Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация основных средств – завершаем отчетный год

Инвентаризация основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА) предусматривает, что вам надо проверить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, а также достоверность его оценки. В консультации расскажем, как провести инвентаризацию объектов ОС и ПНМА и отразить ее результаты в учете.

Распишем пошагово, как проводится инвентаризация согласно положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Инвентаризация объектов ОС может проводиться по решению руководства или собственников предприятия в любое время. В обязательном порядке ОС инвентаризуют в случаях, предусмотренных п. 7 разд. І Положения № 879, в частности перед составлением годовой финансовой отчетности.

В этом случае для большинства объектов ОС (счет 10) и ПНМА (счет 11) инвентаризация должна быть проведена в течение трех месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения № 879). То есть дата (или период) проведения инвентаризации ОС и ПНМА, установленные предприятием, должны приходиться на временной промежуток с 1 октября по 31 декабря отчетного года. При этом в разных структурных (и обособленных) подразделениях предприятия инвентаризация объектов ОС может проводиться в разные дни.

Однако для отдельных объектов ОС и ПНМА предусмотрены специальные сроки проведения инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879). В частности:

  • объекты ОС, которые на установленную предприятием дату проведения инвентаризации будут находиться вне предприятия (например, автомобили, морские и речные суда, которые отбывают в длительные рейсы) нужно проинвентаризировать заранее, до их временного выбытия с предприятия;
  • земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости могут инвентаризироваться раз в 3 года (кроме недвижимости госпредприятий);
  • инструменты, приборы, инвентарь (мебель) – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться ежегодно в объеме не менее 30 % таких объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех ОС в течение трех лет;
  • библиотечные фонды – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться по установленному им графику на протяжении года.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
20.06.2025
Учет налоговых разниц по обеспечениям и резервам
В статье на примерах покажем влияние операций по формированию, использованию и корректировке обеспечений на базу обложения налогом на прибыль. При создании резервов в бухгалтерском учете возникают расходы. Однако разницы по налогу на прибыль по резервам нивелируют их влияние на налогооблагаемую базу...
23.04.2025
Бесплатное получение ОС от резидента
Предприятие может получить объект основных средств (далее – ОС) как за плату, так и бесплатно. В последнем случае бухгалтеров обычно интересует, как определить стоимость объекта, по которой его нужно оприходовать и каким документом подтвердить такую стоимость. В статье расскажем, как документа...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
20.06.2025
Учет налоговых разниц по обеспечениям и резервам
В статье на примерах покажем влияние операций по формированию, использованию и корректировке обеспечений на базу обложения налогом на прибыль. При создании резервов в бухгалтерском учете возникают расходы. Однако разницы по налогу на прибыль по резервам нивелируют их влияние на налогооблагаемую базу...
23.04.2025
Бесплатное получение ОС от резидента
Предприятие может получить объект основных средств (далее – ОС) как за плату, так и бесплатно. В последнем случае бухгалтеров обычно интересует, как определить стоимость объекта, по которой его нужно оприходовать и каким документом подтвердить такую стоимость. В статье расскажем, как документа...
23.09.2021
Первичные документы: оформляем правильно
Акценты этой статьи: почему важно правильно составлять первичные документы; какие обязательные реквизиты непременно должны быть в первичном документе; кто должен подписывать первичный документ; поможет ли первичный документ доказать в суде реальность хозоперации; что нужно делать, если первич...
Лучшие материалы