Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация основных средств – завершаем отчетный год

Инвентаризация основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА) предусматривает, что вам надо проверить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, а также достоверность его оценки. В консультации расскажем, как провести инвентаризацию объектов ОС и ПНМА и отразить ее результаты в учете.

Распишем пошагово, как проводится инвентаризация согласно положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Инвентаризация объектов ОС может проводиться по решению руководства или собственников предприятия в любое время. В обязательном порядке ОС инвентаризуют в случаях, предусмотренных п. 7 разд. І Положения № 879, в частности перед составлением годовой финансовой отчетности.

В этом случае для большинства объектов ОС (счет 10) и ПНМА (счет 11) инвентаризация должна быть проведена в течение трех месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения № 879). То есть дата (или период) проведения инвентаризации ОС и ПНМА, установленные предприятием, должны приходиться на временной промежуток с 1 октября по 31 декабря отчетного года. При этом в разных структурных (и обособленных) подразделениях предприятия инвентаризация объектов ОС может проводиться в разные дни.

Однако для отдельных объектов ОС и ПНМА предусмотрены специальные сроки проведения инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879). В частности:

  • объекты ОС, которые на установленную предприятием дату проведения инвентаризации будут находиться вне предприятия (например, автомобили, морские и речные суда, которые отбывают в длительные рейсы) нужно проинвентаризировать заранее, до их временного выбытия с предприятия;
  • земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости могут инвентаризироваться раз в 3 года (кроме недвижимости госпредприятий);
  • инструменты, приборы, инвентарь (мебель) – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться ежегодно в объеме не менее 30 % таких объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех ОС в течение трех лет;
  • библиотечные фонды – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться по установленному им графику на протяжении года.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
22.09.2025
Входят ли ТЗР в цену приобретения товара для определения базы обложения НДС?
В статье рассматриваем два варианта учета транспортно-заготовительных расходов и объясняем, как выбор варианта влияет на формирование базы налогообложения по НДС. Практическая ситуация Предприятие – плательщик НДС приобретает товар для последующей перепродажи. При этом учет транспортно-загото...
19.08.2025
Приобретение нематериальных активов: оформление и учет
В статье расскажем, какие активы относятся к нематериальным, как отразить их приобретение в бухгалтерском и налоговом учете, а также оформить документально. Операции с нематериальными активами, такими как компьютерные программы, торговые марки, лицензии, осуществляет практически каждое предприятие. ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
22.09.2025
Входят ли ТЗР в цену приобретения товара для определения базы обложения НДС?
В статье рассматриваем два варианта учета транспортно-заготовительных расходов и объясняем, как выбор варианта влияет на формирование базы налогообложения по НДС. Практическая ситуация Предприятие – плательщик НДС приобретает товар для последующей перепродажи. При этом учет транспортно-загото...
19.08.2025
Приобретение нематериальных активов: оформление и учет
В статье расскажем, какие активы относятся к нематериальным, как отразить их приобретение в бухгалтерском и налоговом учете, а также оформить документально. Операции с нематериальными активами, такими как компьютерные программы, торговые марки, лицензии, осуществляет практически каждое предприятие. ...
20.06.2025
Учет налоговых разниц по обеспечениям и резервам
В статье на примерах покажем влияние операций по формированию, использованию и корректировке обеспечений на базу обложения налогом на прибыль. При создании резервов в бухгалтерском учете возникают расходы. Однако разницы по налогу на прибыль по резервам нивелируют их влияние на налогооблагаемую базу...
Лучшие материалы