Ответственность за нарушения в сфере наличного обращения
23.06.19 г. вступил в силу Указ Президента от 20.06.19 г. № 418/2019 (далее – Указ № 418), отменяющий, в частности, Указ Президента от 12.06.95 г. № 436/95 (далее – Указ № 436), который устанавливал штрафные санкции за нарушение норм по регулированию обращения наличных. Его действие распространялось на юридических лиц всех форм собственности, физических лиц – граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, а также на постоянные представительства нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность.
Цель президентской инициативы: уменьшить регуляторное и административное давление на бизнес, улучшить инвестиционный климат и условия ведения бизнеса в Украине.
Указ № 418 вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования (опубликован в газете «Урядовий кур’єр» от 22.06.19 г. № 116). То есть с 23 июня штрафные санкции, установленные Указом № 436, не действуют.
Какие штрафы отменены
Если проверяющие нашли у предприятия или предпринимателя одно из приведенных в табл. 1 нарушений уже после 22 июня, то штрафы по Указу № 436 применяться к такому нарушителю не будут.
Таблица 1
№ |
Нарушение |
Размер отмененного штрафа |
1 |
2 |
3 |
1 |
Превышение установленного лимита остатка наличных в кассах |
Двукратный размер сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день |
2 |
Неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование наличных поступлений в кассах |
Пятикратный размер неоприходованной суммы |
3 |
Расходование наличной выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых наличных поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности (за исключением экстренных (неотложных) обстоятельств, а именно социальных выплат гражданам на погребение, пособия при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы) |
В размере неправомерно осуществленных выплат |
4 |
Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных денежных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным денежным средствам |
25 % выданных под отчет сумм |
5 |
Использование полученных в учреждении банка наличных денежных средств не по целевому назначению |
В размере израсходованных средств |
6 |
Проведение наличных расчетов без представления получателем денег платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который подтверждал бы уплату покупателем наличных* |
В размере уплаченных средств |
* Штраф применялся к субъекту хозяйствования (далее – СХ), например, в случае, если подотчетному лицу выплачены суммы по утвержденному авансовому отчету, не подкрепленному соответствующими расчетными документами. |
А являются ли вообще нарушениями перечисленные в табл. 1 действия СХ? Относительно п. 1, 2, 4 – безусловно да, являются, а по п. 3 – нет (на основании пп. 6 п. 58 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148), по п. 5 – нет (Положением № 148 не установлены специальные требования по этому вопросу). Положением № 148, установлено требование к предприятиям разработать положение об оприходовании наличных в кассе и о расчете лимита кассы (п. 12). Предприятия обязаны придерживаться установленного ими лимита кассы (п. 15). А наличные деньги выдаются под отчет только при условии, что подотчетное лицо в установленном порядке отчиталось за ранее полученные под отчет суммы (п. 19). Проверять СХ будет ГФС по всем направлениям контроля, перечисленным в п. 57. И поэтому, считаем, нам стоит ждать в скором времени свежего нормативного документа о финансовых санкциях за «наличные» нарушения. Сейчас в Верховной Раде работают с законопроектом от 27.12.18 г. № 9451, которым предусмотрены смягченные финансовые санкции по п. 1 и 2 табл. 1. А пока напомним, какие штрафы остались неизменными и за что.
Какие штрафы действуют
Из табл. 1 вы узнали, за какие нарушения штрафы отменены. Однако не будем забывать, что основные правила обращения с наличными установлены Положением № 148. И их никто не отменял.
За нарушение правил ведения кассовых операций, в частности, юрлицами и их обособленными подразделениями любой организационно-правовой формы и формы собственности, предпринимателями при ведении хоздеятельности (производство, реализация, приобретение товаров, иная деятельность) законодательством предусмотрена административная ответственность. Приведенные в табл. 2 штрафные санкции налагаются на должностных лиц предприятий и предпринимателей.
Внимание! Штраф может быть наложен в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – в течение 2 месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КУоАП).
Таблица 2
№ |
Нарушение |
Размер штрафа |
Норма КУоАП |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Нарушение порядка ведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм расчетов наличными* |
От 100 до 200 нмдг (от 1 700 до 3 400 грн.) – на физлицо-предпринимателя, должностных лиц юрлица – за первое нарушение в течение календарного года. От 500 до 1 000 нмдг (от 850 до 17 000 грн.) – за повторное нарушение в течение календарного года |
Ст. 16315 |
2 |
Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств |
От 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.). От 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.) – за повторное нарушение в течение календарного года** |
Ст. 1642 |
3 |
Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, реализующими товары за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций*** |
От 17 до 88 нмдг (от 289 до 1 496 грн.) – на лиц, ответственных за сдачу выручки, – за первое нарушение в течение календарного года. От 43 до 175 нмдг (от 731 до 2 975 грн.) – за повторное нарушение в течение календарного года |
Ст. 1644 |
* Штраф налагают органы ГФС (ст. 2342 КУоАП) на виновных в таких нарушениях должностных лиц предприятий, а также на предпринимателей.** Штраф налагают органы государственного финансового контроля (Государственная аудиторская служба – ее полномочия установлены Положением, утвержденным постановлением КМУ от 03.02.16 г. № 43) на должностных лиц предприятий государственного сектора экономики (ст. 2341 КУоАП).*** Штраф налагают органы Национальной полиции (ст. 222 КУоАП). |
Комментарии к материалу