Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

РК при изменении количества товара


Стороны договора поставки (поставщик и покупатель) могут договориться об изменении количества поставляемого товара как после перечисления предоплаты, так и после отгрузки товара. Причины изменения количества могут быть разные, но ясно одно: если количество товара меняется после того, как первое событие по договору уже произошло, необходимо выписать расчет корректировки (далее – РК). На это прямо указывает п. 192.1 НК, ведь при изменении количества товара меняется и общая договорная стоимость такого товара.

Рассмотрим, на какую дату нужно выписывать РК и как его заполнить в различных ситуациях, связанных с изменением количества товара. При этом будем ориентироваться на нормы п. 192.1, пп. 192.1.1, 192.1.2 НК, Порядок № 1307 и Письмо № 36942.


Порядок составления РК

При изменении количества товара составляется РК с кодом причины корректировки «102 – зміна кількості».

Когда можно говорить об изменении количества товара и применении кода «102 – зміна кількості»?

Под изменением количества товара для целей применения кода «102» следует понимать уменьшение (не до нуля!) или увеличение количества товара по одной или нескольким товарным позициям без изменения цены за единицу товара. При этом такое изменение может произойти:

  • после отгрузки товара (например, поставщик поставил покупателю 7 пылесосов, 3 из них оказались бракованными, и покупатель вернул их поставщику). Налицо изменение количества по товарной позиции «пылесос». Сравните: если бы покупатель вернул не 3, а все 7 пылесосов, тогда шла бы речь о полном возврате товара по товарной позиции «пылесос» и применялась бы причина корректировки «103 – повернення товару або авансових платежів»;
  • после предоплаты (например, покупатель перечислил предоплату за 10 телевизоров и 20 ноутбуков, а потом передумал и решил приобрести 5 телевизоров и 25 ноутбуков).

Обратите внимание! Увеличение количества товаров (без изменения цены за еди­ницу товара) в большинстве случаев сопровождается не выпиской РК, а составлением налоговой накладной (далее – НН) на добавленное количество товара на дату его допоставки или дату получения доплаты за него. Оформлять РК при увели­чении количества товаров можно только в отдельных ситуациях (например, когда в пределах суммы пред­опла­ты увеличивается количество одного товара и уменьшается (в т. ч. до нуля) количество другого).

Заметим, что если при изменении количества товара меняется и его цена, то корректировка производится с кодом причины «104 – зміна номенклатури».

Каковы общие правила оформления РК с условным кодом причины корректировки «102 – змІна кількості» согласно п. 23 Порядка № 1307?

На каждую товарную позицию, по которой меняется количество товара, в разделе Б РК должно быть заполнено только две строки:

  • первая строка «минусовая» – в ней, по сути, методом «сторно» минусуется (выводится в ноль) строка из НН, в которой меняется количество товара;
  • вторая строка «плюсовая» – с ее помощью в НН вносится дополнительная строка с новым количеством товара.

Эти две строки составляют одну группу корректировки, поэтому в графе 2.2 раздела Б РК по ним должен быть указан одинаковый порядковый номер корректировки (п. 23 Порядка № 1307, п. 4.5 Письма № 36942).

Внимание! Количество товарных позиций из НН, по которым проводятся корректировки в одном и том же РК, не ограничено (т. е. групп корректировок в РК может быть несколько, и каждой из них присваивается свой последовательный порядковый номер).

Запомните, что по корректировке с условным кодом «102 – зміна кількості»:

  • каждой «минусовой» строке должна соответствовать только одна «плюсовая»;
  • каждая корректировка не должна быть с нулевым итогом – итогом корректировки должно быть либо уменьшение, либо увеличение налоговых обязательств.

Порядок заполнения раздела Б в РК с условным кодом «102» таков (п. 23 Порядка № 1307, п. 4.1, 4.5 Письма № 36942):

  • в графе 1.1 приводится порядковый номер строки РК (нумерация начинается с 1 и ведется в сквозном порядке). При этом если у «минусовой» строки был порядковый номер 1, то у «плюсовой» будет порядковый номер 2;
  • графе 1.2 указывается: в «минусовой» строке – номер строки из НН, которая корректируется (например, если в НН было всего 5 строк и при этом меняется количество товара в стр. 3, то и в гр. 1.2 нужно указать 3), в «плюсовой» строке – номер строки, которая вносится в НН дополнительно вместо корректируемой строки (например, если в НН было всего 5 строк, то в гр. 1.2 надо указать 6);
  • значение граф 3, 4.1–4.3, 5, 6, 11, 12 и 15 «минусовой» и «плюсовой» строк РК соответствует значению граф 2, 3.1–3.3, 4, 5, 8, 9 и 12 строки НН, которая корректируется. Если какие-либо из этих граф не были заполнены в НН, то они не должны заполняться и в РК;
  • заполняются графы 7 и 8, а графы 9 и 10 остаются пустыми. При этом в графе 7 в первой «минусовой» строке указывается старое количество со знаком «–», а во второй «плюсовой» строке – новое количество без минуса. В графу 8 «минусовой» и «плюсовой» строк переносится цена из НН без минуса;
  • в графах 13 и 14 автоматическим итогом рассчитываются объемы поставки без учета НДС и сумма НДС для операций, облагаемых налогом по ставкам 7 % и 20 % соответственно. Естественно, в «минусовой» строке эти графы будут заполнены со знаком «–», а в «плюсовой» значения граф будут положительными.

Практические ситуации

Ситуация 1. Уменьшение количества товара после поставки

По договору поставки, заключенному между плательщиками НДС, состоялись такие операции:

  • 27.12.19 г. поставщик отгрузил покупателю товары украинского производства: 5 шт. товара 1 (код УКТВЭД – 1111) стоимостью 9 000 грн/шт. (в т. ч. НДС – 1 500 грн) и 10 шт. товара 2 (код УКТВЭД – 2222) стоимостью 6 000 грн/шт. (в т. ч. НДС – 1 000 грн). На дату отгрузки (первое событие) была выписана НН, в которой товар 1 был указан в строке 1, а товар 2 – в строке 2;
  • 08.01.20 г. стороны подписали дополнительное соглашение, согласно которому 4 шт. товара 2 должны быть возвращены поставщику из-за неудовлетворительного качества;
  • 14.01.20 г. покупатель оплатил 5 шт. товара 1 и 6 шт. товара 2;
  • 21.01.20 г. 4 шт. товара 2 были возвращены поставщику.

Анализ ситуации

Дата составления РК. РК должен быть составлен 21.01.20 г., когда покупатель вернул часть товара 2 поставщику.

Поясним. Дата подписания допсоглашения для целей РК значения не имеет, поскольку на эту дату никакого события, связанного с изменением суммы компенсации за товар, не происходит. На дату оплаты товаров (14.01.20 г.) РК тоже не может быть выписан. Ведь хотя оплата была произведена с учетом уменьшения количества товара 2, 4 шт. этого товара, подлежащие возврату, все еще находились у покупателя. И только 21.01.20 г., когда покупатель вернул 4 шт. товара 2, поставщик имеет право оформить РК – именно в этот день произошло фактическое изменение суммы компенсации за товар 2.

Порядок составления РК. В нашем случае меняется количество товара 2. А значит, в РК будет одна группа корректировки с условным кодом «102». В разделе Б РК будет заполнено две строки:

  • первая полностью сминусует строку 2 НН, где было указано первоначальное количество товара 2;
  • вторая «плюсовая» добавит в НН новую строку 3, в которой будет указано новое количество товара 2.
  • В этих строках будут заполнены графы 7 и 8, а графы 9 и 10 останутся пустыми.

Покажем, как заполнить раздел Б РК в этом случае (см. фрагмент 1).

В разделе А этого РК будут указаны: в строке IV – «–20 000,00»; в строке II – «–4 000,00»; в строке I – «–4 000,00».

Ситуация 2. Увеличение и уменьшение количества товара после предоплаты

По договору поставки, заключенному между плательщиками НДС, состоялись такие операции:

  • 10.12.19 г. поставщик получил предоплату за товары украинского производства: 10 шт. товара 1 (код УКТВЭД – 1111) стоимостью 12 000 грн/шт. (в т. ч. НДС – 2 000 грн) и 20 шт. товара 2 (код УКТВЭД – 2222) стоимостью 3 600 грн/шт. (кроме того НДС – 600 грн). На дату отгрузки (первое событие) была выписана НН, в которой товар 1 был указан в строке 1, а товар 2 – в строке 2;
  • 27.12.19 г. стороны подписали допсоглашение, согласно которому фактически будет поставлено 15 шт. товара 1, а товар 2 поставляться не будет;
  • 10.01.20 г. поставщик вернул покупателю излишне перечисленную предоплату в сумме 12 000 грн (в т. ч. НДС – 2 000 грн);
  • 21.01.20 г. поставщик отгрузил товар 1 покупателю.

Анализ ситуации

Дата составления РК. РК должен быть составлен 10.01.20 г., когда поставщик вернул излишне перечисленную предоплату, а значит, фактически изменилась сумма компенсации за товары (дата подписания допсоглашения для целей оформления РК значения не имеет). При этом нужно произвести корректировку и по товару 1, и по товару 2. На дату отгрузки товара 1 (21.01.20 г.) уже ничего составлять не нужно.

Порядок составления РК. В нашем случае меняется количество и товара 1, и товара 2. А значит, в РК будет две группы корректировки, причем с разными кодами причины (такая ситуация допустимасм. п. 4.5 Письма № 36942).

По товару 1 количество товара увеличивается, поэтому по нему будет группа корректировки с условным кодом причины «102 – зміна кількості». В разделе Б РК эта группа будет содержать две строки:

  • первую, которая полностью сминусует строку 1 НН, где было указано старое количество товара 1;
  • вторую, которая добавит в НН новую строку 3 с новым количеством товара 1.

По товару 2 количество товара уменьшается до 0. Поэтому по нему будет группа корректировки с условным кодом «103 – повернення товару або авансових платежів». В разделе Б РК эта группа будет содержать только одну строку, которая полностью сминусует строку 1 НН, где было указано первоначальное количество товара 2. Подробнее о порядке заполнения РК с кодом причины «103» см. в материале «РК при возвращении товара или предоплаты».

И по товару 1, и по товару 2 в группах корректировки будут заполнены графы 7 и 8, а графы 9 и 10 останутся пустыми.

Покажем, как заполнить раздел Б РК в этой ситуации (см. фрагмент 2).

В разделе А этого РК будут указаны: в строке IV – «–10 000,00»; в строке II – «–2 000,00»; в строке I – «–2 000,00».

Комментарии к материалу
Статьи по теме
25.11.2025
Продажа программного обеспечения: какой код должен быть в налоговой накладной?
С 03.10.2025 условный код УКТВЭД 00502 для программной продукции отменен, поэтому бухгалтерам больше нельзя его проставлять в налоговых накладных. В статье выясняем, какой код следует указывать в налоговой накладной при поставке программного обеспечения, чтобы не иметь претензий от ГНС. Условный код...
13.10.2025
Как зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в случае увольнения ответственного за их регистрацию лица
Что делать, если лицо, отвечающее за подписание налоговых накладных и расчетов корректировки, уволилось? В статье расскажем, кто может подписывать эти документы вместо него и как избежать проблем с их регистрацией и штрафов. Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, о...
06.10.2025
Таблица данных плательщика: анализируем изменения, действующие с 27.09.2025
С 27 сентября 2025 года изменился порядок автоматического учета Таблицы данных плательщика и ее роль в разблокировке налоговых накладных/расчетов корректировки. В статье объясняем, что новое предусмотрено для сельхозпроизводителей и других плательщиков НДС, а также может ли подача Таблицы данных уме...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
01.12.2025
Услуги по перегону автомобилей: учетные аспекты
Предприятие начинает заниматься предоставлением услуг по перегону автомобилей. Об особенностях документального оформления, бухгалтерском и налоговом учете таких операций читайте в этой статье. У предприятия, решившего предоставлять услуги по перегону автомобилей, обязательно возникнет вопрос, как уч...
27.11.2025
Перегон автомобиля: как организовать деятельность?
Предприятие намерено предоставлять услуги по перегону автомобилей. В статье юрист расскажет, как организовать такую деятельность с учетом требований гражданского и трудового законодательства. Ситуация. Общество с ограниченной ответственностью планирует заняться новым видом деятельности – предо...
25.11.2025
Продажа программного обеспечения: какой код должен быть в налоговой накладной?
С 03.10.2025 условный код УКТВЭД 00502 для программной продукции отменен, поэтому бухгалтерам больше нельзя его проставлять в налоговых накладных. В статье выясняем, какой код следует указывать в налоговой накладной при поставке программного обеспечения, чтобы не иметь претензий от ГНС. Условный код...
Лучшие материалы