Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет улучшений нематериальных активов

Из этой статьи вы узнаете: чем различаются налоговый и бухгалтерский учет операций по усовершенствованию объектов НМА.

Что можно сделать на практике: выбрать удобный для вас вариант учета.

Виды улучшений

В процессе эксплуатации нематериальных активов (далее – НМА) у предприятия могут быть расходы:

  • связанные с усовершенствованием (модернизацией) таких активов;
  • направленные на поддержание объекта НМА в состоянии, пригодном для эксплуатации.

В обоих случаях это расходы на улучшение НМА.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на улучшение НМА отражаются в зависимости от цели, которую ставит перед собой предприятие, улучшая объект (п. 18 П(С)БУ 8).

Допустим, ваша цель – поддержать объект НМА в пригодном для использования состоянии и получить первоначально ожидаемую экономическую выгоду от его использования. В этом случае затраты на улучшение надо включать в состав расходов отчетного периода.

Примером расходов на поддержание объек­та НМА в состоянии, пригодном для эксплуатации, можно считать расходы на пополнение информационно-поисковых систем.

Счета учета для отражения расходов выбираются в зависимости от направления использования объекта НМА (например: счет 92 – административные расходы, счет 93 – расходы на сбыт).

Или же ваша цель – усовершенствовать (модернизировать) объект НМА, расширить сферу и возможности его применения, увеличить срок его полезного использования. И вы рассчитываете, что после таких улучшений станете получать больший доход от использования этого объекта. Тогда затраты на такое улучшение увеличивают первоначальную стоимость объекта и подлежат амортизации.

Примером расходов на усовершенствование (модернизацию) НМА может быть: переустановка новой версии программы с большими функциональными возможностями, расходы на подачу международной заявки на изобретение или полезную модель либо международную регистрацию торговой марки. Расходы на усовершенствование (модернизацию) объекта НМА накапливаются по дебету субсчета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов». Увеличение первоначальной стоимости объекта НМА отражается проводкой Дт 12 – Кт 154.

Если говорить коротко, то в первом случае расходы на улучшение нужны для того, чтобы в будущем получить от использования объекта не меньше, чем ожидали, а во втором – чтобы получить больше, чем ожидали вначале.

Налоговый учет

В налоговом учете расходы, подлежащие амортизации, перечислены в п. 144.1 Налогового кодекса (далее – НК). Однако расходов на улучшение объек­тов НМА в этом перечне нет.

Тем не менее по общим правилам в состав налоговых расходов включаются расходы, связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика (п. 138.1, 139.1 НК). Расходы на усовершенствование НМА и на поддержание их в пригодном для эксплуатации состоянии связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому мы считаем, что их можно отнести к составу прочих расходов того периода, в котором они были понесены (п. 138.5, пп. 138.12.2 НК).

Вместе с тем, по мнению специалистов фискальной службы (см. ОИР, категория 102.09.03), когда расходы понесены на усовершенствование и модернизацию НМА, следует воспользоваться принципом бухгалтерского учета. А именно: такие расходы должны увеличивать первоначальную стоимость объекта НМА и амортизироваться.

Отметим, что это осторожный подход. Ведь так расходы на усовершенствование объектов НМА относятся к составу налоговых расходов не сразу, а постепенно – по мере амортизации объекта НМА.

По всем улучшениям предприятие имеет право на налоговый кредит по НДС на общих основаниях: ведь объект НМА используется в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности (п. 198.2 НК).

Пример

Предприятием были понесены расходы на объекты НМА, которые числятся на балансе, а именно:

  • подана заявка на международную регистрацию торгового знака (был ранее приобретен предприятием). Стоимость сбора при подаче заявки составила 7 300 грн. (без НДС);
  • уплачена ежемесячная сумма за пополнение информационно-поисковой системой, содержащей нормативную базу. Сумма платежа составила 750 грн. (в т. ч. НДС – 125 грн.).

Учет операций с объектами НМА

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Перечислена сумма сбора при подаче заявки на международную регистрацию торгового знака

Выписка банка

377

311

7 300

2

Получен сертификат о международной регистрации торгового знака

Акт на право владения торговой маркой,
сертификат

123

377

7 300

–*

3

Перечислена плата за пополнение информационно-поисковой системы

Выписка банка

371

311

750

4

Начислен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

644

125

5

Получена услуга пополнения

Акт
оказанных услуг

92

631

625

625

6

Закрыты расчеты по НДС

644

631

125

7

Закрыты расчеты с контрагентом

631

371

750

* Если предприятие решит отнести эти расходы к составу прочих налоговых расходов, то их следует признать в том отчетном периоде, в котором они были понесены (п. 138.5 НК).


ВЫВОДЫ

В бухгалтерском учете расходы, связанные с усовершенствованием (модернизацией) объектов НМА, увеличивают их первоначальную стоимость и подлежат амортизации.

В налоговом учете такие расходы можно:

  • вариант 1 – учитывать в составе прочих расходов отчетного периода, поскольку они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, но не названы в п. 144.1 НК среди расходов, подлежащих амортизации. Преимуществом этого варианта является то, что всю сумму затрат можно сразу включить в налоговые расходы;
  • вариант 2 – используя принципы бухгалтерского учета, отнести на увеличение первоначальной стоимости НМА. Преимуществом такого варианта является отсутствие налоговых разниц. И этот вариант поддерживают налоговые органы.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
24.03.2025
Как показать в учете возврат комиссии банком?
Ситуация. Банк возвращает предприятию комиссию, снятую при получении предприятием денег в качестве оплаты товара, осуществленной покупателем картой. Это происходит в связи с возвратом денег за приобретенный товар покупателю на карту. «Возврат» комиссии происходит так: банк возвращает ...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
16.04.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за февраль 2025 года
Рассмотрим практику Верховного Суда по налоговым спорам за февраль 2025 года и составим рейтинг из 6 ошибок, допущенных налогоплательщиками как участниками этих споров. Чему отдать предпочтение: букве или духу закона? Рассмотрим практику Верховного Суда по налоговым спорам за февраль 2025 года и ...
24.03.2025
Как показать в учете возврат комиссии банком?
Ситуация. Банк возвращает предприятию комиссию, снятую при получении предприятием денег в качестве оплаты товара, осуществленной покупателем картой. Это происходит в связи с возвратом денег за приобретенный товар покупателю на карту. «Возврат» комиссии происходит так: банк возвращает ...
28.01.2025
Формирование финансового результата: отражение в бухучете
По завершении отчетного финансового года в бухгалтерии подводят окончательные итоги работы предприятия за год – сравнивают доходы отчетного периода и расходы, понесенные для их получения, и определяют финансовый результат. Как это сделать, читайте в данной статье. Годовая финансовая отчетность...
Лучшие материалы