Как в бухучете отразить приобретение основных средств за счет кредита?
28.10.2014 780 0 1
Предприятие для приобретения дорогостоящего оборудования взяло краткосрочный кредит в банке. Как отразить приобретение такого объекта основных средств (далее – ОС) в бухучете?
Отметим сразу, что вашему поставщику абсолютно все равно, на чьи деньги вы покупаете у него оборудование – на свои, деньги спонсора или заемные. Поставщик в любом случае выдаст (выпишет) вам абсолютно стандартный пакет документов, который, как правило, включает в себя: договор, счета, накладные, акты приемки-передачи, специ-фикации и т. д. На основании этих документов бухгалтер и отразит приобретение объекта ОС в учете предприятия.
В целом бухучет в случае приобретения ОС на заемные средства практически ничем не отличается от бухучета в случае покупки ОС на собственные деньги предприятия. Однако вы будете начислять проценты за пользование кредитом. Это финансовые расходы предприятия, которые надо капитализировать, когда речь идет о создании ОС (п. 3 П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»).
Поясним, что это означает. Капитализация – это включение финансовых расходов в себестоимость квалификационного актива. Квалификационным считается актив, создание которого занимает более трех месяцев. Подробнее см. на с. 5 этого номера. Например, производитель оборудования затратил немалое время на его создание. Если он использовал в процессе производства заемные средства, то сумму процентов он включил в себестоимость этого оборудования (квалификационного актива).
Однако у вас ситуация иная – деньги в банке получены для того, чтобы сразу приобрести готовое оборудование, не тратя времени на его создание. Поэтому проценты по кредиту не надо включать в себестоимость оборудования в бухучете, их можно сразу относить на финансовые расходы. Покажем это проводками в таблице.
Учет приобретения объекта ОС на заемные средства
(грн.)
№п/п
|
Содержание операции
|
Первичный документы
|
Бухгалтерский учет
|
Налоговый учет
|
|||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
Доход
|
Расходы
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Получены заемные денежные средства из банка |
Банковская выписка
|
311
|
601
|
100 000,00
|
–
|
–
|
2
|
Перечислены поставщику деньги для покупки оборудования |
631
|
311
|
100 000,00
|
–
|
–
|
|
3
|
Отражена сумма налогового кредита по НДС |
Налоговая накладная
|
641
|
631
|
16 666,67
|
–
|
–
|
4
|
Оприходовано оборудование |
Акт приемки-передачи, накладные
|
152
|
631
|
83 333,33
|
–
|
–
|
5
|
Введено в эксплуатацию оборудование |
Акт типовой формы № ОЗ-1*
|
104
|
152
|
83 333,33
|
–
|
–
|
6
|
Начислены проценты банку за пользование кредитом |
Расчет процентов, уведомление банка
|
95
|
684
|
20 000,00
|
–
|
20 000,00**
|
7
|
Перечислены проценты банку |
Банковская выписка
|
684
|
311
|
20 000,00
|
–
|
–
|
* Утверждена приказом Минстата от 25.12.95 г. № 352. ** Согласно пп. 138.10.5 Налогового кодекса (далее – НК), в состав прочих расходов включаются финансовые расходы в виде начисленных процентов (за пользование кредитами и займами, по выпущенным облигациям и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных НК, которые связаны с заимствованиями (кроме финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31). Аналогичные требования содержатся и в п. 141.1 НК: разрешено включать в состав расходов любые расходы, связанные с начислением процентов по долговым обязательствам (в т. ч. по любым кредитам, займам, депозитам) в течение отчетного периода, если такие начисления обусловлены ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика (опять же за исключением финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31). |
Комментарии к материалу