Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Форс-мажор: бухгалтерский и налоговый учет

27.10.2014

Чем ценна эта статья: здесь вы, в частности, найдете информацию о том, как правильно отразить в учете операции по ликвидации основных средств и списании запасов, уничтоженных стихийным бедствием.

От чего поможет защититься: от неверного отражения последствий форс-мажорных обстоятельств и от ошибок при списании уничтоженных или разрушенных активов предприятия.

Если активы предприятия пострадали в результате событий, называемых в юридической практике форс-мажором, этот факт нужно правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим на примере.

Пример

В результате стихийного бедствия (урагана) было разрушено здание склада, в связи с чем часть запасов пришла в негодность. Документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, у предприятия имеются.

Первоначальная стоимость разрушенного здания – 250 000 грн., накопленный износ – 200 000 грн., остаточная стоимость – 50 000 грн. (в бухгалтерском и налоговом учете). Так как здание ремонту не подлежит, то предприятием принято решение о его ликвидации и сносе. От разборки здания предприятием получены материалы (кирпичи, лом), оцененные по цене возможной реализации на сумму 12 000 грн. Кроме того, расходы на ликвидацию здания составили 8 000 грн. (зарплата с начислениями, расходные материалы и т. п.). Стоимость запасов, хранящихся на складе и пришедших в негодность, определена в размере 60 000 грн.

Бухгалтерский учет

Согласно заключению компетентной технической комиссии предприятия разрушенное ураганом здание ремонту не подлежит. Это значит, что здание не соответствует критериям признания его активом (не ожидаются выгоды от его дальнейшего использования), поэтому его необходимо списать с баланса (п. 33 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Обратите внимание: приказом Минфина от 27.06.13 г. № 627 были внесены изменения в Инструкцию о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций от 30.11.99 г. № 291; из Плана счетов исключены счета 75 и 99, на которых ранее отражались доходы и расходы от чрезвычайных событий. Поэтому на практике у бухгалтеров возникает вопрос:

На каких счетах бухучета следует отражать доходы и расходы от чрезвычайных событий?

На наш взгляд, теперь предприятиям при отражении последствий действия непреодолимой силы (стихийных бедствий, техногенных катастроф и т. п.) для отражения доходов следует использовать такие субсчета:

 

  • 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки» – при возмещении убытков от чрезвычайных событий (например, страховыми компаниями);
  • 746 «Прочие доходы» – прочие доходы от чрезвычайных событий.

При списании понесенных затрат в состав расходов можно использовать такие субсчета:

 

  • 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – при списании испорченных и пришедших в негодность ТМЦ;
  • 976 «Списание необоротных активов» – при ликвидации разрушенных основных средств (далее – ОС);
  • 977 «Прочие расходы деятельности» – при наличии прочих расходов от чрезвычайных событий.

В состав расходов включаются прямые потери от чрезвычайных событий и расходы, связанные с ликвидацией последствий таких событий (платежи сторонним организациям и зарплата работников, занятых на восстановительных работах или работах по ликвидации, стоимость испорченных запасов и т. п.).

Налоговый учет

Ликвидация ОС

Налог на прибыль. При ликвидации ОС вследствие стихийного бедствия применяется норма п. 146.16 Налогового кодекса (далее – НК). А именно: стоимость ОС (за минусом накопленного износа отдельного объекта ОС), разрушенных вследствие независящих от налогоплательщика причин, включается в состав расходов того отчетного периода, в котором возникли эти причины (произошли события).

Если же в результате ликвидации ОС предприятие получает ТМЦ, которые можно использовать для собственных нужд или реализовать, то, по мнению Миндоходов, стоимость этих ТМЦ надо включить в состав дохода на основании пп. 135.5.15 НК (см. письмо ГНС от 23.05.12 г. № 8802/6/15-1415).

При дальнейшей реализации стоимость таких ТМЦ включается в состав дохода на основании пп. 135.4.1 и одновременно списывается на расходы в виде себестоимости реализованных товаров (п. 138.8 НК).

НДС. Когда ликвидация ОС происходит не по желанию налогоплательщика, а в связи с наступлением какого-то события (например, в связи с их разрушением стихией, как в нашем случае), налоговые обязательства по НДС не начисляются и налоговый кредит по ранее приобретенным ОС не корректируется, поскольку такие операции не являются поставкой ОС (пп. 14.1.191, п. 189.9 НК). Однако это правило действует только при наличии у предприятия документов, подтверждающих такое событие (стихийное бедствие и пр.) и факт ликвидации ОС. Такие документы должны быть представлены контролирующему органу (вместе с налоговой декларацией по НДС за отчетный период или при проверке).

При получении от ликвидации ОС каких-либо комплектующих, составных компонентов и других отходов, которые в бухгалтерском учете приходуются на материальные счета в целях использования в хоздеятельности налогоплательщика, налоговые обязательства также не начисляются (п. 189.10 НК, письмо ГНС от 07.06.12 г. № 9553/6/23-50.0114).

Списание запасов

Налог на прибыль. Стоимость уничтоженных и пришедших в негодность в результате стихии запасов в налоговом учете не отражается, так как они не были использованы в хоздеятельности.

НДС. Здесь надо действовать согласно пп. «г» п. 198.5 НК. А именно: на стоимость уничтоженных и пришедших в негодность товаров необходимо начислить налоговые обязательства. База налогообложения определяется исходя из стоимости их приобретения (п. 189.1 НК). Конечно, это нужно сделать только в том случае, если при приобретении таких товаров суммы НДС были включены в состав налогового кредита.

Бухгалтерский и налоговый учет операций, вызванных стихийным бедствием

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Списано с баланса разрушенное здание склада:

– сумма износа

Акт о стихийном бедствии, акт списания основных средств
(типовая форма ОЗ-3)1



131



103



200 000





– остаточная стоимость

976

103

50 000

50 0002

2

Отражены расходы на ликвидацию здания

Расходные накладные, акты выполненных
работ, ведомость
начисления зарплаты

976

20, 65,
66 и др.

8 000

8 0003

3

Оприходованы ТМЦ (кирпич, лом), полученные от разборки здания

Накладная-требование (типовая форма

№ М-11)4

209

746

12 000

12 0005

4

Списана на расходы стоимость запасов, пришедших в негодность

Акт на списание, инвентаризационная опись

947

20

60 000

5

Начислены налоговые обязательства на стоимость списанных запасов6

Налоговая накладная

947

641/НДС

12 000

6

Списаны на финансовый результат:

– доходы

Бухгалтерская
справка


746


793


12 000



– расходы

791

947

72 000

793

976

58 000

1 Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

2 Согласно п. 146.16 НК.

3 Включается в расходы на основании п. 144.2 НК.

4 Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.

5 Согласно пп. 135.5.15 НК.

6 В соответствии с пп. «г» п. 198.5 НК.

 

Важный нюанс! Если в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) у вас осталась невзысканная кредиторская задолженность, то сумма такой задолженности считается безнадежной и подлежит включению в состав доходов (пп. 14.1.11, 135.5.4 НК).

ВЫВОДЫ

Действие форс-мажорных обстоятельств может стать причиной появления сбоев в производственном процессе предприятия, ликвидации объектов основных средств и списания ТМЦ, пришедших в негодность. При отражении в учете последствий форс-мажора нужно обратить внимание на следующие моменты:

 

  • в бухгалтерском учете следует использовать субсчета 715, 746 – при отражении доходов от чрезвычайных событий, субсчета 947, 976, 977 – при списании затрат от чрезвычайных событий;
  • налоговый учет таких операций практически не отличается от учета подобных операций, возникающих в процессе обычной деятельности предприятия (например, в случае ликвидации основных средств). Однако предприятию следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих факт наступления чрезвычайных событий, чтобы без проблем учесть стоимость разрушенного имущества (в частности, основных средств) в составе налоговых расходов и не начислять налоговые обязательства по НДС.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
17.12.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
16.12.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за октябрь 2025 года
О том, как можно сэкономить на налогообложении комплекса нежилых зданий, о критериях определения бенефициарности собственника дохода при начислении налога на репатриацию, об уменьшении срока обращения в суд с требованиями о возмещении НДС и других интересных моментах – читайте в иногда неожида...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
24.12.2025
Задолженность перед контрагентами из Беларуси: как исчислять сроки исковой давности?
Узнайте, как исчислить срок давности по задолженности, возникшей до 2022 года, если ваш контрагент находится в Беларуси. Ситуация. У нашего предприятия есть задолженность, возникшая до 2022 года, перед предприятием, которое находится в Беларуси. Эта задолженность не будет погашена, поэтому сейчас хо...
24.12.2025
Исковая давность в договорных отношениях: как исчислять с учетом карантинного и военного приостановления?
В статье рассмотрено, на какой период было приостановлено течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Украины, с какого момента оно возобновлено в связи с принятием соответствующего закона, а также на примерах показано, как рассчитать срок исковой давности с учетом приостанов...
22.12.2025
Может ли быть прибыль или убыток у неприбыльной организации?
Если в бухучете неприбыльной организации финрезультат равен нулю, бухгалтер спокоен. Но как только он видит, что доходы превысили расходы отчетного периода и есть бухгалтерская прибыль, возникают опасения: не лишится ли организация статуса неприбыльной, ведь «вылезла» прибыль; не нужно л...
Лучшие материалы