание читателю.

Во-первых, это вопрос возмещения продавцом расходов, понесенных потребителем в связи с возвратом товаров. Такой возврат может происходить по двум причинам: расторжение заключенного договора (ч. 5 ст. 12 Закона № 1023) или признание договора недействительным в связи с непредоставлением документа (электронного документа), подтверждающего факт осуществления сделки (ч. 6 ст. 12 Закона № 1023). В обоих случаях такие расходы в конечном итоге ложатся на продавца.

Во-вторых, важно помнить о сроках возврата денег за товар. В ч. 5 ст. 12 Закона № 1023 о таких сроках при расторжении заключенного договора ничего не говорится. Такой срок (30 дней с момента уведомления потребителем о расторжении договора) установлен ч. 4 ст. 12. Однако о том, что ч. 4 применяется к договорам, заключенным на расстоянии, в ст. 13 Закона № 1023 речь не идет. Что касается недействительного договора, то такие сроки в ч. 6 ст. 12 Закона № 1023 установлены: 30 дней с момента получения уведомления от потребителя.

В абзац четвертый ч. 5 ст. 12 Закона № 1023 упоминается еще один срок, связанный с расторжением договора, – максимальный срок хранения потребителем товара, в отношении которого продавец (исполнитель) не принял мер для его возврата. Обязанность потребителя хранить у себя товар прекращается по истечении 60 дней после его получения, затем такой товар переходит в собственность потребителя без возникновения обязательства по оплате его стоимости.

Договором может предусматриваться, что товары или результаты работ (услуг), которые были отправлены по почте (через службу доставки), в случае расторжения договора также должны быть возвращены по почте (через службу доставки) (абзац второй ч. 5 ст. 12 Закона № 1023).

Итак, договор, заключенный на расстоянии, может быть расторгнут (или признан недействительным) на основании уведомления потребителя. Однако о форме такого уведомления умалчивается как в Законе № 1023, так и в Правилах № 103.

К сведению! Можно предположить, что такое уведомление тождественно электронному уведомлению из п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 675.

В частности, на сайте интернет-магазина может быть размещен бланк заявления потребителя на возврат товара. Несмотря на то что покупатели интернет-магазина, в отличие от обычной розницы, идентифицируются, процедура возврата товара такому субъекту электронной торговли может потребовать от потребителя вложить в отправление с возвращаемым товаром копии товарного или фискального кассового чека, некоторых страниц паспорта и т. п.

По нормам ч. 7 ст. 12 Закона № 1023 для осуществления права на расторжение договора потребитель должен хранить полученный товар в неизмененном виде. Уничтожение, повреждение или порча товара, которая произошла не по вине потребителя, не лишает его права на расторжение договора. Точно так же потребителя не лишает такого права уменьшение стоимости товара вследствие открытия упаковки, осмотра или проверки товара (за исключением товаров, которые при возврате нельзя вскрывать).

В случае если продавец (исполнитель) или третье лицо предоставил потребителю кредит на сумму денежных средств по договору, заключенному вне торговых или офисных помещений, такой кредит теряет силу в момент расторжения договора (ч. 8 ст. 12 Закона № 1023).

Если вопреки требованиям ст. 12 Закона № 1023 в течение установленных сроков продавец (исполнитель) не осуществляет возврат уплаченной суммы денежных средств за товар в случае расторжения договора, потребителю выплачивается неустойка в размере 1 % стоимости товара за каждый день задержки возврата денег.

Возврат товара покупателю – субъекту хозяйствования

На такого покупателя не распространяется Закон № 1023. Тем не менее, он может вернуть товар согласно нормам Гражданского кодекса (далее – ГК), если:

  • товар некачественный или имеет существенные недостатки (ст. 678);
  • товар поставлен в меньшем количестве (ст. 670), не того ассортимента (ст. 672) или не той комплектности (ст. 684) и при этом продавец не осуществил дополнительную поставку для исправления своих ошибок;
  • производитель отозвал свой товар (ст. 6811).

Отметим, что ч. 1 ст. 525 ГК не допускает односторонний отказ от обязательства. Однако это возможно, если стороны в договоре предусмотрели право покупателя при наступлении определенных обстоятельств возвратить качественный товар продавцу. В противном случае возврат товара оформляется как встречная поставка по новому договору, а затем стороны производят зачет встречных однородных требований по договорам (что повлечет за собой соответствующие налоговые последствия).

Возврат денежных средств: способы

Если первоначальная оплата товара могла быть в наличной или безналичной форме, то с выбором формы возврата денежных средств возникают в определенные трудности.

Если товар забирался самовывозом из пункта выдачи и оплата производилась наличностью, то выдать такие наличные в случае обращения покупателя при возврате товара в магазин (в офис, на склад) не составит особого труда. Если же покупатель в пункте выдачи расплачивался платежной карточкой, то у него там же есть выбор: вернуть деньги по безналичному расчету или наличность. Такой позиции, основываясь на том, что Законом № 1023 не определен способ возврата денежных средств за возвращенный товар, который был приобретен с использованием платежной карточки, придерживается НБУ в своем письме от 12.10.16 р. № 57-0002/84778.

Если доставка товара производилась через курьера продавца, то возможно, чтобы курьер точно так же пришел за возвращаемым товаром. Если покупатель производил оплату наличными, то фактически курьер должен вернуть наличные в день возврата. Если оплата при такой доставке была платежной карточкой, то деньги вернутся на ту же карточку, с которой был оплачен заказ. Если оплата была платежным переводом или через программно-технические комплексы самообслуживания, то интернет-магазин может вернуть деньги почтовым переводом на адрес, указанный при оформлении возврата, или на платежную карточку.

Но в большинстве своем интернет-магазины не хотят лишний раз рисковать с наличностью и стараются возвращать деньги на счет покупателя, к которому открыта платежная карточка. Более того, условиями возврата товаров интернет-магазина может быть предусмотрено, что товар, первоначально доставляемый собственным курьером, подлежит возврату через службу доставки, отправкой через которую придется заниматься покупателю, либо же покупателю в целях возврата товара лично придется обратиться в магазин (в офис, на склад) продавца.

Аналогично будет обстоять дело и с возвратом товара, который изначально доставлялся через службу доставки (почтовую службу). Напомним, что далеко не каждая из них может принимать от покупателя наличность в целях ее перевода интернет-магазину. Но даже если покупатель расплатился с такой службой наличными, интернет-магазину будет проще перечислить деньги по безналу напрямую покупателю, чем возвращать наличность службе доставки, чтобы та перевела ее покупателю.

Возврат денежных средств наличными

Выдача наличных денежных средств за возвращенный товар попадает под определение расчетной операции. Это прямая норма ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265). При этом регистрация выдачи денежных средств при возврате товара может быть проведена двумя способами (п. 7 разд. ІІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547; далее – Порядок № 547):

  • если РРО имеет функцию отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, то расчетная операция оформляется распечаткой фискального кассового чека выдачи денежных средств по форме № ФКЧ-2 (приложение 2 к Положению о форме и содержании расчетных документов, утвержденному приказом Минфина от 21.01.16 г. № 13);
  • если РРО вышеуказанной функции не имеет, то расчетная операция оформляется как «служебная выдача».

Кроме того, если стоимость возвращаемого товара превышает 100 грн, материально ответственное лицо интернет-магазина или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче денежных средств. В акте согласно абзацу первому п. 8 разд. ІІІ Порядка № 547 необходимо указать:

  • данные документа, устанавливающего личность покупателя, возвращающего товар;
  • сведения о товаре;
  • сумму выданных денежных средств;
  • номер и дату расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

Законодательство не требует от продавца прилагать к такому акту оригинал выданного при покупке фискального чека либо иной документации. При этом продавец для внутреннего учета может сделать копию данного кассового чека. Право продавца требовать от покупателя передачи оригинала фискального документа для возврата товара либо услуг законодательством о РРО и защите прав потребителей не предусмотрено.

Возврат денежных средств в безналичной форме

Статьей 2 Закона № 265 также предусмотрено, что под определение расчетной операции подпадает применение банковской платежной карточки в случае возврата товара. Следовательно, такая операция также оформляется распечаткой чека по форме № ФКЧ-2 и составлением акта о выдаче денежных средств, о которых речь шла в предыдущем разделе данной статьи.

Естественно, это все без проблем можно оформить при непосредственном нахождении покупателя, возвращающего товар, на территории магазина. То есть при, так сказать, физическом контакте продавца и покупателя и физическом проведении банковской платежной карточки через терминал. А как же быть в ситуации, когда продавец возвращает деньги за товар на карточный счет покупателя без физического контакта с ним и его карточкой?

В ИНК ГФС от 16.08.19 г. № 3855/6/99-99-14-05-01-15/ІПК рассматривалась следующая ситуация: гражданин в сети Интернет заказал и оплатил билет на перевозки речным транспортом в безналичной форме путем перечисления денежных средств с текущего счета на текущий счет (или внес денежные средства в банк для дальнейшего их перечисления на текущий счет). То есть покупка билета проводилась без использования банковских платежных карт. В дальнейшем покупатель отказался от него, и ГФС приходит к выводу, что возврат денежных средств производится без применения РРО с расчетного счета предприятия на счет потребителя, который указывается покупателем.

Отметим, что тут абсолютно не важно, как приобретался товар. Если покупатель в заявлении на возврат указал реквизиты своего счета, то перевод денег на данный счет – классическая безналичная банковская операция, которая, естественно, не требует применения РРО (абзац первый п. 2 ст. 9 Закона № 265).

Даже если покупатель и не указал в заявлении реквизиты своего счета (по причине того, что этот счет был использован при оплате товара), переживать по поводу применения РРО не стоит. По этому вопросу в ИНК ГНС от 14.04.20 г. № 1513/6/99-00-05-04-01-06/ІПК отмечено следующее: возврат денежных средств производится предприятием без использования РРО с расчетного счета на карточный счет потребителя, который был использован при оплате товара, если расчет за товар был осуществлен через сеть Интернет с использованием платежной банковской карты и потребитель отказался от товара, а место осуществления расчетов определить невозможно, поскольку, в частности, доставка была осуществлена через отделение почты.

И действительно, местом проведения расчетов согласно ст. 2 Закона № 265 является, в частности, место получения покупателем товаров, предварительно оплаченных с применением платежных карточек. То есть при покупке товара с использованием банковской платежной карточки место проведения расчетов еще определить возможно, а вот при возврате денег на карточный счет покупателя без физического контакта с его карточкой – нет.

Ну а поскольку нет места проведения расчетов, РРО, естественно, не применяется. А если не применяется РРО, то и не составляется акт о выдаче денежных средств.

Налогово-бухгалтерские последствия

Как предусмотрено п. 7 П(С)БУ 15 «Доход», доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это общий доход (выручка) от реализации продукции, товаров, работ или услуг без вычета, в частности, возврата ранее проданных товаров. Поэтому при возврате товаров отраженный ранее доход от реализации не корректируют. Для учета возврата товаров у продавца Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 704 «Вычеты из дохода».

При возврате товаров покупателем – плательщиком НДС продавец согласно пп. «а» пп. 192.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) должен уменьшить (откорректировать) налоговые обязательства по НДС на дату возврата. Основанием для НДС-корректировки является расчет корректировки к налоговой накладной, зарегистрированный в ЕРНН. Такой расчет составляется поставщиком (лицом, составившим налоговую накладную, подлежащую корректировке). А вот регистрировать в ЕРНН расчет корректировки, составленный на возврат товаров, должен покупатель.

Если товар возвращает покупатель – неплательщик НДС, поставщик при корректировке своих налоговых обязательств руководствуется п. 192.2 НК. Уменьшать свои обязательства при взаимоотношениях с неплательщиком НДС разрешается только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости. Расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на неплательщика НДС, составляется и регистрируется в ЕРНН, естественно, поставщиком.

При этом, как отмечено в категории 101.15 ОИР , в случае возврата покупателем (не являющимся плательщиком НДС) товара, который был реализован ему и отражен поставщиком в налоговой накладной, составленной по ежедневным итогам операций, сумма налоговых обязательств поставщика подлежит соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к такой налоговой накладной (при условии предоставления покупателю полной денежной компенсации стоимости возвращенного товара).

Пример

Интернет-магазин реализовал со склада товар покупателю на сумму 3 600 грн, в т.ч. НДС – 600 грн. Себестоимость реализованного товара – 2 100 грн. Впоследствии покупатель возвратил указанный товар (был оприходован на склад интернет-магазина), а интернет-магазин ему – деньги на счет.

В бухучете операции по возврату товара будут отражены следующим образом:

грн

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

Возвращен товар

704

361

3 600

2

Откорректированы налоговые обязательства по НДС (методом «сторно»)

704

641

(600)

3

Оприходован возвращенный товар (методом «сторно»)

902

281

(2 100)

4

Возвращены покупателю денежные средства за товар

361

311

3 600

Вывод

В интернет-торговле, как и в случае стационарной торговли, необходимо соблюдать порядок возврата товара продавцу и денежных средств покупателю. Следует помнить, что способ возврата денежных средств зависит от того, в какой форме осуществлялась оплата товара, а выдача наличных денежных средств за возвращенный товар подпадает под определение расчетной операции. Но РРО при этом применяется только в случае наличия места проведения расчётов.

Таблица_Операции по возврату товара.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы