Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Благотворительность: как оформить в учете

25.06.2015

Акценты этой статьи:

  • документальное оформление благотворительной передачи;
  • пример отражения в бухгалтерском учете операции по передаче благотворительной помощи.

С позиции Гражданского кодекса (далее – ГК) благотворительную помощь следует считать пожертвованием. К договору о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом (ст. 729 ГК).

Договор дарения может заключаться как в письменной, так и в устной форме (ст. 719 ГК). Однако с получателем благотворительной помощи (бенефициаром) рекомендуем заключить письменный договор или получить от него письмо с просьбой предоставить помощь. Такое письмо должно быть завизировано руководителем предприятия-благотворителя.

Отметим: в отличие от других договоров дарения валютных ценностей (иначе – денежных средств), договор о благотворительном пожертвовании не подлежит обязательному нотариальному удостоверению, даже если его сумма в 50 раз превышает размер НМДГ (ст. 6 Закона от 05.07.12 г. № 5073-VI).

Передача благотворительной помощи подтверждается обычными первичными документами. Например, это могут быть:

  • приказ руководителя предприятия о предоставлении денежной помощи (либо помощи в виде бесплатного предоставления товаров, работ, услуг);
  • платежное поручение, в котором указано, что деньги перечисляются на благотворительные цели;
  • выписка банка о движении денежных средств;
  • накладная (акт приемки-передачи).

Кроме того, благотворителю следует получить:

  • копию решения о включении организации-получателя в реестр неприбыльных – в случае оказания помощи неприбыльной организации;
  • выписку о внесении в реестр волонтеров АТО – если получателем помощи является волонтер. Обратите внимание: в связи со вступлением в силу с 01.04.15 г. Закона от 05.03.15 г. № 246-VIII и дальнейшим принятием подзаконных актов возможны изменения и в документальном оформлении оказания благотворительной помощи через волонтеров.

В случае оказания благотворительной помощи физлицам благотворителю нужно позаботиться о документах, подтверждающих целевое использование такой помощи (подробнее см. консультацию на с. 45 этого номера).

Рассмотрим на примере учет операций по оказанию благотворительной помощи.

Пример

Плательщик налога на прибыль в 2015 году перечислил деньги волонтерам для закупки технических средств наблюдения, передал воинской части мясные консервы, а также ТМЦ военного назначения (камуфляжную одежду, берцы и карематы). ТМЦ военного назначения налогоплательщик приобрел специально для передачи, а мясными консервами он торгует.

Учет операций покажем в таблице на следующей странице.

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

Благотворительность деньгами

1

Перечислены денежные средства волонтерам*

Приказ руководителя,
выписка банка

977

311

80 000

Неденежная благотворительность

2

Приобретены ТМЦ для воинской части

Накладная
типовой формы № М-11**

209

631

42 000***

3

Списаны ТМЦ, переданные воинской части

Приказ руководителя,
акт приемки-передачи, копия
решения о внесении в Реестр

977

209

42 000****

4

Списаны мясные консервы

977

281

60 000****

5

Начислены налоговые обязательства по НДС при передаче мясных консервов

Налоговая накладная

977

641

12 000*****

* НДФЛ не удерживается (пп. 165.1.19, пп. «а» пп. 170.7.8 Налогового кодекса, далее – НК). А стоимость переданных денежных средств не попадает в расчет благотворительного лимита, так как волонтер не является неприбыльной организацией (пп. 140.5.9 НК).

** Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.

*** С учетом входного НДС.

**** Если годовой доход предприятия не превышает 20 млн грн., то вся стоимость переданных активов будет учтена
в расходах для целей обложения налогом на прибыль. В противном случае налоговые расходы будут ограничены благотворительным лимитом (см. пример на с. 41 этого номера).

***** В сумме ранее отраженного налогового кредита.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
01.09.2025
Апгрейд компьютерной программы
В статье рассмотрены нюансы отражения в бухучете и налогообложение апгрейда (обновления) компьютерной программы. Любой пользователь программного обеспечения регулярно сталкивается с его обновлением (антивирусные программы, бухгалтерские учетные программы и т. п.). Ведь меняется законодательство, обн...
01.09.2025
Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, отгружающим товар?
В статье расскажем, какие документы нужно оформить сторонам договора, если товар покупателям отгружает не собственник, а его представитель (логистическое предприятие). Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, рис...
01.09.2025
Роль и значение товарно-транспортной накладной: почему этот документ так важен?
В статье расскажем о функциях ТТН для перевозки грузов. Нужно ли иметь ТТН для отражения расходов по товарам и услугам перевозки? Необходима ли ТТН для разблокирования налоговых накладных? Какие налоговые риски минимизирует наличие ТТН? Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, ри...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Офис в квартире директора: нужно ли оформлять договор аренды или ссуды?
В статье расскажем, необходимо ли заключать договор аренды или ссуды, если предприятие зарегистрировало свое местонахождение по домашнему адресу одного из учредителей. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Иногда по тем или иным причинам учредители (участники, члены) юридического лица ...
15.09.2025
Как организовать бизнес на дому
Можно ли вести бизнес на дому? В статье разберемся, какие виды деятельности разрешено проводить по месту жительства субъекта хозяйствования. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Сегодня у многих предпринимателей местом проведения деятельности является место их регистрации. Также офис юр...
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
Лучшие материалы