• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Финмониторинг банковских операций: что надо знать клиенту для минимизации рисков

01.07.2020 501 0 0

Что важно знать о контроле со стороны банка:

  • субъект хозяйствования (далее – СХ), взаимодействующий с фиктивным контрагентом, может попасть под усиленную проверку банка в ходе финмониторинга;
  • к рисковой деятельности, по мнению банка, относится розница, оказание маркетинговых, консультационных, рекламных и прочих услуг, реальность которых сложно подтвердить;
  • НБУ составил перечень из более семидесяти индикаторов подозрительных операций, с которым СХ стоит внимательно ознакомиться, планируя свою хозяйственную деятельность.

В Украине действует Закон о финмониторинге (от 06.12.19 г. № 361-IX, далее – Закон № 361). Банки являются важнейшими субъектами первичного финмониторинга (далее – СПФМ), ведь через них проходит большинство финансовых операций граждан и СХ в масштабах страны. Поэтому НБУ требует, чтобы банки контролировали финансовые операции своих клиентов. За невыполнение банками этих требований предусмотрены разнообразные санкции: от внушительных штрафов до ликвидации банка (ст. 32 Закона № 361). На сайте НБУ регулярно публикуется перечень банков – нарушителей законодательства в сфере противодействия ОД/ФТ (отмыванию денег и финансированию терроризма) и примененных к ним санкций. В свою очередь, банки, опасаясь санкций от регулятора, уделяют пристальное внимание законности финансовых операций своих клиентов. Вот почему гражданам и, конечно же, СХ важно понимать, как обслуживающий банк оценивает их повседневную деятельность с позиции противодействия отмыванию «грязных» денег. Понимая, как это происходит, клиенты банка смогут избежать проблем во время осуществления отдельных финансовых операций и проведения проверок их деятельности.

Под новый Закон о финмониторинге разработано новое Положение об осуществлении банками финмониторинга, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.05.20 г. № 65 (далее – Положение № 65). Соответственно утратило силу прежнее Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 26.06.15 г. № 417 (далее – Положение № 417).

Положением № 65 установлены общие требования, касающиеся выполнения банками законодательства в сфере противодействия ОД/ФТ, то есть противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и/или финансированию распространения оружия массового уничтожения. Данное сокращение пространной формулировки приведено в п. 4 Положения № 65 и применяется по всему тексту документа (надо полагать, для упрощения восприятия информации).

В Положении № 65 около двухсот (!) страниц, включая 29 приложений. Многие нормы перекочевали в него из Положения № 417. В новом документе аккумулированы наработки Госфинмониторинга и НБУ в сфере противодействия ОД/ФТ. Для СХ наибольшую практическую ценность представляют приложения к Положению № 65. Остановимся подробно на самых важных из них.

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы